В июне 1990 года в Днепре (тогда — Днепропетровск) в следственном изоляторе № 1 узники подняли бунт. Передает «Наше місто» со ссылкой на Музей історії Дніпра.
Это не была заранее спланированная акция, а стихийный хаотический бунт. На том момент в изоляторе находились 2400 человек. Это было на 30% больше нормы. Поводом для массового беспорядка послужил инцидент в женском корпусе. Первые попытки навести порядок, привели к еще большему размаху события.
Министр внутренних дел Украины Иван Гладуша вспоминал о тех событиях так:
«… слишком далеко зашла ситуация, было упущено время. Началась кровавая вакханалия: разбой, изнасилования, пятнадцать «смертников» возглавили погромы, побоища и поджоги. Знаете, как они развлекались на хоздворе? Отрубали свиньям ноги и пинками заставляли их ползти наперегонки, оставляя за собой широкий кровавый след…
Когда мне сообщили о ЧП и я вылетел в Днепропетровск. Толпа, вооруженная топорами, металлическими прутьями и ломами, предприняла первую попытку взять штурмом ворота и вырваться в город».
Бунт не обошелся без жертв: «Два зачинщика покончили жизнь самоубийством, троих застрелили. Две жертвы были со стороны милиции».
Заключенные носились по внутреннему двору, откуда-то тащили мешки с макаронами и хлебом. В нескольких местах пылали костры, в казанах булькало варево. Пили спирт, глотали таблетки, взятые в медсанчасти. В мастерских точили сабли и пики, готовясь к штурму.
Это был самый страшный и кровавый тюремный бунт в Украине. Длился он пять дней. Но далеко не все поддержали беспорядки. В частности, в тюрьме содержали осужденных к смертной казни, которые отказались от участия.
Петр Шерекин, который был одним из руководителей подавления бунта, вспоминал:
«Спустя несколько часов после начала бунта вокруг колонии собралось огромное количество военных и милицейских подразделений, техники. У каждого была своя задача. Вплоть до того, что была назначена отдельная группа, контролирующая возможность подкопа с территории колонии. Одной из задач, поставленных спецназовцам, была разведка обстановки внутри колонии. Группами по 4-5 человек мы пробирались туда и по коммуникациям через подвалы, и по крышам. Иногда переодевались в форму пожарных…
Иногда мы захватывали заложников, уводили с собой за оцепление. А некоторых, объевшихся таблеток, просто выносили! Потом расспрашивали, в каких помещениях кучкуются зачинщики бунта. Иногда пойманный просил: «Сам хочу выйти и знаю еще человек пять, которые хотели бы выйти». Как правило, мы таких отпускали. Примерно в половине случаев зэки сдерживали слово. Мы выводили за оцепление всех желающих».
После подавления бунта было проведено расследование и фотофиксация последствий.
Фотографии принадлежат известному публицисту Игорю Родионову
Источник информации veteranovd.zp.ua
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: История Днепра