17 августа во всем мире отмечается День магазинов секонд-хенда. Журналистка «Нашого міста» узнала о том, откуда сейчас завозят подержанные вещи и что думают днепряне о покупке таких товаров.
Британцы уверенно держат первенство
В Украине термин «секонд-хенд» (на английском second hand – вторая рука) начали употреблять в середине 1990-х. Приблизительно тогда же во многих городах, в том числе в Днепре, стали появляться магазины подержанных вещей. Как тогда, так и сейчас одежда, обувь, сумки и другие вещи едут к нам, в большинстве, из европейских стран: таких как Великобритания, Германия, Нидерланды и другие. При этом первая из них уверенно держит первенство.
Дело в том, что именно в Великобритании зародилась любопытная традиция: члены королевских семей дарили собственную одежду в благодарность. Британцы до сих пор не только снабжают товары по всему миру, но и сами с удовольствием покупают его. Известно, что жители этой страны в общей сложности тратят на секонд-хенд более 1 миллиарда фунтов стерлингов ежегодно. Такая одежда и обувь становятся все более популярной среди людей всех социальных слоев. Более того: многие известные бренды и дизайнеры сотрудничают с секонд-хендами. Такая разновидность торговли все чаще становится средством не только обновления гардероба, но и яркого самовыражения и демонстрации экологической сознательности.
Сборники вещей могут быть трех видов
Как за границей собирают подержанные вещи? Существует три основных вида сборки: магазинная, домашняя, контейнерная. Магазин – это когда все непроданные вещи из коллекций продают сортировочным базам по заниженным ценам. Домашняя – когда частные компании, имеющие определенную лицензию, обходят дома с предложением отдать ненужные вещи, или отправляют по почте письмо с той же просьбой и полиэтиленовым пакетом. После этого люди собирают вещи, которые им не нужны, в пакет и ставят его у дверей. Затем его увозит машина этой компании. И, наконец, контейнерная сборка. Для нее в спальных районах и местах больших скоплений людей ставятся специальные контейнеры. Люди сносят туда свои вещи, которые потом тоже попадают на сортировочную базу, где они распределяются по категориям. Основные виды сортировки – это сток (новые вещи с лейбами), крем или люкс (новые вещи со срезанными лейбами или без явных следов ношения) и оригинал. В последнем случае вещи вообще не сортируются.
В Украине решили навести порядок с секондом
Когда в Украине появился секонд хенд, преимущественно такие вещи продавались на местных рынках. В маленьких городках и селах до сих пор можно увидеть раскладушки с горами одежды.
Но в больших городах, в частности в Днепре, на их место очень быстро пришли магазины. Очень часто в них хороший ремонт, есть удобные примерочные и стулья. Посещают такие торговые точки далеко не только живущие от зарплаты к зарплате или от пенсии к пенсии. Экономить на одежде, обуви и аксессуарах для многих днепрян давно стало нормой. Немало и тех, кто благодаря секонд-хенду пытается делать бизнес. Именно такие люди первыми забегают в магазины в день завоза, буквально выламывая двери и хватая все, что имеет хорошее качество. Такие вещи потом можно выгодно продать на ОЛХ или в соцсетях. Именно с такими «бизнесменами» украинские власти решили бороться несколько месяцев назад.
В конце мая о намерениях навести порядок в сфере поставок подержанных вещей намекнул в своем телеграмм-канале глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев. Стало ясно, что серые схемы, которыми пользуются поставщики вещей, налоговики будут перекрывать, а также всех заставят платить налоги и таможенные пошлины. А все потому, что сфера секонд-хенда – это огромное пространство для сокрытия налогов и откровенного грабежа государства.
– Все помнят видео ярких, иногда кровопролитных штурмов магазинов секонд-хенда здоровыми молодыми людьми, — отметил тогда Даниил Гетьманцев. — Они штурмуют магазины, чтобы приобрести неучтенные шмотки за неучтенный кэш преимущественно для последующей перепродажи. Сэкономленный на такой продаже НДС импортер секонд-хенда реализует путем заключения фиктивных договоров в рынок, давая возможность уже другим мошенникам не платить НДС или (даже!) предъявляют НДС для возмещения. К тому же товар завозится с существенно заниженной стоимостью. Отдельная статья доходов преступников – это завоз под видом секонд-хенда брендовых вещей.
Подержанные вещи подорожали на 30 процентов
После этого заявления стало ясно, что никаких налоговых и таможенных преференций для такого товара больше не будет. А значит, и стоимость этих вещей для конечного потребителя значительно возрастет. Кстати, сейчас наша страна занимает третье место в мире по импорту секонд-хенда после Пакистана и Малайзии.
Этот бизнес процветает, в самом центре Днепра – например, на Театральном бульваре работает немало магазинов подержанных вещей. Правда, в последнее время покупателей в них стало существенно меньше. Причина проста: секонд действительно значительно подорожал. Особенно это заметно в тех магазинах, где установлена фиксированная цена за единицу товара, и она снижается очень медленно. Например, б/у кожаные сумки в днепровских секондах сейчас, как правило, стоят 2-3 тысячи гривен, джинсы в хорошем состоянии – 400-500 гривен. Еще полгода назад цена на подобный товар была значительно ниже.
– У нас товар подорожал процентов на 30, — делится новостью продавщица одного из популярных среди горожан магазинов секонд-хенда на улице Независимости, где продается товар на вес. – Случилось это неожиданно 18 июля. Я продавала товар по одним ценам, и вдруг владелец сообщил мне, что стоимость одного килограмма теперь значительно больше. С чем именно связано такое подорожание, персоналу нашего магазина никто не объяснил. Конечно, покупатели этой новости не обрадовались. Их стало заметно меньше в первые дни завоза. Теперь большинство ждут того времени, когда цена за килограмм упадет с 399 до 99, а то и 39 гривен.
Можно сделать вывод, что днепряне продолжают посещать секонды, потому что одеваться в них все равно выгоднее, чем в обычных магазинах. Но теперь делают это более обдуманно.
Пиджак от модного дизайнера за 13 гривен
47-летняя Наталья (имя изменено по просьбе героини) работает медицинским представителем одной из фармацевтических компаний Днепра. У нее достаточно хорошая зарплата – 28 тысяч гривен. Дочь уже взрослая, сама себя снабжает. Так что Наталья может себе позволить все заработанные деньги тратить на собственные нужды. Вместе с тем, днепрянка уже много лет одевается исключительно в секонд-хендах.
– Первый раз купила подержанную одежду еще в 1990-е, — вспоминает Наталья. – Тогда я была студенткой, денег ни на что не хватало. Поэтому стала одеваться в секонд-хендах. После окончания вуза я нашла работу, впоследствии – прилично оплачиваемую. У меня есть квартира, машина, счет в банке. Отдыхать я обычно езжу за границу или в хорошие отели в Украине. Именно на это, на мой взгляд, есть смысл тратить деньги, а не на джинсы за 2 тысячи гривен, аналог которых можно купить за 200, а то и за 100 или даже 50.
Специфика работы Натальи заключается в том, что каждый рабочий день она должна ездить на служебной машине по городу и распространять информацию о различных медицинских препаратах. При этом очень часто между посещением объектов есть паузы. А находятся эти объекты – аптеки, амбулатории, больницы – в разных районах города. Благодаря этому у днепрянки есть возможность посещать многие магазины.
– В центре Днепра ловить почти нечего, повезти может разве что в день завоза, – делится наблюдениями Наталья. – Такие магазины посещают многие, поэтому хорошие вещи быстро уходят. А вот на жилмассивах Тополь, 12-й квартал, Победа я нахожу настоящие сокровища. Часто покупаю вещи в последние дни завоза, поэтому цена их бывает смешной. А качество – просто супер! Особенно если сравнить с новой одеждой и обувью в торговых центрах.
Вот, например, лишь несколько последних находок Натальи, которыми она гордится. Пиджак от британского дизайнера Jasper Conran обошелся в 13 гривен, приблизительная цена на официальном сайте дизайнера такой одежды – 250-300 фунтов стерлингов. Новенький, даже карманы были зашиты! Ветровка американского бренда Hollister весила на 12 гривен, состояние отличное. А вот, наверное, рекорд: платье в 4 гривнах от британского бренда Monsoon (к низкой цене добавилась скидка по дисконтной карточке). В ней очень приятно прогуливаться в летние вечера.
– Достаточно тяжело, но все же можно поймать в секонд-хендах кожаные сумки в хорошем состоянии, — отмечает Наталья. – Где-то лет шесть назад в магазине на улице Рабочей я приобрела кожаную сумку черного цвета, которая была сделана на фабрике в Венеции. Она обошлась в 175 гривен. Ношу ее до сих пор, только молнию год назад заменила. Но на ручках кожа начинает стираться, так что недавно я начала задумываться о замене моей любимицы. Искала долго, и нашла в магазине на проспекте Леси Украинки. Черная кожаная сумка фирмы Next в отличном состоянии обошлась мне в 230 гривен. Нашла ее в день завоза, товар продавался на вес.
Своим друзьям и знакомым Наталья не афиширует то, что одевается в секонде. А те даже не предполагают, что это так, потому что выглядит женщина очень современно и стильно.
Отбить запах помогут уксус и сода
Светлане Божко 65 лет, она уже давно на пенсии. Выплат от государства едва хватает на еду на коммуналку, поэтому одеваться негде, кроме секонд-хенда, у нее нет финансовой возможности.
– Живу недалеко от вокзала, здесь есть много магазинов подержанной одежды, — рассказывает Светлана Божко. – Но и желающих приобрести недорогие вещи много, так что приходится достаточно долго вылавливать то, что нужно. Я за брендами не гоняюсь, беру то, что подходит по размеру и нравится мне по внешнему виду.
Женщина признается, что предпочитает те вещи, которые продаются на вес. Но иногда ей везет и когда она заглядывает в магазины с фиксированной ценой, которая снижается в течение месяца. У Светланы Николаевны небольшой рост, размер обуви – 36. Благодаря этому она часто покупает вещи, которые малы на других покупательниц, следовательно не являются ходовым товаром.
– У меня нет футболок дороже 20 гривен, почти так же стоят мои юбки и брюки, — не скрывает Светлана Божко. – Самые дорогие вещи – это верхняя одежда, но и здесь я очень редко трачу больше 150 гривен за единицу. Для меня магазины секонд-хенда – это настоящая находка. Не изменяю им и сейчас, когда товар подорожал. Многие мои подружки тоже одеваются в них. Иногда мы звоним по телефону друг другу, если увидели вещи, которые могут подойти кому-то из нас. Такой обмен информацией помогает находить и покупать то, что нужно по доступной цене.
Приобретенные в секонд-хенде вещи днепрянка стирает в ароматной жидкости, чтобы отбить не совсем приятный запах. Еще обычно добавляет кондиционер – на средствах для стирки не экономит. А потом оставляет на сутки сушиться и проветриваться на балконе. Если вещи из секонда обладают слишком сильным запахом, Светлана перед стиркой замачивает их в теплой воде и добавляет полстакана уксуса и 4-5 столовых ложек соды.
Фото автора и из открытых источников.
Напомним, ранее мы писали о том, где в Днепре можно продать подержанные вещи.
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: главное, Новости Днепра