26 мая в 17:00 в малом зале Днепропетровской областной филармонии им. Л. Когана благодаря программе «Культурная столица» у поклонников бардовской песни будет уникальная возможность увидеть выступление настоящего корифея этого жанра – Вероники Долиной.
Накануне днепровских гастролей журналист «Афиша Днепра» связалась по Интернету с московской гостьей и взяла у нее эксклюзивное интервью.
Вероника Аркадьевна, расскажите, пожалуйста, чем сейчас наполнена ваша жизнь? Пишутся ли новые песни? О чем они?
— Дорогие друзья, я занята почти только стихами, такова взрослость. Выросли дети и внуки уж подросли. Домашние работы минимизировались… Я пишу каждый день по одному стихотворению, а то и по два-три. В итоге из 200-300 ежегодных стихов 20-30 идут в песенную работу. Получаются песни. Они вроде бы просты, да не очень. Будничны, но и не совсем монотонны. Это довольно волшебное занятие.
Вы виртуозно владеете гитарой. Согласно информации в Интернете у вашего инструмента, изготовленного мастером Евгением Ермаковым в единственном экземпляре, есть имя Люитера. Расскажите об этой гитаре поподробнее. Есть ли у вас другие инструменты?
— Моя гитара действительно редкостная. И никакого объяснения тут нет. Это талант мастера, вот и все. Сделана она была на пике моего ожидания и возможностей в 1989 году. Многое тогда совпало, совместилось и… Мой инструмент действительно стал особенным. Смогу ли я, отважусь ли именно его привезти с собой на концерты в Украину — вопрос еще не решенный. Возможно, приеду с одной из более простых дорожных гитар. Теперь за многое боюсь… Инструментов у меня несколько, наверное, с десяток или больше. Но есть и совсем простые — в дорогу, не для концертов. И для занятий с внуками. Есть и антикварные гитары – например, лютневая. Второй год я поджидаю новую — из рук того же мастера, что сделал Люитеру.
Вы на сто процентов состоялись как мать, у вас четверо детей. Чем они сейчас занимаются? Есть ли у вас внуки?
— Мои дети уже взрослые люди. Преимущественно гораздо более взрослые, чем я. Но есть и те, что ребячливы почти так же, как прежде. Есть в них и здравомыслие, и серьезность. Все они заняты либо театром, либо кино, либо критикой — репортажами и даже продюсированием. Это что-то вроде фабрики, на которой работают разные цеха. В то же время каждый из моих детей умеет написать сценарий, подобрать музыку или просто сочинить ее. Актеры в доме тоже найдутся, и даже титулованные. Внуки учатся в театральной школе, играют в спектаклях, занимаются музыкой и языками. Я всегда считала именно эти занятия залогом гармоничного развития наравне с пользой от чтения.
Вероника Долина: «Писать песни – волшебное занятие!»
Как вам живется в современной России? Где находится ваше самое любимое место на Земле?
— Заветных уголков у меня не так уж мало. Я сильно привязана к Франции, там живет мой второй язык, а значит, и мое второе «я». Я обожаю Америку, вижу в ней праматерь современных свобод, она меня ни разу не разочаровала. Я предана Израилю, праотцу моей крови и семьи. Все делаю для того, чтобы рассказывать о достижениях Израиля повсюду. Израиль, как ни странно, скромен: очень мало себя рекламирует. Я его агент и всегда на его стороне. Но есть и Москва — она меня родила и вырастила. В трудностях и радостях. В этом городе живет множество людей. Думаю, он должен быть образцом нового смешанного мира: разные лица, традиции, языки, огромный стол со скатертью-самобранкой. Большой и теплый дом… Не такова Москва сегодня. Но я среди тех, кто борется за это, хотя нам очень трудно. На этом же фронте со мной плечом к плечу сражается и вся моя семья.
Вы не раз бывали в Украине. Каковы ваши впечатления о нашей стране? В чем ее кардинальное отличие от России?
— Я много раз приезжала в Киев, Харьков, на Донбасс. Как же всегда было тепло и дружелюбно! Очень отличались продукты питания — для москвича это та самая самобранка. Пару лет назад в Киеве на поэтическом фестивале «Киевские лавры» я была поражена питанием. В каждой киевской харчевне все отличалось от московского уровня, как другая планета… В любом месте, где мне приходило в голову поесть, все ласкало нутро. Это сенсация! Думала, померещилось. Но вскоре приехала в Днепр — и снова продукты приятно удивили. А публика в Киеве и Харькове поражала и в 70-е годы. И теперь хочу тепла, конечно, не за холодом же я еду к вам. Теперь и вовсе — президент-актер, такое и не снится никому в России. Большая победа яркого над тусклым.
Какова Вероника Долина в быту? Любите ли вы готовить?
— Признаться, я люблю готовить и вообще работы по дому люблю. И не тягощусь всем этим. Но семья теперь невелика, работы некаторжные. А я и каторжные ценила. Я — тот, кто готовит за 40 минут любой обед. И за пару часов прицельно убирает жилище до любой степени очищенности.
Опираясь на опыт прожитых лет, как вы считаете, что наиболее важно в жизни женщины: любимый мужчина, дети, карьера?
— Женщина… Что она такое? Уверена, что она должна работать с юных лет. Пусть растут маленькие Джейн Эйр, Золушки наших времен. Пусть они преображают мир. Одновременно, быть может, что-то и со своей судьбой сложится. Музыка, живопись, стихи, книги. Эти волшебные занятия поддержат и, возможно, спасут. Культ гламура или себя, любимой, мне враждебны — это коммерческая концепция, идея продажи себя как товара. Это мне безразлично. Я — за общую работу на общем корабле. Всегда. При любой погоде. Тогда корабль плывет.