Site icon Наше Місто

Аншлаги вопреки войне: почему днепряне любят ходить в театры

Война в Украине продолжается, но вместе с тем продолжается и наша жизнь. В том числе и культурная. Днем люди работают, а по вечерам и на выходных хотят ненадолго почувствовать иллюзию того, что все вроде бы как обычно. Вроде бы нет ужасов войны, зато есть возможность провести время, вдохновляясь искусством. Почему днепряне и гости нашего города сейчас активно ходят в театры и на концерты, узнавала журналистка «Нашого міста».

Украинская классика в тренде

Если вы вдруг захотите попасть на спектакли Национального академического драматического театра им. Ивана Франко, который находится в Киеве, вас, скорее всего, будет ждать неприятный сюрприз. Билеты туда раскупаются, как горячие пирожки – их нужно вылавливать за несколько месяцев до того или иного спектакля. Особым спросом пользуются постановки режиссера Ивана Урывского, который, кстати, родился, провел детство и юность в Кривом Роге. В этом году за спектакль «Конотопская ведьма» он получил Национальную премию им. Т. Шевченко, результат – купить на этот спектакль билеты почти нереально. Они исчезают на сайте театра в считанные минуты, а потом появляются на ОЛХ в десять раз дороже.

В то же время по Украине ездят «левые» антрепризы, которые показывают свои версии «Конотопской ведьмы». Недавно такие «гастарбайтеры» побывали и в Днепре, во Дворце машиностроителей. Билеты продались хорошо – людям безразлично, что им подсунули совсем другую ведьму. Более того, современный взгляд на украинскую классику, которая является главной фишкой Урывского, побуждает хитрых коммерсантов к созданию новых «шедевров». К примеру, в днепропетровском театре им. Шевченко состоялся показ спектакля «Повія» по мотивам произведения Панаса Мирного. Билеты по цене от 300 до 600 гривен продались неплохо. Поэтому вывод очевиден: антрепризные “халтурки” продолжают привлекать днепрян.

На премьеры попасть тяжело

Что касается репертуарных театров Днепра, здесь ситуация с наполняемостью залов тоже достаточно обнадеживающая. Спросом пользуются мелодрамы и комедии – на них лучше брать билеты заранее. Конечно, не за несколько месяцев, как в столице, а за несколько дней до спектаклей.

– На свежие премьеры к нам было тяжело попасть, – отмечает Виталий Денисенко, директор-художественный руководитель Днепропетровского молодежного театра. — Это комедии «Безумная больница, или Скелетик в шкафчике» и «Любовь в стиле барокко». Первая – по пьесе известного английского драматурга Рэя Куни. А вторая – по произведению украинского автора Ярослава Стельмаха. Второй спектакль — очень колоритный, музыкальный, там сугубо украинские выражения и даже колоритная брань.

После начала войны молодежный театр несколько месяцев давал благотворительные представления на выездах. А уже летом 2022-го артисты начали работать именно в театре. Первое время зрителей было мало – даже те 173 места, которые есть в этом театре, не продавались полностью. Кто-то из зрителей уехал из города, кто-то боялся ходить в театр из-за «прилетов». Тем более страх был у тех, кто ходил в театр с детьми. Но постепенно люди все же возвращались к искусству.

– Какие представления нужны сейчас? Хорошие! – уверен Виталий Денисенко. – Это должен быть качественный продукт. Дешевый юмор не нужен – его и так хватает в телевизоре и интернете. Серьезные представления типа «Наш городок» тоже имеют своего зрителя. Сейчас мы репетируем представление об оккупированном Херсоне. Но все же для большинства днепрян театр – это прежде всего отдых. Поэтому лучше днепряне идут на комедии. Люди получают энергию, благодаря которой могут жить дальше. Думаю, сейчас театр играет роль психолога для широких масс. Смех – это определенный элемент нашего сопротивления врагу.

Что касается наполнения залов, здесь пальму первенства, как и до войны, уверенно держит театр «Верим!». На премьеры билеты разлетаются за несколько часов, средняя цена – 250 грн. Пользуются большим спросом спектакли, идущие на малой сцене. В Театр одного актера «Крик» можно попасть за 120 гривен, билеты лучше брать хотя бы за два-три дня. Билеты в Драмиком стоят от 100 до 400 гривен, в молодежный театр – 200 гривен, в оперный – от 100 до 450 гривен. 

После обстрелов – на оперу

Пенсионерка Ирина Семенчук уже много лет активно посещает культурные мероприятия. Ее энтузиазм не угас ни из-за ковида, ни из-за войны. Больше всего днепрянка любит концерты классической музыки.

– После начала большой войны публика стала другой, — отмечает Ирина Семенчук. – Многие из постоянных посетителей концертов и спектаклей уехали из Днепра. Зато в театры стали ходить много переселенцев. Думаю, что людям это нужно – во-первых, артистам, которые должны как-то жить и получать за что-то деньги. Что касается зрителей, то я заметила, что очень много людей там, где происходят бесплатные зрелища. Даже если они достаточно тяжелы по содержанию, зрители туда идут. 

Днепрянка Валентина Дрегваль – заядлая театралка, также она посещает кинопоказы. О своих впечатлениях часто пишет в фейсбуке. Валентина посещает даже такие мероприятия, которые несут очень серьезную психологическую нагрузку. Вот что она написала после посещения показа фильма «Могила» в «Меноре», посвященном гибели жителей Харьковщины.

 «Честно говоря, этот фильм дался мне немного проще, чем «Длинные сутки», — пишет Валентина Дрегваль.  — Возможно, потому, что видела новости об эксгумации захоронений в Изюме и была морально готова к этим тяжелым кадрам. Эмоционально все равно очень сложно лично мне еще потому, что я знаю, что некоторые мои родственники остались на оккупированных территориях, но надо. Надо смотреть,  надо сохранить эту горькую память для наших наследников. И обязательно наказать виновников!»

Даже 19 апреля этого года, когда рашисты попали в дом рядом с железнодорожным вокзалом, вечером Валентина Дрегваль отправилась в оперный театр.

«После сегодняшнего утреннего ужаса особенно ценишь возможность на несколько часов погрузиться в прекрасную музыку Верди! – написала она в соцсетях. — Жизнь должна продолжаться, как бы сложно ни было! Несмотря на весь ужас и боль, которые мы испытываем ежедневно, мы все еще можем найти утешение в искусстве. За эту возможность за нашу относительно спокойную тыловую жизнь ежедневно платится страшная цена. Это неимоверно больно осознавать. Но жизнь должна продолжаться!».

 Желание жить – превыше всего

Во время войны у нас обостряются чувства, эмоции. Особенно острой становится потребность в различных ярких, ресурсных воспоминаниях, желании жить.

– В начале войны у многих был так называемый «синдром отложенной жизни», – объясняет Виктория Вдовина, психолог. – Когда люди ограничивали себя во многих вещах, особенно не первой необходимости. Запрещали себе чувствовать удовольствие, наслаждаться жизнью, тратить деньги на развлечения или покупать что-нибудь неважное, таким образом ожидая победы. А сейчас люди понимают, что время идет и жизнь продолжается. Они начинают выходить из режима «выживания». В то же время может ощущаться более яркое желание жить, почувствовать ценность каждого момента, получить разный опыт.

Примером того, как не упустить возможности испытать разные эмоции, по мнению психолога, являются аншлаги на различных спектаклях. Там люди могут получить, кроме ресурса и наслаждения хорошей постановкой, возможность разделить с другими свои впечатления относительно увиденного.

– Для будущего страны действительно важно не только выживать, но и жить, – рассказывает Виктория Вдовина. — Потому что на грани, в ситуации неопределенности и опасности мы действительно чувствуем себя живыми, как никто на всей планете. В этой ситуации мне отзываются мысли Рэя Брэдбери: «Шире открой глаза, живи так жадно, будто через 10 секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя – такого зверя нет на свете».

Фото Валерия Кравченко и открытых источников.

Напомним, ранее мы писали о том, как работают в Днепре заведения культуры во время воздушных тревог.

Категория: Новости Днепра, Новости Культуры Днепра, Тема дня

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version