За последние несколько недель боевые действия вплотную приблизились к курортам Азовского моря и к Крыму. Так, в Кирилловку орки недавно стянули значительное количество единиц ПВО и РЭБ, разместив их в частных дворах. Геническ пару дней назад содрогался от взрывов в Джанкое. Не говоря уже об отличной «бавовне» на Сакском аэродроме. В результате чего и без того малолюдные пляжи Кирилловки и Арабатской Стрелки окончательно опустели, а на крымском мосту возникли основательные заторы. О ситуации на курортах журналистам издания «Днипро Регион» сообщили в редакции Azov.UA. Об этом пишет Наше Місто.
При этом есть и хорошие новости — несмотря на прошлогодние прогнозы экспертов, предрекающих десятилетие медуз в Азовском море, в 2022-м корнерота на побережье популярных курортов стало значительно меньше.
Так, в июне 2022 года на берегу курортов Запорожской и Херсонской областей фиксировались лишь единичные особи желетелых — в основном, медузы-корнерота.
В июле был условный пик, но даже в этот период особей корнерота у побережья было намного меньше, чем в прошлом — 2021 году.
А вот в августе медузы в акватории Кирилловки и Арабатской Стрелки практически исчезли. Причем, начиная от косы Пересыпь и заканчивая Стрелковым. Что, правда, было сопряжено с изменением направления ветра. Ветер в этом период в основном — с моря, и это отпугивает медуз, заставляя уходить на глубину.
При этом, несмотря на существенное снижение количества медуз в Азовском море, отдыхающих на популярных курортах — в Кирилловке и на Арабатской Стрелке, практически нет.
И даже в районе центрального пляжа Счастливцево напротив знаменитой «стометровки», который в прошлые годы был забит почти, как ялтинский, отдыхают лишь единицы курортников.
Развлекательные заведения, включая кафе и даже пляжные аттракционы — все закрыты. А набережная полностью безлюдна. Причина простая — отдыхать некому и не за что, да и опасно.
В Кирилловке, включая Федотову косу и Пересыпь, ситуация очень похожая — в середине недели можно найти лишь единичных загорающих на пляже. В выходные людей становится чуть больше. На Бирючем отдыхающих нет.
«В целом, со слов владельцев туристического жилья, оставшихся в оккупации, количество отдыхащих в Кирилловке и на Арабатской Стрелке можно оценить на уровне 1-2% от загрузки прошлых годов. При этом, в случае курортов Генического района это большей частью жители Херсона и Новой Каховки, а в случае Кирилловки, Приморска и Приморского Посада — жители Мелитополя и Энергодара. Несмотря на то, что мы не принимаем заявки на бронирование жилья в оккупации, к нам периодически поступают запросы в вайбер и другие мессенжеры. Поэтому хотя бы в общих чертах, но мы можем оценить реалии спроса и обстановки на оккупированных курортах», — прокомментировал динамику спроса на отдых в оккупации представитель службы бронирования «Море 24», Александр Мостовой.
В то же время, в моменты ухудшения обстановки в близлежащих городах, например, во время «бавовны» и «селитры» на военных базах рашистов, на курорты Азовского моря существенно увеличился поток вынужденных переселенцев. То есть, людей, которые предпочитают переждать период активных военных действий в стороне от потенциальных артиллерийский дуэлей, но пока не готовы эвакуироваться на подконтрольную Украине территорию.
Конечно же, многие жители зоны оккупации предпочитают поехать на условный отдых в Кирилловку и на Арабатскую Стрелку, чтобы быть подальше от потенциальных активных боевых действий. Особенно это касается Энергодара и Новой Каховки. И возможно в чем-то они правы, но безопасность «отдыха» на захваченных рашистами территориях, как минимум, условная. Одно остается неопровержимым фактом — после каждого прилета «HiMars» в ту же Новую Каховку постояльцев в отелях курортов Азовского моря становится больше.
В результате, на сегодняшний день, по данным наших источников, до ¾ всех «отдыхающих» оккупации относятся к данной категории спроса. То есть, фактически это переселенцы, а не туристы.
«В целом, начиная с марта месяца Арабатская Стрелка, Геническ и Кирилловка расценивались многими беженцами в качестве «тихих гаваней». С одной стороны данные курорты находятся в стороне от крупных инфраструктурных объектов и других зон повышенного внимания со стороны захватчиков. С другой — в пределах зоны оккупации россияне пока что не производят настолько глубоких досмотров, как при выезде на подконтрольные Украине территории. В итоге, в момент любых обострений в крупных соседних населенных пунктах в Кирилловки и на Арабатке появлялся поток клиентов на «долгое жилье». Точно также, эти курорты оказались пристанищем для тех жителей Мариуполя, которые потеряли свои дома. Ценник на жилье, удаленное от моря на 1-2км, обычно находится в пределах 5000-8000 гривен в месяц, что сопоставимо со стоимостью аренды квартиры в городе — и именно данный тип клиентов составляет костяк постояльцев оккупированных курортов», — пояснил сложившуюся ситуацию журналистам РБК-Украина главред Кирилловка.Укр Евгений Смельчаков.
При этом, оккупированные курорты на самом деле сложно назвать действительно безопасными для жизни и, тем более, для отдыха.
«Судя по информации, которая к нам поступает от местных жителей, оставшихся в зоне оккупации, россияне в последние дни завезли в Кирилловку много единиц ПВО и комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Многие из них расположены на центральных улицах поселка — фактически во дворах частного сектора. А с учетом того, что рашисты зачастую используют комплексы С300/С400 для ракетных атак объектов, расположенных на подконтрольных Украине территориях, объекты ПВО являются огневыми точками. Поэтому ни о какой даже условной безопасности на территории оккупированных курортов даже речи быть не может», — добавил эксперт в эксклюзивном комментарии нашему изданию.
Таким образом, можно констатировать факт, что сезон на курортах Азовского моря в оккупации полностью провалился, но резкое снижение популяции медуз дает надежду на относительно быстрое восстановление этих рекреационных зон после деоккупации.
Напомним, что ранее издание «Новости Донбасса» опубликовало сводку по морским курортам Украины, которые оккупировали российские фашисты. В ней также есть подтверждения, что отдых в оккупации часто заканчивается плачевно.