Site icon Наше Місто

Геннадий Корбан: Когда будет победа – даже без паспорта пройду через границу

Новини Дніпра: Геннадій Корбан інтерв'ю

В конце июля Геннадия Корбана, главу Штаба обороны Днепра, который возвращался из загранкомандировки в родной город, не пустили на границе в Украину. Причина – указ Президента о лишении его украинского гражданства. Менее чем за месяц появившаяся 12 августа на сайте президента петиция о возвращении гражданства Корбану набрала более 25 тысяч голосов. Только 6 октября появился ответ главы государства. Но решения о восстановлении конституционных прав главы Штаба обороны Днепра так и нет. На днях в своем посте в ФБ Геннадий Корбан раскрыл подробности, из которых следует, что гражданства его лишили по сфабрикованным документам, у которых даже не осталось копий. О дальнейших действиях по восстановлению справедливости, работе Штаба обороны Днепра, подготовке к зиме в тылу и на фронте и о многом другом журналисты «НМ» расспросили Геннадия Корбана в эксклюзивном интервью. 

Пока жив путин, война не закончится   

Геннадий Олегович, прошло восемь месяцев с начала полномасштабного вторжения рф. Помнится, в марте вы говорили, что война затянется минимум до сентября. И все тогда огорчались – что так надолго. Скоро ноябрь, и уже все понимают, что война надолго. Есть ли у вас какой-то оптимистичный сценарий хотя бы по поводу прекращения активных боевых действий?

– Прогноз есть, но утешить никого не могу. На мой взгляд, война затягивается. Возможно, зимой будет затишье. Потому что вести боевые действия тяжело. Стороны будут обозначать линии фронта, копить, переформатировать силы, вести позиционные бои. С наступлением тепла, весной ситуация может обостриться, и это будет продолжаться некоторое время. Возможно, до конца 2023 года. 

К сожалению, могу сказать одно. Украина и украинцы должны понимать: пока существует путин, пока он жив война не закончится. Надеюсь, чем больше путин будет сдавать позиции, будет терпеть поражения его армия – тем быстрее будет что-то происходить в самой россии. Тем быстрее элиты рф, окружение путина могут замыслить план в его отношении.

Прогноз неутешительный. Но важно понимать, что путин зашел в историю, из которой нет пути назад. Он боится потерять лицо в глазах лидеров США, Китая, Европы. Оказалось, что его «вторая армия мира», «сверхдержава» – все это большой блеф. Но при этом рф располагает неконвенциональным оружием (в частности – ядерным). И это опасность. Для мира важно не спровоцировать его на крайние шаги.

Армия рф терпит поражения, у нее нет мотивации сражаться – ни моральной, ни материальной. Путин не рассчитывал на такую войну, в которую он влез. Думал, что закончит ее за три дня, за неделю, за месяц, потом продлил «спецоперацию» на два месяца. А сейчас есть все признаки настоящей войны – с мобилизацией, с вовлечением ресурсов, а их у рф не хватает. Они не могут обеспечить свою армию. Если Украина прошла эту стадию в первые три месяца, то в россии только сейчас поняли, что все разворовали. Они не готовы к войне, но и отступить путин не может. 

Вероятно, россия будет забрасывать фронт «мясом», посылать мобилизованных, затыкать дырки, если не будет перелома в войне, не закончится вооружение. Нам же надо готовиться к длительному, изнурительному конфликту, который будет затягивать силы, время, ресурсы.

Никаких звонков и намеков не было

Мы правильно поняли из вашего поста в Фейсбуке, что гражданства вас лишили по подложным документам. И следующий ваш шаг будет подача жалобы в Верховный суд.

– Да, документы свидетельствуют о подлоге. Никто меня не знакомил с указом президента, никто не подтвердил его существование. Хотя по закону должны ознакомить указ касается меня лично. Мои адвокаты написали запросы в Офис президента, который дает противоречивую информацию. В ОП сначала берут паузу. Потом сообщают, что «в отношении Корбана Г. О. не принимался указ президента». Нельзя утверждать, что весь комплекс документов подложный. Но возможность добиться правды истребовать документы при подаче жалобы в Верховный суд, чтобы Офис президента Зеленского дал ответ. 

Наша команда собрала достаточно много документов. Адвокаты формируют единый кейс и отправляют жалобу в Верховный Суд. Будут истребовать указ президента и другие недостающие документы. Жалоба готова, подается ходатайство в качестве обеспечения стороне ответчика предоставить суду недостающие документы 

Кстати, накануне того, что случилось, может были какие-то признаки, «приветы» передавали?

Было бы хорошо, если бы передавали. Никаких звонков, намеков не получал. А хотелось бы. При попытках выйти на контакты с Офисом (президента, прим. ред.) или его работниками стоит глухая стена.

– Господин Коломойский, который также фигурировал в указе президента о лишении гражданства, судя по всему, остается в Украине.

– Более того, он заявил, что ничего не слышал про указ президента. Все слышали он не слышал. Наверняка это стеб такой. 

Словом, ситуация загадочная. Будем надеяться, что через Верховный суд можно будет получить и увидеть наконец документы, которые послужили основанием для такого решения и подобных действий.

Власть проспала потенциальную угрозу

– В течение двух последних недель из-за ударов врага по критической энергетической инфраструктуре повреждено более 40 процентов энергосистемы страны. Вы предупреждали Кабмин о возможных обстрелах еще весной. Но власти задумались о защите энергообъектов только теперь. Вы привели пример трансформаторов «Укрэнерго» на территории Приднепровской ТЭС, по которым попали ракетами. Восстановить их теперь будет крайне сложно. А как их можно было защитить? И почему власти проспали проблему, о которой вы предупреждали?

– Проспали серьезно. В мае, когда мы начали этот разговор, я спрогнозировал, что россия ударит по энергосистеме, чтобы выключить всем нам свет. Если нет электроэнергии, то останавливаются заводы, люди лишаются работы и зарплаты, встанет транспорт, котельные, водоканалы. В такой ситуации мы погрузимся в каменный век. Это может быть колоссальная гуманитарная катастрофа. Восстановить разрушенное не так просто.

И наш противник начал бить по энергосистеме. Увы, те в Кабмине и «Укрэнерго», кто должны были подумать о таком развитии событий, не думали и вовремя не делали нужных шагов.

А делать нужно было так же, как мы предотвратили возможную трагедию на ЮМЗ. С первых дней войны начали заниматься проблемой. Мы в Днепре понимали, что враг может нанести удар по местам хранения ракетного топлива. И очень оперативно вывезли его в безопасное место.

Для защиты энергетических объектов мы еще летом построили специальные конструкции. Энергосистема включает генерацию электроэнергии и ее распределение. Чтобы обесточить страну, врагу нужно разрушить именно межобластные сети, по которым передается электроэнергия, надо разрушить трансформаторные подстанции. Это серьезная проблема. Потому что их нельзя восстановить за один день. Эти трансформаторы еще советские. Их нечем заменить, нет возможности оперативно закупить аналоги.

Компания «Укрэнерго» принадлежит государству, подчиняется Кабинету министров. Ей принадлежат сети, подстанции. Увы, там никто пальцем не пошевелил, чтобы подготовиться. А теперь россия ракетными ударами разбивает коммуникации, разрушает инфраструктуру. Сейчас работают по устранению проблем, но явно опоздали, причем серьезно. 

В Днепре мы многое сделали, чтобы защитить подстанции. В кооперации с компанией ДТЭК, с которой активно сотрудничаем, смогли защитить ряд объектов.

Обезопасят ли защитные сооружения объекты энергетики от прямого ракетного удара? В некоторых случаях да, в некоторых нет. Однако повреждения будут меньше, чем в ситуации, когда нет никакой защиты. 

В области есть несколько базовых узлов, от которых зависит энергосистема. В ряде мест идут восстановительные работы. Проблем много. Но благодаря принятым мерам не наступил «конец света», как в некоторых других регионах. Имеет значение то, что мы сделали для защиты энергетической инфраструктуры. Это важно и это надо делать. 

На фоне всего, что произошло, центральная власть призывает бизнес и население ограничить потребление электроэнергии. Как вы считаете, достойно ли днепряне держат энергетический фронт?

– Жители Днепра и области очень дисциплинированно откликнулись на призывы власти, председателя ДнепрОВА Валентина Резниченко и мэра Днепра Бориса Филатова снизить потребление электроэнергии.

Однако даже в ситуации максимальной экономии важно не забывать, что сейчас у людей есть работа, есть предприятия, которые продолжают действовать. И если они остановятся это будет первый признак коллапса. Тогда люди перестанут получать зарплату, а предприятия платить налоги, в числе которых – подоходный, который наполняет местный бюджет. Такой вариант развития событий допускать не следует.

Экстренные ситуации не помешают отопительному сезону

Как вы считаете – готов ли Днепр к зиме в условиях возможных веерных отключений и потенциальных вражеских атак на крупные котельные и газораспределительные станции? 

Могу сказать, что город закупил все необходимое и сделал так, чтобы можно было переключать котельные внутри города. Как известно, система теплоэнерго, котельных в каждом городе уникальна. В Днепре есть более 400 котельных, и это наш важный плюс. Это значит, что в экстренной ситуации город сможет делать переключения и перенаправлять потоки теплоносителя из котельных, которые нормально работают, в те, которые могут выйти из строя из-за вражеских действий.

Днепр хорошо подготовился, чтобы обеспечить прохождение отопительного сезона. Конечно, предприятия системы теплоэнерго будут следить за температурным режимом, за прогнозами погоды, чтобы был обеспечен режим экономии. Надеюсь, что предприятия теплоэнерго будут держать достаточную температуру, чтобы обогреть дома горожан. В целом по отопительному сезону я настроен оптимистично. В Днепре сделано все, чтобы обеспечить отопление города. Теперь вопрос в том, чтобы «Нафтогаз» дал объемы газа, которые нужны. 

Цейтнота уже нет: Штаб работает в стабильном режиме

– В первый месяц войны вы опубликовали громкий, резонансный пост о «войне Тойот». Штаб обороны Днепра сделал очень много для армии, для защиты региона. В частности, отправил уже десятки внедорожников и грузовиков. Над какими задачами Штаб работает сейчас?

– Численность нашей армии уже приближается к миллиону. Очень хорошо, что столько людей в патриотическом порыве встали на защиту страны. Но армия при этом должна быть обеспечена: у военных должна быть форма зимняя и летняя, нужны беспилотники, тепловизоры, автомобили, грузовики, буржуйки, аккумуляторы, топливо, питьевая вода. Есть много позиций, в которых нуждается армия. И этот перечень расширяется постоянно. Нужно закупать дроны и обеспечивать их работу, приобретать форму, аккумуляторы, пикапы и т.п. Важное значение имеет ремонт авто. И Штаб обороны Днепра, по мере возможности, занимается всеми этими вопросами.

Ходили легенды о совещаниях Штаба обороны Днепра: вечером дается поручение — утром оно уже выполнено. Как строится работа Штаба сейчас? Ведь это непросто работать удаленно.

– Конечно, вначале надо было максимально сконцентрироваться. Совещания проводились каждый день. Ежедневно Штаб обсуждал проблематику. Решения принимались с колес, это нормально. Были решения, которые отменялись.

Могу сказать точно Днепр сделал меньше всего ошибок в нашей стране. Ведь в самом начале многие в Украине не знали, кто и где находится. Было много случаев стрельбы по своим, много людей случайно погибло из-за такого «дружеского огня». В Днепре, к счастью, не было ни одного такого случая. У нас система была так выстроена, что уже на 4-5 день мы первыми в стране вышли из паники, из кризиса, который продолжался по всей стране еще месяц.

Война идет уже более полугода. Люди получили опыт, привыкли к процессам, которые нужно осуществлять. Уже не надо переспрашивать, уже понятно: в такой-то ситуации – вот такое решение. 

Сейчас уже нет цейтнота. Штаб работает в стабильном режиме. И работа Штаба отличается от той, что была в начале войны. И да, удаленный формат замедляет работу с военными, поставки и прочее. А наши законодатели вместо того, чтобы упростить работу в интересах армии и военных, усложняют ее. Из-за бюрократических проволочек военные не могут получить оперативно ту помощь, которую должны получать.

Уверен: противник не сможет зайти в нашу область

Вы не раз говорили, что область надежно защищена, построены пять рубежей обороны. Ведутся ли сейчас, накануне зимы, какие-то дополнительные работы?

– Строить дополнительные линии обороны не надо. Но поддерживать созданные в рабочем состоянии необходимо.

Благодаря линиям обороны, построенным за счет Днепра и Кривого Рога, местных громад, наша область надежно защищена. Причем города приняли участие в создании обороны не только вокруг города, но и в области. Я на 99,9% уверен, что противник зайти в нашу область не сможет. С высокой степенью вероятности региону не грозит оккупация.

Однако рубежи, фортификационные сооружения надо поддерживать в рабочем состоянии. Нужно менять древесину, которая использовалась для создания укреплений, для блиндажей. Надо заботиться о том, чтобы не размокало дерево. Бетонные сооружения по всей линии обороны области надо обслуживать. Эту работу выполняет армия. Однако надо подключать гражданский сектор, чтобы получить помощь, поддержку, чтобы эффективнее обслуживать фортификационные сооружения, наши рубежи.

Путин как раненый медведь

Слухи о якобы создании в Украине (едва ли не в нашей области) «грязной бомбы», которые муссируются россией, — что это, на ваш взгляд?

– Все заявления шойгу и других представителей россии о «грязной бомбе» — обычная провокация. Возможно, она готовится для того, чтобы прикрыть угрозы ядерным оружием со стороны рф. Ожидать от рф можно чего угодно. Страшно, когда вся страна зависит от воли одного не совсем здорового человека. Эта ситуация очень сложная, она беспокоит всех. Путин как раненый медведь, который в отчаянии пускает в ход все: зубы, когти. И не чует боли. Да, наши партнеры обещают ответ в случае ядерной эскалации со стороны рф, но нам от этого не легче. И все же я надеюсь, что разум возьмет верх даже в такой сложной ситуации.  

Стиснуть зубы и пройти через огромную усталость

Геннадий Олегович, есть усталость от войны?

– Да. Усталость – это самая сложная стадия войны. В моем представлении у любой войны есть три стадии: первая – шок. Она наступила, когда началась война: упали первые ракеты, пошли танки, колонны техники. Шок — это первый день, первая неделя, первый месяц. Иногда войны завершаются на этой стадии. Страна сдается, капитулирует. Мы смотрели на киевскую власть и боялись, чтобы она не пошатнулась в ходе первой стадии шока.

Вторая стадия – привыкание, когда все мы привыкаем к войне. Сирены, угроза ракетных ударов, все происходящее уже не что-то новое. Мы привыкли к этому. Новости с фронта уже не что-то особенное. Мы привыкли, теперь это наша жизнь. Мы привыкли к тому, что надо экономить деньги, продукты, одежду. Это уже нормально. Мы привыкли к войне. 

А самая тяжелая, самая изнурительная стадия – третья. Это стадия усталости. Она изматывает нервную систему. Мы хотим, чтобы война как можно быстрее закончилась, чтобы не читать новости про войну, не слышать сирены, чтобы все прошло. Эта стадия – самая опасная. На этом этапе начинается война нервов. У кого они крепче – тот и победит. И Украина, и россия постепенно заходят в нее.

Украина, весь наш народ устали. Уже ясно, что быстрой победы не будет. Армия не будет быстро продвигаться. Будут успехи, но они будут не каждый день. А нам нельзя бросаться жизнями людей. Надо беречь ресурсы и бережно относиться к людям. И на этой стадии нам крайне важно держать себя в форме: сохранять высокое самообладание. Нужно стиснуть зубы и проявить достаточно терпения, чтобы пройти через эту огромную усталость с достоинством. Кто победит на этой стадии – тот победит в войне. 

У нас будет самая сильная армия в Европе

– Какой, на ваш взгляд, будет победа Украины? Кто-то представляет сожженный Кремль, кто-то — переворот в москве, отход оккупантов на границы 1991 года. Как видит победу Украины Геннадий Корбан?

– Это – победа над путиным. Потому что без победы над путиным не будет Победы Украины. Я не говорю, что наши войска должны дойти до москвы. Украина не декларирует таких целей. Но страна хочет выйти на границы 1991 года, которые были после распада СССР.

Это правильно. Мы защищаем свою территорию. Но пока путин в Кремле победы не будет. Тем или иным способом мы должны победить путина. И тогда вся его верхушка, элита моментально развалится. И они уйдут. 

Я вижу победу в том, что у нас будет самая сильная армия в Европе, самое современное вооружение, чтобы любой враг, который положил глаз на часть нашей территории, понимал, что получит достойный отпор. Вот такой я вижу победу Украины.

А что вы сделаете после победы?

Знаете, даже не могу сразу ответить. Кто-то бы сказал – напьюсь, но я не пью. Когда будет победа – даже если у меня не будет паспорта, пройду через границу и вернусь в Украину!

Как часто удается пообщаться с родными и близкими? Как они обходятся без вас?

В наш век коммуникаций не проблема связаться с близкими по скайпу, через мессенджеры. Мы держим связь. Родные дома, но сильно переживают. Папа особенно. Это драматично. Мама по состоянию здоровья не может перемещаться, а отец не может бросить ее. Словом, не очень веселая ситуация.

Беседовали Алексей Безуглый, Елена Мисник, фото Сергея Бараненко.

Категория: Важно, Война, Интервью, Новости Днепра

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version