Site icon Наше Місто

Шанс для особенных детей: как в Днепре помогают малышам справиться с жизненными трудностями

Инклюзия – это процесс включения людей с ограниченными возможностями в общественную жизнь. В школах особенные детки учатся в классах с обычными, чтобы получать образование наравне со сверстниками. Обучаясь в обычной школе, такой ребенок социализируется, тянется за одноклассниками и впоследствии становится полноценным членом общества. Здоровые же дети, проводя много времени с ребенком с инвалидностью, воспринимают его адекватно, без страха и насмешек, учатся толерантности и отзывчивости.

В каждой школе, где учатся особенные детишки, есть медиатеки – специальные комнаты, где ребенок может отдохнуть, поиграть и даже с помощью тьютора приготовить еду. Медиатеки могут входить в состав инклюзивно-ресурсных центров, где узкие специалисты проводят корректирующие занятия для деток с инвалидностью. Это абсолютно новая система коррекционно-развивающих и психолого- педагогических услуг для ребят с особенными образовательными потребностями.

В Днепре в спортивной шко­ле на ул. Херсонской, 3 прохо­дила тренировка по тхеквондо. Мальчишки и девчонки отчаян­но лупили ногами по «лапам» и кричали. Одна из спортсменок — 19-летняя Маша Леванович. Девушка практически не слышит, но ей это не помешало достичь высот в спорте. Семья Маши жи­вет в Мариуполе, но заканчивает 12-й класс учебно-реабилита­ционного центра для детей с на­рушениями слуха девушка здесь, в Днепре.

Маша – кандидат в мастера спорта по тхеквондо, после шко­лы мечтает поступить в институт физкультуры. К сожалению, без слухового аппарата девушку при­нять в вуз не могут, а купить нет финансовой возможности.

Я обращалась в пять разных фондов с просьбой помочь ку­пить аппарат, – рассказывает ее бабушка Лариса Назаренко. – Везде получила отказ. Маша нашла сайт Фонда Марины По­рошенко, 15 декабря я написала бумажное письмо, приложила документы и отправила по по­чте. Но пакет вернули, потому что бумажные письма уже никто не отправляет. Я очень расстрои­лась, рассказала все Маше. Она приехала ко мне на каникулы 30 декабря и предложила написать письмо на электронную почту Фонда. Буквально через два дня мы получили положительный ответ.

После пяти отказов других ор­ганизаций бабушка не могла по­верить счастью. Ведь внуки – это вся ее жизнь и главная цель жить дальше. Дело в том, что в семье Ларисы четверо неслышащих – дочь Наталья, ее муж и двое вну­ков.

Наташа в детстве перебо­лела воспалением легких, ее ле­чили антибиотиками, и они дали осложнение на слух, — вздыхает Лариса. — В три года дочка пе­рестала слышать. Те слуховые аппараты, которые выписывали бесплатно, не помогали. Купили импортный, но он сломался. Доч­ка меня понимает без жестового языка, она хорошо читает по гу­бам. Бывало даже, лежим в тем­ноте, разговариваем. Она водит мне по губам рукой и понимает, о чем я говорю.

Маша и ее старший брат в раннем детстве слышали, но потом перестали. И если Маше слуховой аппарат может помочь, то ее братишке – студенту метал­лургической академии, мастеру спорта международной катего­рии по баскетболу – к сожале­нию, нет.

У Маши уже был слуховой ап­парат. На его покупку всем миром собирали деньги полтора года. Крошечный и такой важный ап­парат стоил аж 17 тысяч долла­ров. Но он потерялся.

После последнего звонка она пошла с подружками в парк, — рассказывает женщина, – и там его потеряла. Пришла и плачет: «Бабушка, такое горе!» Я ей отве­тила, что не может быть большего горя, чем смерть.

Мария – девушка целе­устремленная, много занима­ется, читает, хорошо танцует и даже поет! Да, неслышащая де­вушка умеет петь на жестовом языке. Когда Марина Порошен­ко приезжала в школу Маши на День учителя в прошлом году, девушка пела для нее. Это пер­вая леди запомнила. Придя на тренировку, чтобы подарить Маше слуховой аппарат, она сказала: «Когда ты запела, у нас тоже возникла идея спеть на жестовом языке. Ты очень та­лантливая, еще и занимаешься спортом». Марина Порошен­ко пожелала девушке побед в спортивных соревнованиях.

Павел Пшеничников, тренер Маши, рассказал, что потенциал девочки рассмотрел сразу. «Есть такое понятие, как deaf-спорт — для людей с нарушениями слуха, – сказал Павел. — Дети ищут возможность, где можно занимать­ся, и лет шесть назад мы начали брать таких ребят. Пришла Маша и сказала, что хочет попробовать тхеквондо. Уже после первых за­нятий я понял, что могу сделать из нее мастера спорта междуна­родного класса. Пока она кан­дидат в мастера спорта, но не за горами и звание мастера.

Даринке Биличенко восемь лет. Инклюзивно-ресурсный центр при Магдалиновской школе она посещает несколь­ко месяцев. Родители привели сюда девочку из-за несобран­ности, проблем с речью и зре­нием (у малышки всего 50 про­центов зрения). В комнате, где с детьми работает реабилитолог, стоит шведская стенка, на полу — маты и много специальных приспособлений для развития мышц.

Молодой симпатичный реа­билитолог Иван Иванович по­гасил свет, включил проектор, и на полу появилось изображе­ние небольшого футбольного поля с мячиком. Даринка с еще одним мальчиком заняли места около ворот. Иван подтолкнул ногой изображение мяча, и он покатился. Дальше – только внимательность! Дети пинали друг другу мяч как в настоящем футболе, и, когда он закатывал­ся в ворота, из проектора разда­вались радостные крики «Гол!».

Потом реабилитолог рассте­лил на полу импровизирован­ные дорожки из скрепленных между собой палочек и показал Даринке, как по ним нужно хо­дить: сначала ступать с носоч­ка на пяточку, потом идти на внешней стороне стопы, затем на внутренней. Задание только кажется легким. Палочки по­стоянно крутятся, и, чтобы идти прямо, ребенку нужно при­кладывать усилия. В результате регулярная работа дает отлич­ный коррекционный эффект.

Дочка стала более собранной, на уроках слушает внимательнее, начала лучше писать, учителя отмечают, что на уроках ведет себя уверенней. Уходить с корректирующих занятий не хочет. Я рада, что появился шанс помочь моему ребенку, — рассказала мама Дарины Елена Беличенко.

Инклюзивно-ресурсный центр при Магдалиновской школе ра­ботает с сентября прошлого года. Рассчитан он на 80 детишек от двух до восемнадцати лет, но пока его посещают 12 (младше­му четыре года, старшему – 14). Помогают тут не только малень­ким жителям Магдалиновки, но и деткам из других населенных пунктов района.

Наш ресурсный центр соз­дан недавно, в нем есть все усло­вия для развития, плодотворной работы специалистов с детьми с особенными потребностями, — говорит Юлия Топка, практи­кующий психолог центра. – Мое основное задание – провести развивающие и корректирую­щие занятия, которые реко­мендуются в индивидуальной программе для деток с особыми потребностями. На занятиях я использую технику психологиче­ской разгрузки, песочную, арт- и куклотерапию, психогимнастику, упражнения на развитие психо­логических и психических про­цессов, развивающие игры и ре­лаксацию.

Мы стараемся сделать так, чтобы родители привели детей с особенными образовательными потребностями в ближайшую школу и были уверены, что они в надежных руках, — рассказала Марина Порошенко, глава Совета Благотворительного фонда Петра Порошенка.

В центре работают два прак­тикующих психолога, логопед, реабилитолог и дефектолог. Родители приходят сюда на консультацию, рассказывают о проблеме ребенка. Специа­листы проводят комплексную психолого-педагогичную оценку малыша, чтобы понять, како­го характера у него нарушения: опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные, эмоциональ­но-волевые, речевые. Для каж­дого ребенка составляют инди­видуальное расписание занятий.

В коррекции проблем специа­листы используют и технические средства: мультимедийные до­ски, телевизоры, ноутбуки, ин­терактивный пол и множество новых игр на развитие мелкой моторики, смекалки, скорости реакции.

Инклюзивное образование – это часть общеобразовательной реформы, и уже невозможно представить себе Новую украин­скую школу без этой важной со­ставляющей. Сейчас в Днепропе­тровской области работают 255 инклюзивных школ, в которых учатся 806 детей с особенными образовательными потребностя­ми. Для сравнения, в 2017 году в школах области было всего четыре инклюзивных класса.

— Это большой результат, — сказала первая леди Марина Порошенко во время недавней поездки на Днепропетровщину. – Но тем не менее инклюзивное образование нужно усовершен­ствовать. Ведь многие дети не могут пойти в школу получать образование, найти друзей и со­циализироваться. Оторванные от семей, они продолжают на­ходиться в старых помещениях интернатов. Или дома в четырех стенах на индивидуальном обу­чении. Они не знают, что такое жизнь, не общаются с ровесни­ками, и родители не видят для них перспективы. Мы стараемся сделать так, чтобы родители при­вели таких детей в ближайшую школу и были уверены, что они в надежных руках.

По словам Марины Поро­шенко, ресурсные комнаты в ближайшее время появятся в каждой школе области. Здесь не могут отказать ребенку с осо­быми образовательными по­требностями, который пришел учиться.

Читайте также:

Сегодня трамваи Днепра заканчивают работу раньше

В Каменском мужчина убил бабушку за телевизионный тюнер

Как оформить пособие на ребенка матери-одиночке в Днепре

Испортил настроение: в Днепре парень украл уличную гирлянду

Резонансное дело водителя-убийцы из Днепра снова будут рассматривать в Апелляционном суде

«Всем, что у меня есть — я обязан тебе», — мэр Днепра

8 марта в Днепре: будет ли в этом году официальный выходной

Яркая и почти прозрачная: в Днепре на Левобережном-3 появится новая многоэтажка

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version