Инклюзия – это процесс включения людей с ограниченными возможностями в общественную жизнь. В школах особенные детки учатся в классах с обычными, чтобы получать образование наравне со сверстниками. Обучаясь в обычной школе, такой ребенок социализируется, тянется за одноклассниками и впоследствии становится полноценным членом общества. Здоровые же дети, проводя много времени с ребенком с инвалидностью, воспринимают его адекватно, без страха и насмешек, учатся толерантности и отзывчивости.
В каждой школе, где учатся особенные детишки, есть медиатеки – специальные комнаты, где ребенок может отдохнуть, поиграть и даже с помощью тьютора приготовить еду. Медиатеки могут входить в состав инклюзивно-ресурсных центров, где узкие специалисты проводят корректирующие занятия для деток с инвалидностью. Это абсолютно новая система коррекционно-развивающих и психолого- педагогических услуг для ребят с особенными образовательными потребностями.
В Днепре в спортивной школе на ул. Херсонской, 3 проходила тренировка по тхеквондо. Мальчишки и девчонки отчаянно лупили ногами по «лапам» и кричали. Одна из спортсменок — 19-летняя Маша Леванович. Девушка практически не слышит, но ей это не помешало достичь высот в спорте. Семья Маши живет в Мариуполе, но заканчивает 12-й класс учебно-реабилитационного центра для детей с нарушениями слуха девушка здесь, в Днепре.
Маша – кандидат в мастера спорта по тхеквондо, после школы мечтает поступить в институт физкультуры. К сожалению, без слухового аппарата девушку принять в вуз не могут, а купить нет финансовой возможности.
Я обращалась в пять разных фондов с просьбой помочь купить аппарат, – рассказывает ее бабушка Лариса Назаренко. – Везде получила отказ. Маша нашла сайт Фонда Марины Порошенко, 15 декабря я написала бумажное письмо, приложила документы и отправила по почте. Но пакет вернули, потому что бумажные письма уже никто не отправляет. Я очень расстроилась, рассказала все Маше. Она приехала ко мне на каникулы 30 декабря и предложила написать письмо на электронную почту Фонда. Буквально через два дня мы получили положительный ответ.
После пяти отказов других организаций бабушка не могла поверить счастью. Ведь внуки – это вся ее жизнь и главная цель жить дальше. Дело в том, что в семье Ларисы четверо неслышащих – дочь Наталья, ее муж и двое внуков.
Наташа в детстве переболела воспалением легких, ее лечили антибиотиками, и они дали осложнение на слух, — вздыхает Лариса. — В три года дочка перестала слышать. Те слуховые аппараты, которые выписывали бесплатно, не помогали. Купили импортный, но он сломался. Дочка меня понимает без жестового языка, она хорошо читает по губам. Бывало даже, лежим в темноте, разговариваем. Она водит мне по губам рукой и понимает, о чем я говорю.
Маша и ее старший брат в раннем детстве слышали, но потом перестали. И если Маше слуховой аппарат может помочь, то ее братишке – студенту металлургической академии, мастеру спорта международной категории по баскетболу – к сожалению, нет.
У Маши уже был слуховой аппарат. На его покупку всем миром собирали деньги полтора года. Крошечный и такой важный аппарат стоил аж 17 тысяч долларов. Но он потерялся.
После последнего звонка она пошла с подружками в парк, — рассказывает женщина, – и там его потеряла. Пришла и плачет: «Бабушка, такое горе!» Я ей ответила, что не может быть большего горя, чем смерть.
Мария – девушка целеустремленная, много занимается, читает, хорошо танцует и даже поет! Да, неслышащая девушка умеет петь на жестовом языке. Когда Марина Порошенко приезжала в школу Маши на День учителя в прошлом году, девушка пела для нее. Это первая леди запомнила. Придя на тренировку, чтобы подарить Маше слуховой аппарат, она сказала: «Когда ты запела, у нас тоже возникла идея спеть на жестовом языке. Ты очень талантливая, еще и занимаешься спортом». Марина Порошенко пожелала девушке побед в спортивных соревнованиях.
Павел Пшеничников, тренер Маши, рассказал, что потенциал девочки рассмотрел сразу. «Есть такое понятие, как deaf-спорт — для людей с нарушениями слуха, – сказал Павел. — Дети ищут возможность, где можно заниматься, и лет шесть назад мы начали брать таких ребят. Пришла Маша и сказала, что хочет попробовать тхеквондо. Уже после первых занятий я понял, что могу сделать из нее мастера спорта международного класса. Пока она кандидат в мастера спорта, но не за горами и звание мастера.
Даринке Биличенко восемь лет. Инклюзивно-ресурсный центр при Магдалиновской школе она посещает несколько месяцев. Родители привели сюда девочку из-за несобранности, проблем с речью и зрением (у малышки всего 50 процентов зрения). В комнате, где с детьми работает реабилитолог, стоит шведская стенка, на полу — маты и много специальных приспособлений для развития мышц.
Молодой симпатичный реабилитолог Иван Иванович погасил свет, включил проектор, и на полу появилось изображение небольшого футбольного поля с мячиком. Даринка с еще одним мальчиком заняли места около ворот. Иван подтолкнул ногой изображение мяча, и он покатился. Дальше – только внимательность! Дети пинали друг другу мяч как в настоящем футболе, и, когда он закатывался в ворота, из проектора раздавались радостные крики «Гол!».
Потом реабилитолог расстелил на полу импровизированные дорожки из скрепленных между собой палочек и показал Даринке, как по ним нужно ходить: сначала ступать с носочка на пяточку, потом идти на внешней стороне стопы, затем на внутренней. Задание только кажется легким. Палочки постоянно крутятся, и, чтобы идти прямо, ребенку нужно прикладывать усилия. В результате регулярная работа дает отличный коррекционный эффект.
Дочка стала более собранной, на уроках слушает внимательнее, начала лучше писать, учителя отмечают, что на уроках ведет себя уверенней. Уходить с корректирующих занятий не хочет. Я рада, что появился шанс помочь моему ребенку, — рассказала мама Дарины Елена Беличенко.
Инклюзивно-ресурсный центр при Магдалиновской школе работает с сентября прошлого года. Рассчитан он на 80 детишек от двух до восемнадцати лет, но пока его посещают 12 (младшему четыре года, старшему – 14). Помогают тут не только маленьким жителям Магдалиновки, но и деткам из других населенных пунктов района.
Наш ресурсный центр создан недавно, в нем есть все условия для развития, плодотворной работы специалистов с детьми с особенными потребностями, — говорит Юлия Топка, практикующий психолог центра. – Мое основное задание – провести развивающие и корректирующие занятия, которые рекомендуются в индивидуальной программе для деток с особыми потребностями. На занятиях я использую технику психологической разгрузки, песочную, арт- и куклотерапию, психогимнастику, упражнения на развитие психологических и психических процессов, развивающие игры и релаксацию.
Мы стараемся сделать так, чтобы родители привели детей с особенными образовательными потребностями в ближайшую школу и были уверены, что они в надежных руках, — рассказала Марина Порошенко, глава Совета Благотворительного фонда Петра Порошенка.
В центре работают два практикующих психолога, логопед, реабилитолог и дефектолог. Родители приходят сюда на консультацию, рассказывают о проблеме ребенка. Специалисты проводят комплексную психолого-педагогичную оценку малыша, чтобы понять, какого характера у него нарушения: опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные, эмоционально-волевые, речевые. Для каждого ребенка составляют индивидуальное расписание занятий.
В коррекции проблем специалисты используют и технические средства: мультимедийные доски, телевизоры, ноутбуки, интерактивный пол и множество новых игр на развитие мелкой моторики, смекалки, скорости реакции.
Инклюзивное образование – это часть общеобразовательной реформы, и уже невозможно представить себе Новую украинскую школу без этой важной составляющей. Сейчас в Днепропетровской области работают 255 инклюзивных школ, в которых учатся 806 детей с особенными образовательными потребностями. Для сравнения, в 2017 году в школах области было всего четыре инклюзивных класса.
— Это большой результат, — сказала первая леди Марина Порошенко во время недавней поездки на Днепропетровщину. – Но тем не менее инклюзивное образование нужно усовершенствовать. Ведь многие дети не могут пойти в школу получать образование, найти друзей и социализироваться. Оторванные от семей, они продолжают находиться в старых помещениях интернатов. Или дома в четырех стенах на индивидуальном обучении. Они не знают, что такое жизнь, не общаются с ровесниками, и родители не видят для них перспективы. Мы стараемся сделать так, чтобы родители привели таких детей в ближайшую школу и были уверены, что они в надежных руках.
По словам Марины Порошенко, ресурсные комнаты в ближайшее время появятся в каждой школе области. Здесь не могут отказать ребенку с особыми образовательными потребностями, который пришел учиться.
Читайте также:
Сегодня трамваи Днепра заканчивают работу раньше
В Каменском мужчина убил бабушку за телевизионный тюнер
Как оформить пособие на ребенка матери-одиночке в Днепре
Испортил настроение: в Днепре парень украл уличную гирлянду
Резонансное дело водителя-убийцы из Днепра снова будут рассматривать в Апелляционном суде
«Всем, что у меня есть — я обязан тебе», — мэр Днепра
8 марта в Днепре: будет ли в этом году официальный выходной
Яркая и почти прозрачная: в Днепре на Левобережном-3 появится новая многоэтажка
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: особенные дети, реабилитация