Site icon Наше Місто

Аккумуляторы против обесточиваний: как дороги Днепра готовят к возможным блэкаутам

как дороги Днепра готовят к возможным блэкаутам

Частые блэкауты, вызванные вражескими обстрелами энергетической инфраструктуры Украины, стали частью жизни жителей Днепра и существенно повлияли на безопасность дорожного движения. Отключение электроэнергии приводит к сбою работы светофоров, что, в свою очередь, создает ряд проблем и рисков для участников дорожного движения. Энергетики прогнозируют возвращение блэкаутов в октябре, а по словам мэра Днепра Бориса Филатова, город готовится к худшим сценариям. Какие меры принимают в Днепре для улучшения ситуации на дорогах в условиях отключения электроэнергии, узнает «Наше місто».

Днепр начал активно защищаться от блэкаутов еще в конце 2022-го, когда город впервые погрузился в длительную темноту из-за вражеской ракетной атаки. Тогда горожане почувствовали не только бытовые проблемы в виде отсутствия электроэнергии, отопления и водоснабжения. Остановился электротранспорт, а из-за неработающих светофоров на дорогах образовался настоящий хаос. Однако Днепр не паниковал, а понимая, что нужно научиться жить в условиях войны, искал альтернативу. Одной из таких стала возможность установки аккумуляторов на светофорных объектах.

Некоторые светофоры Днепра работают на аккумуляторах. Фото: НМ

Основные проблемы на дорогах во время обесточиваний

Светофорный антирекорд

Всего в Днепре насчитывается около 250 светофорных объектов. В прошлом июле из-за отключения электроэнергии были дни, когда в областном центре одновременно не работала половина светофоров. В частности 16 июля был зафиксирован своеобразный антирекорд — из строя вышли сразу 125 светофорных объектов.

Перекресток в центре Днепра
Перекресток в центре Днепра. Фото: НМ

Отсутствие светофоров затрудняет определение очередности проезда транспорта на перекрестках, что приводит к столкновениям. Особенно остро эта проблема ощущается на крупных перекрестках и в часы пик. Водители вынуждены самостоятельно регулировать движение, что часто приводит к хаосу.  

В Днепре эту проблему пытаются преодолеть с помощью бесперебойных источников питания. Конечно, сразу они не появятся на всех перекрестках, но днепровские водители уже почувствовали преимущество работающих светофорных объектов во время обесточивания на некоторых оживленных участках.

Иван Васючков. Фото: НМ

Еще с 2022 года мы начали тестирование различных систем питания наших светофорных объектов,  — рассказал Иван Васючков, заместитель начальника управления транспорта департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского городского совета. — Светофорный объект — это в принципе комплекс, в который входит от 6 до 16 различных светофоров, как для пешеходов, так и для водителей — основные и дублирующие. То есть это объект, который требует достаточно большого количества питания. Мы остановились на системах, которые работают на аккумуляторах с инверторами и уже в конце 2023 года установили 13 источников бесперебойного питания, к которым подключены 23 светофорных объекта на основных участках, которые наиболее загружены транспортом.

По его словам, в ближайшее время Днепр получит еще 11 аккумуляторов, к которым подключат 22 светофорных объекта.

Светофоры в центре Днепра. Фото: НМ

Запитка светофоров аккумуляторами позволит обезопасить как автомобилистов, так и пешеходов в случае длительных отключений света.

Главное преимущество этих аккумуляторов — то что они не требуют дополнительного обслуживания в отличие от генераторов, — добавляет Иван Васючков. — Например, если использовать на светофорном объекте генератор, то во время обесточивания надо, чтобы кто-то приехал и включил этот генератор и когда появится питание в основной сети, надо, чтобы кто-то его выключил. Это очень большая и сложная работа, требующая большого количества людей. Поэтому мы и решили выбрать аккумуляторную систему, которая обеспечивает питание светофорных объектов на время от 2 до 8 часов и имеет диапазон рабочих температур от -20 до +55 градусов.

Опасный уклон и сокращение маршрутов

Веерные или аварийные отключения электроэнергии в Днепре существенно влияют на работу трамваев и троллейбусов. Во время длительного блэкаута в 2022-м из-за обесточивания более 90% подстанций подвижной состав проводил в ожидании до 48 часов. Именно тогда КП «Днепровский электротранспорт» разработало план действий на случай отключения электроэнергии.

Трамваи в депо Днепра. Фото: НМ

Тогда же были разработаны возможные варианты маршрутов на случай отключения тяговых подстанций, но опыт показывает, что невозможно спланировать, какие именно подстанции будут отключены, — говорит Иван Васючков. — Из-за этого все решения принимаются в оперативном режиме. Все диспетчеры знают, как направлять подвижной состав в случаях отключений конкретных подстанций и конкретных участков. Иногда это сокращение маршрутов, иногда приходится останавливать движение из-за невозможности разворота трамваев или троллейбусов на линии.

Несмотря на то, что о веерных отключениях обычно предупреждают, они все равно создают определенные неудобства для пассажиров и требуют от диспетчеров тщательной организации работы.

Если мы предупреждены о плановом отключении, то мы стараемся отодвинуть весь подвижной состав с тех участков, которые будут обесточены. Но бывают и аварийные отключения, когда они застают и нас, и ДТЭК, и ЦЭК врасплох — просто исчезает свет на каком-то участке и там остается весь подвижной состав,  — рассказывает Иван Васючков, заместитель начальника управления транспорта департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского городского совета. —  Если это прямой участок и нет уклона, то это не такая уж большая проблема. Мы можем оттянуть этот транспорт по крайней мере с перекрестков. А если это подъем, как на пр.Поля, Науки, Яворницкого, то это для нас большая проблема, потому что в соответствии с техникой безопасности мы не имеем права двигать трамваи под таким уклоном и приходится ждать заживления таких участков.

Он вспоминает, что в июне и июле тяговые подстанции электротранспорта отключали по 2-3 раза в день. Особенно страдали жилые массивы Тополь, Сокол, Левобережный. 

В таких случаях мы выводим подвижной состав с участков и направляем по сокращенным маршрутам, — говорит Иван Васючков. — Но по возможности стараемся выпустить троллейбусы с автономным ходом и усилить автобусные маршруты, дублирующие работу электротранспорта.  Сейчас у нас более 30 троллейбусов с автономным ходом. Но из-за того, что отключения часто бывают внеплановые, а чтобы вывести троллейбус с одного маршрута и поставить на другой нужно время и поэтому это не всегда происходит быстро.

В Днепре более 30 троллейбусов с автономным ходом. Фото: НМ

Готовятся к зиме и возможным блэкаутам

Транспортники тоже уже второй год подряд устанавливают бесперебойные источники питания для тяговых подстанций. В 2023 году на узловых подстанциях в разных районах Днепра появилось пять так называемых шкафов собственных нужд, которые позволяют бесперебойно наблюдать состояние питания и отслеживать работу подстанции. Таким образом во время возможного отключения электричества специалисты смогут оперативно все контролировать. 

Никита Керенцев. Фото: НМ

Еще четыре таких шкафа установлены на разных тяговых подстанциях в Днепре уже в 2024-м, а в планах до конца года — установка еще четырех.

И во время отключения подстанции из-за отключения электричества, мы сможем ее удаленно запустить с помощью энергодиспетчерской, где отслеживаются все подстанции электротранспорта, — рассказывает Никита Керенцев, ведущий специалист КП «Днепровский электротранспорт». — Именно благодаря этому мы сможем как можно быстрее восстановить движение электротранспорта.

Он вспоминает, что раньше отключения делали электромонтеры, которые выезжали на все подстанции после блэкаутов. А сейчас этот процесс постепенно автоматизируют — все делается удаленно и это очень ускоряет процесс.

Оборудование на тяговой подстанции. Фото: НМ

Как уберечь себя и не навредить другим

Скорее всего, из-за войны мы еще неоднократно будем заложниками обесточиваний. Важно помнить, что неработающие светофоры — это нестандартная ситуация, которая требует особой осторожности. Залог безопасности на дороге — это взаимоуважение. Важно быть терпеливыми друг к другу, не спешить и не нервничать. 

Соблюдение простых правил поможет сохранить жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.

Перекресток на набережной Днепра. Фото: НМ

Советы для водителей

Советы для пешеходов

Напомним, ранее мы писали, как в Днепре трамваи и троллейбусы работают в условиях дефицита электроэнергии

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Транспорт в Днепре

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version