Недавно в Днепре 46-летний мужчина набросился с кулаками на девятилетнего ребенка. И заявил, что так поступил, поскольку тот якобы поссорился и подрался с его сыном. Два мальчика играли в мяч, а затем у них возник конфликт, в ходе которого они толкались и бросались песком на детской площадке. Произошедшее увидел отец одного из детей, выбежал на улицу и принялся избивать обидчика сына. Сначала мужчина ударил ребенка головой о бетонное ограждение, после чего кулаками нанес ему удары по лицу. В результате у мальчика было разбито и окровавлено лицо, его забрала скорая. Полиция возбудила уголовное дело по отношению к нападающему за нанесение легких телесных повреждений.
Насилие порождает насилие
Вряд ли кто-то считает, что взрослый человек поступил правильно.
— В таком случае все однозначно – взрослый человек несет ответственность по закону, — говорит Виталий Биловол, полицейский и школьный офицер. — Отец-защитник должен был объяснить сыну, как правильно решать конфликты со сверстниками. Поговорить с родителями остальных детей, которые являются участниками конфликта. Нужно понимать простую вещь – насилие порождает насилие. В нашей стране ребенок несет административную ответственность с 16 лет. Родители ребенка несут админответственность за ребенка, когда ему исполняется 14 лет.
Увы, подобных ситуаций много, но мы узнаем лишь о тех, которые получили широкую огласку в СМИ.
На отца – с ножом из-за наушников
Детский психолог Наталья Валедова отмечает крайне печальную тенденцию: из 27 лет ее активной практики за последние семь-восемь — ситуация на гране катастрофы.
— Агрессивных детей много, — констатирует она. — Общество пребывает в тяжелой информационной ауре. Сейчас сказывается еще и экономическая ситуация, и ситуация с ковидом. Это отражается и на взрослых. Но, увы, многие дети все чаще демонстрируют признаки отсутствия терпимости, умения вести диалог. Они общаются исключительно криком. Обращали внимание, какой крик бывает на детской площадке или в магазине? Речь не про игры, а про коммуникацию между собой или со взрослыми. Одна из причин – отсутствие коллектива. Стерты рамки, особенно когда родители учат детей решать конфликт правилом: «Тебя ударили – немедленно дай сдачи!» Это неверный подход!
Эксперт подчеркивает, что иногда жертвами агрессии ребенка становятся родители.
— В моей практике был случай, когда ребенок замахнулся на отца ножом! Ему пришлось руками схватить лезвие, чтобы остановить припадок агрессии. Причина: девочке не понравился цвет купленных наушников. При этом она говорила: «Мне ничего не будет, мне еще пару месяцев до 14-летия».
В конфликте поможет медиатор
Первый шаг коррекции агрессивного поведения – выяснение истинного мотива. Родители могут сами попытаться понять, что движет их ребенком, разобраться в истинных его потребностях.
— Также ребенка стоит отвести к детскому неврологу, далее действовать исходя из его рекомендаций, — советует Наталья Валедова. — Ведь причины могут быть как физиологические, так и моральные.
В школе конфликты можно решать с привлечением родителей и школьного офицера.
— Пользуется успехом метод медиаторов, — поделился Виталий Биловол. — Уже несколько учебных заведений Днепра имеют такую практику. Это вид альтернативного урегулирования споров, который с помощью посредника, ученика-медиатора помогает проанализировать конфликтную ситуацию таким образом, чтобы стороны конфликта сами смогли выбрать решение, которое бы удовлетворяло интересы и потребности каждого.
Что нельзя делать родителям?
- Применять физические наказания. При этом возникает обратная реакция, ребенок может закрепить такую социальную форму поведения как норму и применять ее на других объектах.
- Демонстрировать агрессивные модели поведения при ребенке. Дети воспринимают это как норму и используют, повторяя за родителями.
- Показывать мультики, в которых есть модели агрессивного поведения («Том и Джерри», «Ну, погоди» и т.д.). Дети закрепляют нормы деструктивного поведения вместо правильного.
- Обвинять, стыдить, ругать ребенка. Осуждайте его поведение, а не его. Обсудите с ним ситуацию.
- Создавать ситуации, провоцирующие психическое истощение или перенасыщение. Не нагружайте детей большим количеством учебного материала, не записывайте малыша на все секции и кружки, просмотр телевизора или игра на планшете не более 20 минут в день, так как сильная визуальная стимуляция перевозбуждает мозговые центры, тем самым перегружая их.
- Ставить завышенные требования перед ребенком.
Автор Ульяна Романова.