На днях в Днепре должно пройти важное судебное заседание, которое может поставить точку в долгой и очень сложной истории вокруг днепропетровского аэропорта. О том, как в Днепре пытаются вырвать дорогу в небо из цепких лап бородатого олигарха и вернуть его Украине — в нашем материале.
Аэропорт Днепра — это печальная история о том, как при полном равнодушии и попустительстве чиновников у всей Украины банально умыкнули важнейший объект транспортной инфраструктуры. Структуры бородатого олигарха устроили здесь губительную монополию, загнали аэропорт в стагнацию и на десятилетия затормозили экономическое развитие огромного мегаполиса и как минимум трех областей всей страны.
Но жители как города, так и области, да и всей страны не согласны с таким положением дел. Сейчас городской совет Днепра, фактически в интересах государства Украина, в суде требует от Госавиаслужбы отменить приказ о назначении эксплуатантом аэродрома фирмы, которая входит в орбиту олигарха Игоря Коломойского. После уверенной победы в Днепропетровском окружном административном суде фирма олигарха решила затянуть дело и подала жалобу в суд апелляционной инстанции. А вот там граждане судьи по какой-то неясной причине не спешат утвердить окончательное и справедливое решение в пользу громады и всей страны.
Читатель спросит: идет война, Украина сражается против врага, насколько вообще своевременно сейчас вести борьбу против монополии Игоря Коломойского?
Ответим: сейчас — самое время! Бороться за интересы всей страны и территориальной громады, за открытые ворота в небо. Чтобы отдельные персонажи, много десятков лет (!) паразитирующие на Украине и палец о палец не ударившие для помощи фронту после общей победы уже не смогли продолжать свои темные делишки, грабить национальные богатства и распоряжаться собственностью города и страны как своей личной
Как у Днепра умыкнули небо
Для того, чтобы читатель разобрался в сложной и запутанной истории “грабежа по-коломойски”, расскажем предысторию.
Горожане стали заложниками олигарха и потеряли аэропорт еще в конце нулевых годов. Надо сказать, вплоть до начала 90-х у днепропетровского аэропорта была славная история — авиарейсы из нашего города выполнялись в несколько десятков (!) точек бывшего Союза. В 2008 г. Кабинет министров под руководством Юлии Тимошенко одобрил Программу развития аэропортов, по которому аэродромы (в т.ч. – в Днепропетровске) якобы должны были оставаться в государственной собственности.
Однако в том же 2008 г. Совет нацбезопасности и обороны Украины решил передать имущественный комплекс днепропетровского аэропорта на баланс нового государственного предприятия — «Международный аэропорт «Днепропетровск».
Отметим: сам аэропорт находился на балансе государственной компании «Днеправиа”. Эта госкомпания владела одноименной авиакомпанией с парком самолетов, а также собственно аэропортом «Днепропетровск» (он включает терминал и сооружения), а также, что очень важно — аэродромом: это — взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки и прочие элементы инфраструктуры.
Однако уже в 2009-м году «концепция поменялась». Из решения СНБО от 2008 г. изъяли (!) пункт о передаче аэропорта «Днепропетровск» на баланс нового государственного предприятия. Но добавили пункт о том, что можно приватизировать государственную компанию «Днеправиа» (!)
В ходе очень поспешной приватизации самым расторопным и ловким покупателем госкомпании со всеми ее активами неожиданно (или ожидаемо?) стала компания «Галтера», входящая, по данным СМИ и расследователей, в орбиту олигарха. Эта фирма и купила в августе 2009 г. 94,5% акций бывшей госкомпании «Днеправиа»
Важная деталь: «Галтера» обязалось инвестировать в развитие днепропетровского аэропорта серьезные деньги — 882,1 млн грн, в т.ч. направить на реконструкцию взлетной полосы 107 млн грн, передать в собственность государства ВПП и радиомаячную станцию. Однако в реальности фирма Игоря Коломойского не сделала ничего.
Справка
Важно понимать различия в понятиях:
аэропорт — это как правило здание пассажирского терминала (или нескольких терминалов) и вспомогательные постройки
аэродром — это взлетно–посадочная полоса (ВПП), рулежные дорожки, радиомаяки и пр. элементы инфраструктуры.
Еще один важный нюанс, к которому мы вернемся далее — вскоре после приватизации назначается эксплуатант аэродрома — частная фирма “ООО “МА Днепропетровск”, опять же — из орбиты Игоря Валерьевича.
Аэропорт Днепра имеет стратегическое значение для всей Украины
Миллионный город Днепр является важнейшим промышленным и деловым центром Украины, а также логистическим хабом страны. Особенно наглядно этот факт стал виден в сложнейшее военное время.
В этой связи развитие аэропорта в Днепре имеет огромное значение для логистики, внутреннего туризма и экономики в масштабах всей Украины. Летать отсюда могут как днепряне, так и жители всего региона, а также Запорожской, Херсонской, Кировоградской, Донецкой областей Потенциальный пассажиропоток из аэропорта в Днепре — до 1,6 млн человек в год (аналитические данные на конец 2021 г.)
Развитие аэропорта в Днепре — важная возможность и вызов для всей Украины. То обстоятельство, что здесь до сих пор существует монополия олигарха Игоря Коломойского, недопустимо в сегодняшней ситуации. Поэтому борьба за возможность свободного развития аэропорта в Днепре, которая ведется в том числе и в судах — маркер готовности государства и его структур к реальному избавлению от влияния олигархов на экономику и инфраструктуру
Монополия “по-коломойски”: аэропорт пришел в упадок, а цены взлетели до небес
Что было после приватизации — все днепряне помнят очень хорошо. Олигарх через свою фирму-эксплуатанта буквально выдавил из аэропорта все уважаемые международные авиакомпании, кроме собственной (бренды МАУ, Днеправиа, Роза ветров). Которая выполняла регулярные рейсы только в Киев, и то — по баснословным ценам. Сто долларов за билет в Киев не хотите?! Вот такие “лояльные” цены для днепрян установила фирма господина Коломойского.
При этом олигарх категорически не собирался вкладывать какие-либо инвестиции в развитие аэропорта или улучшение сервиса, однако шаг за шагом превратил “дверь в небо” в собственную монополию.
Авторитетное мнение
Геннадий Корбан, глава Общественного совета при мэрии Днепра
“Игорь Коломойский владеет компанией МАУ, которая выполняет международные рейсы. Поэтому ему как собственнику МАУ не выгодно, чтобы в аэропорту Днепра садились самолеты других авиакомпаний. По одной простой причине, что весь пассажиропоток должен купить у МАУ билет, «подскочив» в Киев. Он (Коломойский — прим.ред.) использовал аэропорт Днепр как аэропорт «подскока»”
В итоге из-за жадности и монопольного положения олигарха жителям Днепра было дешевле и даже проще доехать до Запорожья, улететь из тамошнего аэропорта в любую страну Европы и вернуться назад, чем платить баснословные деньги за часовой полет (!) в Киев. Что и говорить — грабеж на ровном месте
Возникает вопрос: куда все это время смотрели государство и всевозможные надзорные и контролирующие органы?
Что ж, в 2015 г. Фонд госимущества пытался расторгнуть договор продажи госкомпании «Днеправиа» фирме олигарха – в связи с невыполнением условий договора: фирма «Галтера» не вкладывала в развитие аэропорта средства, как обязывалась. Однако после долгих судебных процессов ФГИ тяжбу проиграл. Не зря утверждают, что олигарх обладает крепкими связями в судебной системе. И “ручные судьи” на время обеспечили Игорю Валерьевичу сохранение статус-кво во владении аэропортом.
“Взлетка” раздора
Еще один крайне важный момент для понимания ситуации вокруг аэропорта Днепра. В памятном решении СНБО от 2009 г. указывалось, что после приватизации инвестор обязан передать государству взлетно-посадочную полосу (это – ключевой элемент аэродрома). Однако фирма Игоря Коломойского, победившая в процессе приватизации, за много лет этого не сделала.
Характерно, что государство и его органы тоже показали себя крайне беспомощно в деле возврата объекта стратегического значения, который по полному праву принадлежит стране, но почему то оказался в кармане у олигарха. В прежние годы разные министерства (обороны, инфраструктуры) так и не смогли разобраться, какому ведомству и по какой процедуре должна быть передана ВПП аэродрома в Днепре. В итоге такой пассивности, которая граничит с вредительством, “взлетка” де-факто до сих пор в руках у фирмы олигарха.
Мнение эксперта
Елена Доненко, юрист, представляет интересы Днепра в борьбе за аэропорт:
«Взлетно-посадочная полоса до сих пор не передана в собственность государства, несмотря на соответствующее обязательство как в Решении СНБО, так и непосредственно в инвестиционном договоре. Акты с компанией «Днеправиа» о передаче полосы не подписаны».
Как Днепр борется в судах за свое небо
В Днепре, в отличие от многочисленных и очень пассивных госорганов, настроены решительно и упорно добиваются того, чтобы аэропорт в областном центре наконец служил интересам жителей города, огромного промышленного региона и всей страны, а не только обогащал бородатого олигарха.
Еще в 2021 году жители города с неимоверной скоростью подписали созданную адвокатом Еленой Доненко электронную петицию о том, чтобы разблокировать аэропорт Днепра для полетов международных компаний. Кстати, это зависит напрямую от компании-эксплуатанта, которая находится в руках Игоря Коломойского.
Именно благодаря активности лидеров громады государство в лице Президента Зеленского наконец предоставило модернизации аэропорта в Днепре высокий приоритет. После долгих проволочек было выделено финансирование, а сам проект включен в инициативу “Велике будівництво”. Стартовало создание новой взлетной полосы, а в рамках государственно-частного партнерства компания DCH Александра Ярославского началаа строительство нового пассажирского терминала.
Однако, несмотря на огромный общественный запрос на возвращение аэропорта Днепру и всей Украине, государственные чиновники и структуры до сих пор уклонялись от решительных шагов, чтобы изменить статус-кво и обуздать своеволие Игоря Коломойского.
Более того, в 2021 г. Государственная авиаслужба (входит в состав Министерства инфраструктуры) выдает частной компании “МА Днепропетровск” (той самой, которую контролирует олигарх) бессрочный (!) сертификат эксплуатанта аэродрома Днепра. А значит, ситуация консервируется: структуры Игоря Валерьевича по-прежнему управляют и старым аэропортом, и аэродромом, включающим взлетную полосу и элементы инфраструктуры.
Возникла опасная ситуация: даже если государство и частные инвесторы вложат немалые деньги в модернизацию и создание новой ВПП и терминала, в аэропорту Днепра де-факто продолжат хозяйничать структуры Игоря Коломойского. А значит, олигарх просто умыкнет очередной многомиллиардный подарок от страны….
Защищаем интересы государства и территориальной громады в суде
Для того, чтобы Днепр вернул себе ворота в небо, госорганы для начала должны провести открытый и прозрачный конкурс по выбору эксплуатанта существующего аэродрома, уверены многочисленные эксперты.
В сентября 2021 г. городской совет Днепра обратился в Днепропетровский окружной административный суд с требованием к Госавиаслужбе отменить признание частной компании из орбиты олигарха эксплуатантом аэропорта. Третьим лицом была указана фирма “МА Днепропетровск”.
Однако борьба в суде против олигарха за интересы Днепра и всей страны оказалась длительной и сложной. Во многом — из-за непонятного поведения (или даже противодействия) отдельных судей.
Для понимания — вначале юристам, представляющим громаду Днепра, вообще пришлось доказывать, что тупиковая ситуация, которая из-за жадности олигарха сложилась в аэропорту, прямо вредит интересам днепрян (!) Судебный процесс (дело 160/1759/121) постоянно затягивался и шел почти год, за это время сменились две коллегии судей (Сидоренко Д, Боженко Н., Озерянская С., Тулянцева И.). Важный нюанс: в процесс в качестве третьей стороны вступило Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ)
В сентябре 2022 года судья Днепропетровского окружного административного суда Роман Голобутовский выносит решение в интересах Днепра.
Кто и зачем сбивает Фемиду с толку?
Однако это еще не финал нашей истории.
Фирма олигарха, которая была третьей стороной в процессе, подает апелляционную жалобу на решение административного суда. В конце осени — начале зимы дело поступает в Третий апелляционный административный суд. После целой серии переносов и задержек заседание назначили на начало января. Рассматривать жалобу компании из орбиты Игоря Коломойского на справедливое решение областного административного суда должна коллегия судей: председатель — Иванов С., судьи Панченко С., Чередниченко В.
Невероятно, но в это время Госавиаслужба соглашается (!) с исковыми требованиями горсовета Днепра — отменить решение о назначении эксплуатанта аэродрома и провести новый открытый конкурс.. По сути, предмет иска исчерпан, ответчик готов выполнить требования истца и без продолжения судебных разбирательств. Несмотря на то, что признание исковых требований случается в судах крайне редко, судьи не придали большого внимания поступившему заявлению – больше их интересовал вопрос полномочий руководителя ответчика: если он признал иск, то почему не отменил самостоятельно сертификат? (такое обсуждение, очевидно выходит за рамки рассмотрения сути спора).
Юристы, представляющие интересы городского совета, отмечают: первое судебное заседание длилось три часа, существенную часть времени судьи уделили вопросу – а нарушает ли эксплуатант права и охраняемые законом интересы жителей Днепра? Почему же судьи не видят основной — очевидной проблемы, или просто не хотят ее видеть?
Такое отношение уважаемых судей к важному для всей страны делу вызывает серьезные вопросы. Напомним, что в юридическом сообществе убеждены: Игорь Коломойский, даже лишенный гражданства и потерявший влияние на “Укрнафту”, сохраняет очень крепкие связи в судейских кругах…
О странном поведении судей в деле говорит сложившаяся после заседания уникальная ситуация: сразу три стороны по делу — истец (городской совет), ответчик (Госавиаслужба), а также третья сторона (НАБУ) заявили ходатайства об отводе нынешнего состава судей.
Наличие отвода коллеги судей от трех сторон процесса — практически нонсенс, который может свидетельствовать о возможной предвзятости слуг Фемиды, заранее сформированной позиции судей и серьезном недоверии к их действиям.
На момент написания материала коллегия не удовлетворила все три заявления об отводе, перенаправив их для решения вопроса отвода другой коллегии судей. До решения вопроса рассмотрение дела остановлено.
Ближайшее заседание по этому делу в апелляционном админсуде назначено на 2 февраля. Но, судя по уже имеющимся “больничным” судей, внезапным командировкам, очень возможен очередной “креатив” от слуг Фемиды.
С огромным интересом ждем развития событий в деле, которое должно стать первым важным шагом в возвращении аэропорта Днепру и всей Украине.
Борис Филатов, городской голова Днепра:
“Коломойский и его банда не собираются сдаваться. Они подключают все возможные рычаги влияния. Поэтому — будем смотреть.
У нас — мощный альянс между городским советом и Национальным антикоррупционным бюро. Мы защищаем интересы государства и территориальной громады в суде. Однако ребята, которые много лет управляли нашим аэропортом, собирали с людей деньги практически ни за что и монополизировали фактически наше небо, они сдаваться не собираются”.
Елена Доненко, адвокат, представляет в суде интересы городского совета Днепра:
“Наразі позовні вимоги Дніпровської міської ради щодо скасування сертифікату експлуатанта аеропорту, яким беззмінно була фірма відомого олігарха, задоволені судом першої інстанції, але триває апеляційне оскарження. І вже сьогодні можу назвати цю справу найцікавішою з точки зору процесу точно у моїй практиці.
На стадії апеляції відповідач — Державна авіаслужба України — повністю погодилася із висновками суду першої інстанції, який відмінив сертифікат, і повністю визнала наші позовні вимоги.
За наслідком першого (після відкладення) судового засідання позивач, відповідач та третя особа у справі (НАБУ) подали заяви про відвід колегії суддів, одночасно побачивши в їх діях певну упередженість та ознаки заздалегідь сформованої позиції.
З точки зору процесу, одночасна і однакова думка сторін є дуже рідкісною, а в моїй практиці таке вперше.
З цікавістю очікуємо на подальший розвиток справи та нашу перемогу”