Первый трамвай. Этот маршрут известен не только каждому жителю Днепра, его знают даже в других городах Украины. Именно он встречает гостей областного центра на вокзале и везет по главному проспекту Днепра через все центры пересадки на другие виды транспорта в студенческие общежития. Именно первый трамвай ежедневно собирает четверть общей выручки всех трамвайных маршрутов Днепра. «Наше місто» выяснило, как работает днепровский трамвай и что скрывается за этим понятием.
В Днепре трамвай считают самым доступным общественным транспортом. Несмотря на то, что себестоимость проезда одного пассажира оценивают в 25 гривен, городские власти удерживают одну из самых низких среди украинских городов миллионников цену проезда — 8 гривен. Разницу перекрывают за счет дотаций из городского бюджета. К тому же, в трамваях льготники активно пользуются правом бесплатного проезда, а вагоны всегда курсируют по графику. Поэтому спрос на этот вид транспорта всегда был достаточно велик.
Один из старейших в Украине
История днепровского трамвая насчитывает уже 127 лет, однако он до сих пор остается важной составляющей современной инфраструктуры города.
Первую трамвайную линию открыли в Екатеринославе 26 июня 1897 года. Это была третья трамвайная система в Российской империи после Киевского и Нижегородского трамваев. Ее строительство и эксплуатацию осуществляла бельгийская фирма «Электрический трамвай Екатеринослава».
Первая линия соединила вокзал с Соборной площадью. На ней курсировали 6 вагонов бельгийского производства. Их дизайн был весьма оригинальным для того времени: деревянные кузова, открытые площадки и характерные «грибковые» крыши.
В 1906 году появилась муниципальная трамвайная сеть, так называемый городской трамвай. В последующие годы трамвайная сеть города стремительно развивалась. К 1914 году было открыто 11 маршрутов. Трамвай стал популярным видом транспорта, ведь он был удобным, быстрым и доступным
В 30-х годах XX века трамвайная сеть Днепра стремительно развивалась, но значительный ущерб трамвайному хозяйству нанесла Вторая мировая война. Было разрушено 60% путей, 100 вагонов. Уже в 1945 году движение трамваев начали восстанавливать.
В 1970-х годах днепровский трамвай пережил свой звездный час. К тому времени в городе курсировало более 400 вагонов, а протяженность трамвайных путей достигала 170 км.
С распадом СССР трамвайная система Днепра, как и многие другие, начала приходить в упадок. Уменьшилось финансирование, парк вагонов старел, пути изнашивались.
В 2010-х годах началось обновление трамвайных путей и вагонов. Для города это достаточно дорогой в обслуживании транспорт. Даже крупные европейские города не могут себе позволить полностью обновить всю трамвайную систему — подвижной состав, пути, ремонтные базы, тяговые подстанции — это стоит миллиарды евро.
Баня и ремонты
По Днепру курсирует, пожалуй, самое большое в Украине количество модификаций трамваев. В КП «Днепровский электротранспорт» их насчитывают 13.
Новые трамваи — электронные, а в старых пуск двигателя за счет реостатов, рассказывает Юрий Авраменко, начальник трамвайного депо №3. — Новые вагоны движутся более плавно. Самые плавные трамваи в Днепре — те, что мы получили из Лейпцига. Также они потребляют меньше электроэнергии. Некоторые трамваи на ручном управлении, а некоторые — на ножном. Водитель первого класса должен управлять всеми типами подвижного состава. Я еще требую, чтобы учились управлять снегоуборочными трамваями — чтобы каждый водитель мог почистить колею.
Самые молодые трамваи, курсирующие по Днепру, были выпущены в начале 90-х годов прошлого века. А самым старым — уже более полусотни лет, но благодаря ремонтам специалисты постоянно продлевают жизнь вагонов.
Техническое состояние трамваев проверяется ежедневно перед тем, как они отправляются на маршруты, — продолжает Юрий Авраменко. — Раз в шесть дней вагоны проверяют более углубленно и при необходимости «лечат». Также раз в три дня вагоны обязательно моют и пылесосят мягкие сиденья.
Примерно за 1,5-5 месяца трамвай набегает 5 тысяч километров, тогда приходит время еще одного регламентного ремонта, а через 15 тысяч километров — следующий. Затем — после 150 тысяч километров пробега. В трамвайном депо говорят, что ремонты — это непрерывный цикл, поэтому работа не заканчивается даже ночью — ремонтники работают в несколько смен.
Во время войны у Днепра остался единственный путь для восстановления трамваев — капитальный ремонт. В КП «Днепровский электротранспорт» говорят, что таким образом местные специалисты могут сделать из уже изношенного трамвая почти новую единицу подвижного состава.
Новые трамвайные вагоны в Днепре последний раз приобрели в начале 90-х годов, — рассказывает Никита Керенцев, ведущий специалист КП «Днепровский электротранспорт». — Затем город покупал только подержанные вагоны, которые ранее работали в Лейпциге — таких за последние годы мы купили 50 единиц.Они все после капремонтов и замены системы управления. Еще мы ожидаем 26 вагонов из Германии.
На 2024 год в КП «Днепровский электротранспорт» планируют капитально отремонтировать 41 трамвайный вагон.
Во время капитального ремонта проводится обновление салона, установка системы кондиционирования кабины водителя, замена освещения и оптики на светодиодные, замена изношенных частей электрооборудования и ремонт тяговых двигателей, также проводится ремонт кузова и трамвайных тележек, которые полностью перебирают, заменяя изношенные детали, — объясняет Никита Керенцев.
Такие ремонты позволяют продлить срок эксплуатации подвижного состава на 10-15 лет (до 300 тыс. км).
Ждем новые вагоны
Фото: Валерий Кравченко
Сейчас трамвайный парк Днепра состоит из 254 трамвайных вагонов, в эксплуатации есть 13 типов подвижного состава. Это все различные модификации вагонов марок “Татра” и “КТМ”. Также до конца єтого года или в начале следующего в Днепре может появиться первый трамвай с низким уровнем пола.
Мы возвращаемся к нашим довоенным планам по обновлению трамвайного хозяйства, — говорит Никита Керенцев. — До войны у нас были готовы проекты по капремонту 19-го, 12-го и 1-го трамвайных маршрутов. С учетом подорожания материалов, такие суммы будут неподъемные для города. Но некоторые аварийные участки трамвайного пути отремонтируют и они будут адаптированы под низкопольные трамвайные вагоны. Сейчас у нас идет сотрудничество с Европейским банком по приобретению пяти низкопольных трамваев. Стоимость каждого приближается к двум миллионам евро. В этом году будет запущена тендерная процедура, чтобы найти подрядчика.
Переезды ремонтируют, как и до войны
В 2023 году в Днепре, несмотря на военное положение, отремонтировали 13 трамвайных переездов.
В прошлом году у нас был показатель по ремонту переездов на довоенном уровне — 13 переездов, среди которых три переезда были в современном широкополосном методе укладки, который дает 15-20 лет эксплуатации, — говорит Никита Керенцев. — Сейчас планы очень зависят от обстоятельств, это финансирование и поставки, но мы уже планируем ремонты переездов в марте-апреле на 4 перекрестках.
Какие переезды планируют отремонтировать до конца года
- просп. Богдана Хмельницкого — ул. Шинная;
- просп. Богдана Хмельницкого — ул. Независимости;
- просп. Богдана Хмельницкого — ул. Стромцова;
- просп. Богдана Хмельницкого — ул. 152-й Дивизии;
- просп. Леси Украинки — ул. Фабра.
Интересные факты о днепровском трамвае
- В 1997 году к 100-летию днепровского трамвая в Днепре запустили первый в Украине ретро трамвай, который работает до сих пор во время теплого сезона. Планируется, что в этом году он выйдет на маршрут в мае.
- Два самых длинных трамвайных маршрута — №5 (14,2 км) и №19 (14,6 км).
- На маршрутах Днепра работает самое большое в Украине количество модификаций трамвая.
- В Днепре работают снегоуборочные трамваи 1964 года выпуска.
- В Днепре на ЮМЗ собирают низкопольные трамвайные вагоны. В нашем городе их обкатывали, но на маршрутах пока нет ни одного такого вагона.
- Во время блэкаутов из-за вражеских обстрелов зимой 2023 года днепровские трамваи суммарно не работали около 10 дней и примерно 1,5-2 месяца ездили с ограничением выпуска подвижного состава до 40% из-за лимита потребления. 14 февраля 2023 года движение возобновили в штатном режиме.
Напомним, ранее мы писали, как в Днепре троллейбус стал самым надежным пассажирским транспортом.
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Транспорт в Днепре
Метки: главное, Днепр, Новости Днепра, Транспорт Днепра