В Днепре много достопримечательностей, имеющих интересную историю, полную потрясающих фактов. Одна из них – площадь Старомостовая, сообщает сайт «Наше Місто». Происхождением своим эта площадь, как и соседняя Вокзальная, обязана Екатеринославской суконной фабрике.
Указ о переводе в Екатеринослав суконной и шелково-чулочной фабрик подписала Екатерина II в мае 1792 года. А уже с 1793 по 1794 годы продолжалось строительство. Именно с организации фабрик и началась история будущей площади, которую мы с вами знаем как Старомостовую.
Кварталы фабрик были расположены с обеих сторон «широкой Кременчугской дороги», которая позже стала частью Екатерининского проспекта. Слева от дороги разместили «жилые дома для мастеровых» (территория современной Озерки), а справа – производственный комплекс с платяными, шелковыми и чулочными мастерскими. Большой пустырь между мастерскими и Днепром в будущем превратился в площадь. Известно, что в 1798 г. на пустыре была построена деревянная Покровская церковь.
Уже в 1820 г. фабрика представляла собой гигантский комплекс, растянувшийся вдоль Днепра и включавший 27 мастерских, 56 жилых казарм и бытовых построек, 66 домов инвалидной роты, больницу, церковь. Кроме того, в районе площади расположен наплавной мост, соединявший правый берег Днепра и левый.
В 1835 году была закрыта Екатеринославская суконная фабрика, после чего район быстро пришел в упадок. К разграблению построек и оборудования с радостью приложили руку как местные чиновники, так и просто любители этого дела.
С 1857 года, после переноса наплавного моста в центральную часть города, быстро падает и коммерческая активность района. Район превращается в пристанище рабочих, жизнь которых поддерживается лесопилками, мельницами и маслобойками.
Бывшая фабрика быстро превращалась в пустырь, который в 1860-х годах разросся до гигантских размеров, заняв территорию между современными автовокзалом, улицами Пастера, Курчатова и проспектом Яворницкого.
Однако, к удивлению, именно в это время его впервые стали называть площадью, хоть и не совсем официально. В документах 1860-1870-х годов уже встречаются названия: Фабричная площадь, Площадь Фабричной церкви, Площадь Покровской церкви.
В 1870 г. здесь за счет торговца лесом купца Новикова даже построили каменную Покровскую церковь. С 1875 г., когда было принято решение о строительстве через город железной дороги, эта площадь стала наиболее удобным местом для размещения станционного комплекса.
Строительство вокзала, постоянного моста через Днепр, создание у моста казенной пароходной пристани подвинули главный транспортный узел города в район вокзала и Покровской площади.
В 1896-1897 годах через Покровскую площадь была проложена линия Бельгийского трамвая «Пристань – Соборная», а в 1906 г. было открыто движение городского трамвая линии «Вокзал – Казанская». Не отстала в строительстве железная дорога: в 1905-1907 годах на Покровской площади строится новый комплекс управления железной дорогой.
Темпы развития привокзального района были настолько высокими, что было мнение о предстоящем упадке Нижне-Троицкого базара и устранении центрального торгово-делового района до Покровской площади. Однако этот прогноз не сбылся.
Торговая площадь оказалась слишком близка к пролетарским районам, что делало ее не особенно удобной для бизнеса. Во время революции 1905 г. Покровская площадь оказалась не то чтобы совсем в центре событий, но… Здесь было проведено несколько манифестаций разных политических сил. И именно с нее после взрыва бомбы начался известнейший Екатеринославский еврейский погром. В ходе погрома был нанесен серьезный ущерб привокзальному торговому району, разгромлен Озерный базар, сожжены несколько зданий.
В начале 1910-х годов. на площади уже стояли жилые дома, размещались десятки магазинов, складов и контор, несколько отелей.
С началом Первой мировой войны трансформация площади была прекращена. Осенью 1915 г. в Покровском сквере были построены карантинные бараки для беженцев из западных областей.
После революции район площади изменился мало. Здесь по-прежнему находился главный транспортный узел города, размещались многочисленные склады, магазины и мелкие предприятия. Были планы реконструкции площади и фактического ее объединения с Привокзальной. Однако этого не произошло. Бывший корпус суконной фабрики будет переоборудован в первый в стране электрический хлебзавод.
Исчезли отели и уровень магазинов нельзя было сравнивать с дореволюционным. Покровская церковь, хотя и стояла, но действовала уже как склад.
В 1941 г. близость станции и моста оказалась роковыми для площади. В августе-сентябре как немецкие, так и советские войска одинаково интенсивно разрушали главный транспортный узел города. Бомбардировки и артобстрелы превратили здания площади в руины. При освобождении города в 1943 г. ущерб был значительно меньше просто потому, что разрушить на площади, в принципе, было уже ничего. Из многочисленных построек чудом уцелели единицы.
Именно в послевоенный период площадь приобрела привычные очертания и транспортную схему с трамвайными и троллейбусными линиями, а также многочисленными автобусными остановками. И сейчас, несмотря на изменившийся формат и сильно уменьшенные размеры, современная площадь Старомостовая, как и 100 лет назад, является крупнейшим транспортным узлом города.
Категория: Важно, Новости Культуры Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: История Днепра, Укрзалізниця