Skip to content

ЕКСКЛЮЗИВ Послевоенный Днепр станет городом-мечтой: архитекторы и горожане обсудили концепцию развития мегаполиса

Послевоенный Днепр станет городом-мечтой: архитекторы и горожане обсудили концепцию развития мегаполиса

Все мечтают, чтобы наш любимый город стал более комфортным и уютным для коренных днепрян и приезжих. Чтобы он стал полноценным европейским городом. Как Вена и Копенгаген, Цюрих и Амстердам. Инициативная группа архитекторов презентовала горожанам концепцию пространственного развития Днепра. Отмечается, что это не конкретные предложения по городской застройке, а принципы и правила, которыми будут руководствоваться проектировщики, пишет «Наше місто».

О том, как мечту воплотить в быль авторы концепции обсуждали в Доме архитектора с днепрянами.

В приоритете комфорт и уют горожан

Сейчас архитекторы очень осторожно говорят о реальных проектах будущего. Это понятно! Идет война. Никто не знает, когда она закончится, какими будут ее последствия. Но уже сегодня важно привлечь к обсуждению актуальной темы как можно больше разных специалистов, просто неравнодушных горожан. Сегодня важен даже не результат, а сам процесс.

— Мы презентуем систему ценностей, на которых должна базироваться работа архитекторов, — рассказывает Дмитрий Волик, главный архитектор Днепра. – Предлагаем инструментарий для городских архитекторов. Наш подход основан на изучении урбанистического опыта Европы. Фактически мы хотим адаптировать европейский опыт в нашем постсоветском, постиндустриальном городе.

Післявоєнний Дніпро стане містом-мрією: архітектори та містяни обговорили концепцію розвитку мегаполісу

Чем плох градостроительный опыт недавнего прошлого? Участники дискуссии утверждают, что согласно нему, человек считался неким приложением к промышленному производству. Сам город был «заводом для жизни». А человек — заводской деталью. Винтиком. Тотальная индустриализация негативно сказалась на комфорте горожан. Ситуацию нужно менять!

— Современный город должен быть компактным, — утверждает Сергей Филимонов, член правления областной организации Национального союза архитекторов Украины. – Любой европейский город к этому стремится. Чтобы сократить количество коммуникаций, чтобы путь из одной точки города в другую занимал меньше времени. Для этого нужно увеличить плотность городской застройки и плотность населения на единицу площади.

Уплотнить улично-дорожную сеть и создать непрерывные пешеходные зоны

Помнится, советские чиновники призывали стереть грань между городом и деревней. В определенной мере им это удалось. Наши крупные города – гибриды этих разновидностей населенных пунктов. Они размазаны по пространству, как масло по бутерброду.

 – Не должно быть хуторов и какой-то сельской местности, которые искусственно отнесли к городу, — объясняет Сергей Филимонов. — Недостаточно очертить чертой какую-то местность и назвать ее городом. Мы уже не индустриальное общество, в котором подавляющему большинству нужно ехать на завод. Люди работают в самых разных местах. Мы ценим их время и стремимся, чтобы они доехали до своих рабочих мест быстро и комфортно. Для этого необходимо уплотнить улично-дорожную сеть. Эта сеть, подобно кровеносным сосудам, обеспечивает нормальную жизнедеятельность многотысячного города.

Післявоєнний Дніпро стане містом-мрією: архітектори та містяни обговорили концепцію розвитку мегаполісу

Архитектор подчеркнул, что сейчас в приоритете личные автомобили, что создает на дорогах заторы и пробки. Целесообразно было бы отдать предпочтение общественному транспорту, которым пользуется больше горожан.

Авторы концепции говорили также о создании не одной-двух, а каркаса непрерывных пешеходных зон. Напомним, что создавать пешеходное пространства Днепра начали еще до начала большой войны. Таким объектом стала обновленная Успенская площадь.

— Это один из объектов, который согласно нашей философии развития городского пространства, в первую очередь предназначен для пешеходов, — отмечал в декабре 2021-го городской голова Борис Филатов. — Было много критики по поводу того, что целые улицы закрывают для автомобильного движения и отдают их пешеходам (улицы Яворницкого и Короленко). Но это тенденция мировой урбанистики.

По мнению главного архитектора Днепра Дмитрия Волика, сегодня эту площадь можно рассматривать как одну из локаций пешеходного каркаса.

Уникальные исторические постройки Днепра будут сохранены и отреставрированы

Предложенная концепция предусматривает не только новые проекты, но и сохранность знаменитых исторических зданий Днепра. Ведь географическое расположение областного центра и его история действительно уникальны.

Напомним, что именно у нас река Днепр делает разворот на 90 градусов в районе Мерефо-Херсонского моста. Это напряженное равновесие взаимодействия Земли и Воды — одна из главных «фишек» города. Наш центральный проспект — удивительный пример градостроительной мысли, реализованной на днепровских кручах.

— Наше архитектурное наследие – не тормоз, а фактор развития, — считает Иван Ревский, заведующий кафедрой основ архитектуры Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. – Это мировая тенденция. Конечно, мы не Вена и не Львов, но у нас своя замечательная архитектура. К примеру, казацкая эпоха представлена отелем «Украина», известным как Дом Хренникова. Есть проект его реставрационного обновления. Существует проект реставрации Дома Померанцева на Харьковской. Примеры осуществленного обновления нашего архитектурного наследия тоже имеются. Например, дом на Троицкой,5.

Післявоєнний Дніпро стане містом-мрією: архітектори та містяни обговорили концепцію розвитку мегаполісу

 Увеличится разнообразие и типология зданий

Концепция предполагает, что типовые застройки прошлых лет – тупиковый путь. Хорошо, когда застройка жилых массивов включает как высотки так и дома средней высотности. Чтобы у днепрян был выбор: жить в небоскребе или в 5-этажке.

Нужно также увеличить функциональность жилмассивов. Чтобы, так называемых, спальных и промышленных районов было меньше. Для того, чтобы увязать и согласовать эти и многие другие вопросы как раз и нужна единая концепция пространственного развития.

— Нередко бывает, когда архитектор что-то проектирует в пределах своего участка и не обращает внимание на то, что происходит вокруг, — замечает Наталья Каширина, член правления областной организации Национального союза архитекторов Украины. – При проектировании любого дома сталкиваемся с тем, что нет документов, регламентирующих организацию уличного пространства: мощение тротуара, зеленые насаждения, парковки и т д.

Какова дальнейшая судьба предложенной концепции?

Она — часть уже утвержденной «Стратегии Днепра 2030». На основании Стратегии будет разработана «Концепция интегрированного развития территории». Впоследствии эти документы послужат исходными данными для корректировки Генплана Днепра.

Какими будут корректировки покажет время. Дискуссии и обсуждения еще впереди. Ну, а реализованы они могут только после нашей победы. Надеемся, что она произойдет в ближайшие месяцы или хотя бы годы.

Автор Александр РАЗУМНЫЙ, фото Владимира ФЕДОРИЩЕВА.

Категория: Важно, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Уникальный Днепр

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: