ПРЕДЫСТОРИЯ ОСТРОЙ ИСТОРИИ
Бурная дискуссия в обществе и СМИ разгорелась после того, как 1 октября президент Владимир Зеленский заявил о том, что в Минске договорились о начале разведения войск в Петровском и Золотом. Тогда же представитель Украины в трехсторонней контактной группе Леонид Кучма сообщил, что президент на нормандской встрече будет ставить вопрос об отводе войск по всей линии разграничения, а министр обороны Андрей Загороднюк объяснил, что происходить все будет не сразу, а участками. Но запланированное на 7 октября разведение войск не началось, поскольку противник обстрелял наши позиции. Министр обороны выступил с сообщением, что данный процесс возможен только после недельной тишины.
Против реализации данной формулы, в принципе, начали выступать областные и городские советы, в украинских городах и за рубежом стартовали акции «Нет капитуляции» — в Днепре она прошла 14 октября. Чтобы сгладить ситуацию и восполнить информационный вакуум, представители команды президента начали обсуждать проблему с активистами по всей стране.
Василий Бондар, заместитель министра иностранных дел:
— Формула Штайнмайера, с текстом которой наши представители согласились в Минске, предполагает, что неподконтрольная Киеву часть Донбасса получает временный особый статус на период выборов, которые должны быть проведены по украинскому законодательству. Если ОБСЕ признает их честными и свободными, закон об особом статусе Донбасса должен вступить в силу и действовать на постоянной основе.
Этот закон в нынешней редакции действует до 31 декабря 2019 года, а новый будет разрабатывать парламент в тесном сотрудничестве с обществом. Формулу Штайнмайера имплементируют в этот закон. Основной же мессендж, который мы хотели донести во время встречи в Днепре, – это необходимость проводить переговоры, и данная формула — всего лишь часть процесса. Однозначно с оккупированных территорий должны быть выведены российские войска, заведены туда украинские органы власти, СМИ и политические партии, участвующие в выборах. В случае невозможности такого сценария есть другие варианты развития событий, например, развертывание миротворческой миссии на востоке Украины.
Очень хорошо, что разговор получился содержательным, мы услышали голос Днепра и Днепропетровщины, отношение граждан к тем процессам, которые сейчас происходят. Конечно же, донесем и все сигналы, и позицию руководству страны. Главное – мы почувствовали сильную поддержку прогосударственной позиции.
Дмитрий Поворотный, капеллан:
— Самая большая наша ценность – Украина. Ради нее сложили головы ее лучшие сыновья и продолжают защищать родную землю ценой своего здоровья и жизни. Из более полутысячи погибших земляков лично я хоронил половину. Больше не хочу! Но из того, что я вижу и слышу, возникает недоверие. Россия своих обещаний не выполняет. Мы убеждались в этом много раз, недавний пример – с моряками, которых они вернули не по решению международного суда, а по обмену. Корабли все еще находятся у них, хотя они на весь мир заявили, что отдали. Поэтому нет гарантии, что в случае с отводом войск не будет то же самое. И пострадать могут еще больше людей. Этого допустить нельзя!
Александр Бондаренко, председатель Днепропетровской облгосадминистрации:
— Чтобы в Украине воцарился мир, ее жители должны объединиться. Мы все украинцы, патриоты. Мы за нашу землю и никому ее не отдадим. Да, у всех разные взгляды. Но перед агрессором мы должны стать командой, как один кулак. Если мы едины, мы сильны. Это залог победы Украины. Безусловно, мнения, которые мы услышали, важны. С их учетом будем строить наши отношения. Прямое подтверждение этому — совет ветеранов антитеррористической операции, который мы до 1 ноября создадим при облгосадминистрации. Я подписал соответствующее распоряжение. Сюда войдут представители общественных организаций и союзов, которые занимаются проблемами участников АТО/ООС, семей погибших, волонтеры. Безграничную благодарность защитникам за их подвиг можем выразить только реальными делами – заботой о семьях, помощью в решении насущных проблем. Все это – среди наших первоочередных задач. Уже формируем реестр вопросов – медицинских, социальных, юридических, которым следует уделить внимание в первую очередь.
Сергей Кривонос, заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины:
— Есть определенный информационный вакуум и непонимание того, что же такое Минские договоренности и формула Штайнмайера. Если народу дают информацию дозировано, то начинаются манипуляции определенными политическими силами, включая и влияние РФ, чтобы расшатать ситуацию внутри страны. Враг у нас один – это Россия, которая уже шестой год ведет войну против Украины. Что касается разведения войск, оно позволит создать участки для безопасной работы международных гуманитарных организаций, провести разминирование территорий.
Разведение происходит на километр от линии разграничения и является зеркальным, то есть осуществляется обеими сторонами. Основное условие для начала процесса — соблюдение режима прекращения огня на данном участке в течение семи дней.
Разведение планируется проводить в два этапа: первый — отвод личного состава с обеих сторон, второй — демонтаж инженерных сооружений и дальнейшее разминирование территорий. Если это не выполняется, процесс прекращается.
Командование Вооруженных сил учитывает различные сценарии развития событий. Украинские военные уйдут на расстояние, которое позволит в случае нарушения договоренностей российско-оккупационными войсками сразу вернуться назад.
Андрей Николайчук, участник боевых действий:
— Предлагать нам подобную формулу неправильно. Украина – единое целое, такой и останется. Ни о чем другом не может быть и речи. Иначе как же быть с теми, кто отдал свои жизни за целостность украинских границ, за спокойствие гражданских? И готово ли правительство взять на себя ответственность за людей, которых они оставляют на тех территориях?
Когда высшее руководство планирует подобные действия, должен быть железный запасной план на случай неудачи. А в данном случае, как заявил Сергей Кривонос, соотношение риска для нас может быть 5/95. Поэтому меня волнует наличие такого запасного плана, который не предусматривает отведения войск, а соответственно, утраты территории и опасности для населения, оставшегося в «серой зоне». Военный опыт показывает, что при наступлении войска несут потери в разы больше, чем при обороне. В нынешних условиях существует огромная вероятность того, что нам придется возвращать утраченные позиции. К сожалению, наша армия имеет в этом плане горький опыт 2014—15 годов. Несли потери и военные, и мирные жители. На ошибках учатся, а не повторяют их!
Да и выборы на Донбассе могут пройти демократично лишь тогда, когда в свой дом вернется последний беженец. Когда он почувствует себя в безопасности от тех же амнистированных боевиков. А будет ли это? Ответа на данный вопрос, как и по поводу железного плана, нет.
УСЛОВИЕ ДЛЯ ВСТРЕЧИ В НОРМАНДСКОМ ФОРМАТЕ
Владимир Зеленский, Президент Украины:
— Мы согласовали формулу, которая была предложена в 2015 году тогдашним главой МИД Германии, нынешним президентом ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером. И это было условием для встречи глав государств в нормандском формате. Урегулировать же ситуацию на Донбассе можно только так. Не будет разведения войск – не будет нормандского формата. Теперь это зависит и от нас. Безусловно, российская сторона также должна гарантировать разведение войск и прекращение огня как участница Минского процесса и трехсторонней группы. Что касается законопроекта об особенностях местного самоуправления на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей, об автономии Донбасса не может идти речи. Но в тексте есть гуманитарные вопросы, вопрос русского языка как регионального. Думаю, есть много компромиссов, о которых мы можем говорить. На какие готова пойти Украина, будем обсуждать, когда появится документ.
Если нормандский формат будет откладываться из-за разведения, а в Золотом продолжаться выстрелы, тогда мы будем искать другие форматы.
Чтобы вернуть украинские территории и граждан, у меня есть запасной вариант. Это встреча трехсторонней контактной группы в Минске и прямые переговоры с президентом РФ.
АЛЬТЕРНАТИВУ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
Глава МИД Украины Вадим Пристайко считает, что если народу не нравится формула, есть другой путь – мобилизация ВСУ и защита страны без мирного процесса.
— В этом случае мы собираем треть нашего бюджета с пенсий, зарплат, медстрахования, переводим это в мобилизацию армии и пытаемся защитить себя без мирного процесса, — подчеркнул он.
— Мы встречаемся в разных форматах — больше сотни уже было в минском, сейчас очередная в нормандском. Но у нас больше нет времени, чтобы еще пять лет переговариваться. Пытаемся встретиться, выложить все карты на стол и сказать: это наши условия для нашего народа, который оказался за линией соприкосновения. Нравится это России или нет, это красные линии, которые украинское правительство не собирается переступать.
ЭТО ВАМ НЕ КАРАОКЕ
Известный ведущий и продюсер Игорь Кондратюк в Фейсбуке предложил замену формуле Штайнмайера.
Киев мирно, в частности, с помощью ОБСЕ и миротворцев ООН возвращает контроль над частью своей восточной границы. Дипломаты и главы разных стран должны собираться в разных форматах ради решения единственного вопроса — заставить Россию закрыть часть границы с Украиной. После получения Украиной полного контроля над восточной границей боевики незаконных вооруженных формирований так называемых ЛНР и ДНР добровольно сдают оружие.
Боевиков, которых украинский суд признает военными преступниками, посадят, а жителям захваченной части Донбасса с момента полного восстановления власти Киева нужно определиться, хотят ли они жить в Украине. Кто не хочет — на протяжении трех месяцев покидает
страну в любом направлении. Украина им за это выплачивает выездные, но с условием не возвращаться в течение 50 лет после выезда. Тех, кто останется жить на ранее неподконтрольных Киеву территориях, лишить избирательного права на десять лет.
Кондратюк считает, что по такой же формуле можно проводить освобождение захваченного РФ Крыма. Гарантами выполнения его формулы могут выступить все ядерные страны, кроме России.
ЗРАДЫ НЕТ, НО ШИНЫ НАГОТОВЕ
Олег Сенцов, режиссер:
— Все наперебой комментируют подписание формулы Штайнмайера. В Совете Европы меня тоже просили высказать мнение по этому поводу. Могу его повторить. Переговоры лучше войны. Ничего страшного пока не произошло. Никто интересов Украины еще не сдал. Если это произойдет, я сам потащу шины под Банковую. Да, Путин вместе с европейцами будет пытаться принудить Зеленского к миру на его условиях. Но пока не надо делать резких шагов, посмотрим, что будет дальше.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение
Метки: Новости Днепра