Skip to content

Быть юристом нелегко, но выгодно, или несколько эпизодов из жизни одного правозащитника

Быть юристом нелегко, но выгодно, или несколько эпизодов из жизни одного правозащитника

«Наше Місто» продолжает публиковать статьи из архива газеты «Наше Місто«, которые выходили в разные годы ее существования. Напомним, что вскоре издание будет отмечать свой 30-летний юбилей. Этот материал был опубликован в газете 12 октября 2005.

В минувшую субботу Днепропетровск как-то незаметно отпраздновал
День юриста. А что мы знаем о людях этой профессии? Наш постоянный автор Светлана Торопчина-Агалакова  «взглянула» на юриста в необычном ракурсе…

На свой день рождения Н. (скромный, но грамотный юрист) в бутике купил себе светлый вязаный пуловер. После именин он его постирал и ужаснулся — пуловер стал размеров на пять больше. После долгих советов с портными, как его урезать, выяснилось, что якобы фирменный пуловер связан против всех законов вязания и шитья, что означало одно: сколько его ни обрезай, он все равно после стирки будет тянуться. Чека в магазине при покупке Н. не дали (уж очень большую скидку ему сделали, он и постеснялся напомнить о чеке). Когда Н. обратился в магазин с просьбой о возврате денег за некачественный пуловер, молодая, но очень уверенная в себе продавщица уверенно заявила: «За товар со скидками денег не возвращаем, его не меняем, да и вообще вы, наверное, не у нас его и брали!» Тогда Н. написал грамотное, обоснованное законом заявление в адрес руководства магазина с требованием вернуть стоимость пуловера и возместить причиненный моральный вред. Получив заявление, владелец магазина немедленно вернул деньги — 450 грн. и еще 250 грн. в возмещение морального вреда. Кроме того, Н. он сказал, что после случившегося для предотвращения подобных ситуаций всем продавцам выдана бумага для написания недовольным покупателем тут же, в магазине, жалобы в его адрес, чтобы конфликт мог быть разрешен на месте.

Быть юристом нелегко, но выгодно, или несколько эпизодов из жизни одного правозащитника

* * *

Для того, чтобы ехать на торжество, на котором его ожидали человек 15, Н. заказал такси. Он был с маленьким ребенком и с огромными сумками. Однако такси, вместо оговоренных диспетчером 15 минут, не было минут 40. Н. высказал свое возмущение, что его не предупредили о таком периоде ожидания, однако диспетчер отрезала: мол, за «пробочки на дорогах» она не отвечает. Когда же машина пришла, диспетчер в ответ на просьбу Н. выдать ему чек о поездке и назвать руководство, такси отозвала, и машина уехала.

Что в ответ мог сделать Н.? Конечно же, как уже догадался читатель, написал грамотную, обоснованную жалобу в управление по защите прав потребителей, поскольку найти адрес фирмы такси ему не удалось. После этого руководство автопред­приятия, проверив факты, принесло свои извинения Н. и выплатило компенсацию в возмещение причиненного морального вреда в размере 500 грн. Кстати, та диспетчер в этой фирме уже не работает.

* * *

На днях Н. ехал в маршрутном такси на работу, неожиданно маршрутка сломалась, не доезжая одной остановки до конечной. Знающий свои права Н. скромно попросил водителя вернуть оплату за проезд — 1 грн. 50 коп., поскольку договор перевозки не был выполнен. Удивленный просьбой водитель грубо «рекомендовал» юристу пройти эту остановку пешком: мол, еще чего, сколько проехал и деньги ему возвращай! И даже 50 копеек на трамвай не захотел дать. Н. (нет, не писал жалобу) он просто узнал номер телефона нужного АТП и изложил ситуацию. Через день руководство АТП вернуло Н. 1 грн.50 коп. и принесло извинения. Водителя АТП уволили, поскольку он, недолго работая в этом АТП, оказался грубым и неадекватным даже к замечаниям руководства.

* * *

Быть юристом нелегко, но выгодно, или несколько эпизодов из жизни одного правозащитника

Н. обратился в пункт обмена валюты с просьбой поменять купюру в 20 долларов. Однако кассир пункта, что-то пробурчав, отказался менять доллары. На вопрос, почему и просьбу назваться кассир швырнул Н. его купюру и закрыл окошко пункта. Н. пришлось идти (к слову, с больной ногой) в соседний пункт, где эти 20 долларов ему тут же поменяли. А когда он спросил, почему соседи не захотели эту же купюру менять, ему объяснили: «Наверное, просто кассиру лень с мелочью возиться». Сообразительному читателю уже понятно, что Н., конечно же, написал грамотную, обоснованную жалобу в местное управ­ление Национального банка, в которой, кроме прочего, указал, что в пункте обмена отсутствует какая-либо опознавательная и обязательная банковская информация. Кассир, на которого, как оказалось, и без того много нареканий, принес извинения Н., выплатил в возмещение причиненного морального вреда 500 грн.

* * *

Ехал Н. в Борисполь междугородным автобусом, в котором, несмотря на его возражения, заставили заплатить за 10-килограммовую сумку 10 грн. Копию квитанции оплаты и жалобу о незаконном взимании денег, поскольку в данном случае по закону провоз багажа должен быть бесплатным, Н. сразу же направил руководству фирмы-перевозчика. Фирма вернула 10 грн., кроме того и 100 грн. — требуемую Н.сумму в возмещение морального вреда, а самоуправных и предприимчивых сотрудников уволили.

Следует отметить, что ни разу Н. не назвался юристом, не козырял ни удостоверениями, ни должностями, а все изложенное является подлинным и лишь маленьким эпизодом тех фактов, подобных каким в жизни любого человека огромное множество.

В качестве вывода, как всегда, НАШ СОВЕТ:

— в случае, когда какие-либо права нарушаются, необходимо обратиться к нарушителю, в соответствующий орган (в вышестоящую организацию, в прокуратуру, в управление по делам защиты прав потребителей) с грамотной жалобой, в которой можно потребовать возмещения причиненного материального, морального вреда и привлечения к ответственности виновных лиц;

— грамотное поведение и использование, а не игнорирование действующего законодательства, как видим, позволяет защитить свои права эффективно, в полном объеме, быстро и — никакого суда!

Безусловно, чтобы получить подобные описанным результаты, не обязательно быть юристом. Главное — уважать себя и не молчать, свои права можно и нужно защищать. Для этого и существуют на свете юристы.

* * *

Напоследок отметим, что День юриста — день, объединяющий всех юристов. Увы, не каждый знает разницу между нотариусом и адвокатом, смутно догадывается, что такое прокурор, не понимает, почему не каждый юрист — адвокат, но каждый адвокат — юрист. Причина — в правовой безграмотности нашего общества, которое, по сути, только начинает свой путь к правовому. Однако важность и огромное значение такой профессии, как юрист, неоспоримы во всем мире. В Америке, когда я назвала свою профессию — адвокат, после минутного (непонятного мне) замешательства неожиданно ответили: ну что ж, адвокаты — тоже люди. Оказалось, что в этой стране юристов уважают, но не любят.

У  нас к юристам общество относится по-другому, уважительно: каждый понимает, что юристы знают нечто, может быть, неизвестное, но важное и ценное, а, главное, полезное. У нас ведь не Америка, где никто без юриста шага не ступит. Увы, в Украине не каждый может себе позволить обратиться к юристу, а многие (в современную эпоху специфических украинских правовых реалий) пока еще и не верят в юридическое могущество. Поэтому мне бы хотелось, чтобы мы все увидели те времена, когда правовой беспредел уйдет в далекое прошлое, чтобы всегда торжествовал закон, а юристы стремились быть настоящими — ну, как Кони, и всегда добивались бы успеха благодаря своему профессионализму. И, конечно же, всем юристам желаю и здоровья, и личного счастья, и хорошей оплаты их профессионального труда, который отнюдь не легкий.

Светлана ТОРОПЧИНА-АГАЛАКОВА,

директор адвокатского бюро.

Рисунок Александра Авраменко.

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: