Site icon Наше Місто

Как в Екатеринославе из морских водорослей добывали йод (исторические фото)

як виглядала станція з добування йоду

Чего только не производили в Екатеринославе. Была в нашем городе даже станция по исследованию и добыванию йода из морских водорослей. Ведь именно в нашем городе жил и работал выдающийся химик, стоящий у источников химического факультета ДГУ Лев Писаржевский, пишет «Наше місто«.

В сентябре 1914 года началась Первая мировая война. И тут выяснилось, что раньше Россия покупала йод исключительно в Германии, с которой воевала. И возникла срочная задача – разработать и осуществить производство собственного йода. Эту задачу поставили перед екатеринославскими учеными-химиками.

10 апреля 1915 г. началось строительство и оборудование «Станции по исследованию и добыванию русского иода (так писалось тогда) из морских водорослей проф. Л.В. Писаржевского и старшего лаборанта Н.Д. Аверкиева». Задачей станции являлось изучение различных способов получения йода из водорослей и организация его добычи.

Опыты Писаржевский и Аверкиев проводили сначала в Горном институте, где оба работали, а затем в помещении, отведенном для станции. Свое внимание ученые сосредоточили, главным образом, на водоросли «Красная филофора» – содержание йода в ней оказалось отнюдь не меньше, чем у богатых йодом французских и английских водорослей.

31 января 1915 года Екатеринослав посетил Николай II. Писаржевский и Аверкиев были представлены царю и преподнесли ему первый йод.

Извлекать йод из морских водорослей удалось уже в апреле 1915-го года вблизи Одессы. Содействие в перевозке водорослей из Одессы в Екатеринослав оказал наш губернский предводитель дворянства князь Николай Урусов. Городские власти Екатеринослава также пришли на помощь новому делу. Мэр и члены управы помогли выстроить две сжигательные печи для водорослей. Отвели помещение для станции в здании, принадлежащем городу. А еще власти устроили перевозку прибывших водорослей.

Станция по добыче йода открылась в здании казарм Феодосии.

Филофора, необходимая для добычи йода, добывалась далеко в море юго-восточнее Одессы вблизи острова Фидонисе на глубине от 10 до 30 саженей. Залежи этой водоросли оказались очень большими, около 80 миль в длину и 40 миль в ширину. Добытые водоросли доставлялись в Одессу. Там просушивались и впоследствии направлялись в Екатеринослав.

Осенью 1915 г. специальные печи строились в самой Одессе.

Весь добываемый в нашем городе йод направлялся в распоряжение заказчика – верховного начальника санитарной и эвакуационной части и в действующую армию.

Но это не все. После исследований оказалось, что остатки после получения йода вполне годятся как дезинфицирующее средство.

Но потом грянула революция. И было не до йода. Академик Писаржевский в 1920–30-е годы переключился на электронную химию, создал в Днепропетровске институт физической химии, который перебрался после его смерти в Киев и получил его имя.

А вот здание бывшей лаборатории по производству йода на территории бывших казарм Феодосии, к сожалению, не уцелела.

Категория: Важно, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version