Site icon Наше Місто

Настоящее лицо попрошаек: репортаж с улиц Днепра

Настоящее лицо попрошаек: репортаж с улиц Днепра. Новости Днепра

Вы обращали внимание на то, сколько людей в нашем городе просят милостыню? Опрятные и не очень бабушки с кружечками, молодые мамы с табличками-плакатами, собирающие деньги на лечение больных детей, люди с ограниченными возможностями и без определенного места жительства. Есть такие, которые годами стоят на одном и том же месте, часто возле супермаркетов в спальных районах города. Местные жители знают этих попрошаек и относятся к ним, как к соседям, подкармливают, дают сигаретку или просто останавливаются поболтать. Других можно увидеть на центральных улицах Днепра в людных местах – на Европейской площади, на вокзалах и рядом с рынками. Пробегающие мимо горожане суют в руку бабушке или бросают в коробку девушке гривню-две и идут дальше по своим делам. Никто не станет спрашивать, а тем более проверять, на какие нужды потратятся эти деньги.

Давать незнакомым людям свои кровные или нет – личное дело каждого. Но убедиться, что заработанные тяжким трудом деньги идут действительно нуждающемуся человеку, никогда не лишне.

Абсолютно все истории просящих милостыню трагичны. И проверить их сложно. Бабушка, человек в коляске, нищий – у каждого может быть личная трагедия, которая в итоге вывела на улицу попрошайничать. А вот истории людей, которые просят на лечение детей, вполне можно проверить. Ведь, к примеру, если онкобольной малыш лежит в больнице на Космической, то туда можно позвонить и уточнить, есть ли у них такой пациент. Может быть, это несколько цинично, но очень хотелось докопаться до правды.

Летом опрятно одетых молодых мужчин и женщин с фотографиями больных деток можно увидеть в любом людном месте – на вокзале около касс, в центре, рядом с Троицким рынком и на Павлова. Кроме того, помощь для детей просят в маршрутках и трамваях. Сейчас таких стало меньше. За время, пока мы собирали информацию, нашли всего двоих людей, просящих на лечение детей.

Просит на лекарства для роста волос

Первый стоял на Европейской площади. Молодой симпатичный мужчина, представившийся Юрием, рассказал, что средства нужны на лечение сына Егора. У мальчика аутизм, гиперактивность и синдром Ретта.

Юра работает на мясокомбинате, а в свободное время собирает деньги. Малышу шесть лет, он разговаривает, знает все буквы и цифры. Семья живет в съемной квартире в Чаплино, переехали из Донецка, там же в 2015 году в психиатрической клинике проходил лечение их сын. Сейчас стационарно малыш не лечится, только стоит на учете у местного специалиста.

Мужчина отвечал на наши вопросы. но был немного смущен

Вы бы поверили этой истории? Я – да. Однако попросила у мужчины документы и справки. Корочка паспорта, которую держал в руках, оказалась пустой – из сумки он достал пластиковый документ. Справок у папы с собой не оказалось, он переслал мне их через Интернет.

На работе я слушала диктофонную запись и проверяла все, что рассказал нам мужчина. Оказалось, что синдром Ретта — это психоневрологическое наследственное заболевание, которое встречается исключительно у девочек с частотой 1:10000 — 1:15000 и является причиной тяжелой умственной отсталости. Мальчики же с таким диагнозом погибают еще до рождения. Но даже если допустить вероятность, что у маленького Егорки есть такое заболевание, непонятно, почему его просто поставили на учет в одной из больниц области и не привезли на обследование в Днепр. Папа сказал, что после 2015 года ребенок в стационаре не лежал.

По словам мужчины, деньги нужны на лекарства агвантар и пантаган. Только эти препараты помогают сыну. Интернет ошарашил: первый препарат– это витамины, назначают их с первого дня жизни малыша. Детский невролог Елена Лымарева рассказала, что указанные витамины нужны при мышечной дистрофии и для улучшения общих обменных процессов. Пить их можно всем, но лечить аутизм ими сомнительно, потому что эту особенность у деток корректируют прежде всего не медикаментозно. Стоят витамины до 250 гривен и отпускают их без рецепта.

Второй препарат – это капсулы для роста волос. В аннотации указано, что их относят к витаминам и БАДам. Нужен ли этот препарат ребенку с аутизмом – вопрос риторический. Стоит указанное средство около тысячи гривен.

Электричкой из Кривого Рога

Еще одну женщину мы встретили перед поворотом на автовокзал. Было 11.30. При нас она достала черную пластиковую папку из пакета, бросила его на землю и стала на него коленями. Открыла папку, с одной стороны которой было наклеено фото малыша, с другой – свидетельство о рождении (которое видно только наполовину) и часть ксерокопии выписки из больницы. Женщина сказала, что не хочет, чтобы ее фотографировали, к ней якобы уже подходили люди с предложением помочь, но так и не помогли.

Майя рассказала, что живет с тремя детьми в Кривом Роге и каждый день приезжает в Днепр на электричке, чтобы просить милостыню. Деньги ей нужны на операцию сыну Самвелу, у которого врожденный порок сердца. Делать ее собрались в Киеве. Когда малышу было 1,7 года, Майя пошла на работу, оставив Самвела маме. Когда вернулась, оказалось, что мальчик весь день рвал. «Скорая» забрала его в инфекционную больницу. Там, по словам женщины, ребенку сделали УЗИ всех органов и сообщили, что у него порок сердца. Повторное УЗИ подтвердило диагноз. Сейчас мальчика обследуют раз в год, ухудшений состояния нет.

— Сколько нужно собрать денег? – поинтересовались мы.

— Сто пятьдесят тысяч, — ответила Майя.

— Гривен?

— Долларов! – ни на секунду не задумываясь сказала женщина. – Пятьдесят уже собрали.

Сумма невообразимая. Конечно, осложнения бывают разные, но я вспомнила, что родители ребенка с таким же диагнозом заплатили за операцию в Киеве три тысячи долларов.

Майя рассказала, что образования она не имеет, только в 16 лет пошла на двухгодичные курсы. Родственники просят деньги в Кривом Роге, а она — в Днепре, хотя дома ее ждет крошечная дочка, которую она родила 14 сентября. Как бы подтверждая слова, она указала на кофту — в районе груди расплылось молочное пятно.

Многие не глядя на табличку подавали деньги женщине

Отойдя от Майи, мы нашли в Интернете расписание электричек из Кривого Рога до Днепра. Выходящая в 6.26 прибывает в наш город в 10.10. Напомню, что Майя раскладывалась при нас в 11.30. То есть прошло больше часа с момента ее приезда в Днепр. Вероятно, в Кривом Роге она не живет, а учитывая, что на руках у молодой мамы есть месячный ребенок, ее четырехчасовые поездки в Днепр и обратно сомнительны.

Положи деньги в ящик – помоги ребенку

Вы наверняка замечали боксы для сбора денег в крупных торговых центрах и супермаркетах. Там есть фото ребенка, написан диагноз и реквизиты для помощи. В этот бокс можно положить любую сумму. Но куда идут эти деньги и кто изображен на этих фото?

Подобный есть и в «Варусе» в ТЦ «Европа». Администрация магазина документы не предоставила, аргументировав, что они лишь посредники. Боксы ставит и изымает представитель благотворительного фонда (в данном случае – «Kiddo»). Мы зашли на сайт фонда и нашли информацию о данном ребенке.

Чаще всего боксы, которые стоят в супермаркетах, – не обман и не способ заработать мошенникам. Но бросая туда деньги, никогда не лишне проверить, действительно ли вы помогаете конкретному малышу. У любой серьезной организации есть официальный сайт, он указан на боксе. Здесь можно найти информацию о больном малыше, реквизиты родителей и клиники.

Собрали 200 гривен на приют, которого нет

Европейская площадь – место контрастов. Тут масса дорогих и не очень магазинов, лотки с уличной едой и большой поток людей. Естественно, многие предпочитают просить милостыню здесь.

Для нашего эксперимента мы придумали несуществующий приют домашнего типа «Надежда», которому очень нужна финансовая поддержка на корм для кошек и собак. Роль волонтера сыграл днепровский блогер Локи фон Дорн. В жизни он действительно помогает животным, читает тематические лекции, убежденный веган и сооснователь клуба социального развития. У него есть опыт публичных выступлений. Парень с радостью согласился нам помочь.

В реальной жизни Локи помогает животным, читает тематические лекции, является убежденным веганом и сооснователем клуба социального развития. Он имеет опыт публичных выступлений и с радостью согласился нам помочь.

Яркий плакат, ведерко для сбора средств, куда мы для убедительности положили мелкие купюры, — и вот Локи выходит на площадь. Чтобы обезопасить его, с нами рядом представители «Муніципальної варти».

Фотограф незаметно фиксирует все происходящее. Волонтер громко вещает о том, что приюту «Надежда» нужна помощь. Несколько минут люди проходят мимо, отводят взгляд или просто отрицательно качают головой.

Мы подаем сигнал Локи, что нужно двигаться к ЦУМу – там больше людей, а соответственно, и вероятность собрать денег. Парень медленно идет в сторону карусели, яркая табличка блестит на солнце. «Люди или очень черствые, или просто не верят», — гадает моя коллега.

Мы работаем как спецагенты – незаметно следуем за волонтером вместе с фотографом и двумя представителями правопорядка.

Но вот удача – люди начинают давать деньги! Примечательно, что это делают только женщины. Локи укладывает купюры в ведерко и с улыбкой благодарит их. Возле карусели прохожие активно кладут гривни – одну, две, пять и даже двадцать. Дама в красивом платье и мусульманском платке кладет пять гривен. Наверняка она не понимает текст, но картинки на плакате ясны и без слов.

Локи использует психологический прием: «Помогите, даже гривня может изменить ситуацию!» — говорит он. А ведь гривня есть у каждого, не так ли?

Следующая локация – возле магазина «АТБ» на Театральном бульваре. Тут часто можно увидеть тех, кто просит помощь на операцию родственникам. Но сегодня наш волонтер тут «работает» один. Оказалось, это весьма доходное место: при выходе из магазина у многих в руках сдача, и они кладут мелкие купюры в ведерко. Часто проходящие мимо молодые люди возвращались и с улыбкой клали в ведерко деньги.

Одна женщина сказала Локи, что узнала приют – следит за ним в соцсети. Вероятно, она перепутала нас с какой-то днепровской зоозащитной организацией. «Я очень хочу помочь», — сказал она и положила в ведерко 50 гривен!

Скромный дедушка рассказал, что у него была сиамская кошечка, после чего положил две гривни. Прохожие улыбались и благодарили Локи, говорили, что хотят помочь. Но ни один из них не спросил, где находится приют, сколько в нем животных и где в Интернете можно найти о нем информацию.

Но был и странный эпизод – после 15 минут «работы» на бульваре к Локи подошел мужчина без формы или бейджа. Сказал, что он охранник и запрещает «тут это делать». Мотивировал тем, что некий «хозяин» против, и нужно отойти к аптеке. Похоже, речь шла о владельце булочной или лотереи «Космолот», возле которых находился Локи. После мужчина сел в «Audi», припаркованный на пешеходной зоне, и уехал.

Самая крупная купюра, которую кинули нашему волонтеру — 50 грн.

— Чаще подавали женщины, — поделился наблюдениями Локи. — Негатива было немного. Несколько человек говорили: «Помогу животным, а не вам» или просто осуждающе качали головой. Но меня радует, что люди у нас отзывчивые и готовы помогать!

Всего за час волонтер собрал 200 гривен и немного мелочи. Если бы Локи «работал» в вечерний час пик, сумма наверняка была бы больше.

Все собранные деньги мы перечислили кошечке Римме, которая живет в клинике «Три кота». Ее братья и сестры погибли от вирусной инфекции, а кроху спасла случайная прохожая. Врачи вернули ей зрение, малышка мужественно выдержала все манипуляции и сейчас ищет новый дом.

П.С. На момент выхода статьи в печать Римма уже нашла свою любящую семью. На фото вы видите момент, когда кроху забирают из клиники.

Последнюю двадцатку — обманщику на чай

Милостыню я давала всегда, не задумываясь, кому и зачем. Бабушка просит? Вот вам, милая, десять гривен. Мужчине не хватает на хлеб? Дам две гривни, простите, больше нет – вот оставила себе на проезд.

Бездумно помогать перестала после одного случая. Год назад я ходила на процедуры в частную клинику Днепра, что расположена на первом этаже новенького жилого комплекса. Место это малолюдное, у здания стоят солидные иномарки.

Я как раз подходила ко входу, когда меня окликнул худенький лопоухий подросток.

— Можно позвонить с вашего телефона? – спросил он.

Ха, нашел дурочку! Конечно, нельзя. Возьмет сейчас телефон и убежит. Но я была готова сама набрать нужный номер и передать абоненту всю информацию от мальчика. Впрочем, набранный номер был отключен.

— Это номер мамы, — печально сказал мальчишка. – Она могла бы мне перевести на карту денег, чтобы я приехал сегодня домой. Мой телефон отобрали старшие мальчишки в училище, наличку тоже. Скоро последняя маршрутка.

— Где ты живешь и сколько стоит билет? – с подозрением спросила я, хотя сердце уже екнуло.

— Я из Софиевки, билет стоит 63 гривни, — шмыгнул носом малый.

— Так, не реви! – скомандовала я и достала из кармана последние 20 гривен. На тот момент я была уверена, что где-то в рюкзаке есть еще одна двадцатка. – Вот тебе деньги. Поезжай на трамвае до автовокзала, там попей чаю, замерз уже ведь. Если в течение получаса я не дозвонюсь твоим родителям, то сама переведу деньги на билет.

Мальчик дал мне номер карты. На том и расстались. В уме я просчитала, что банкомат 63 гривни не выдаст, поэтому нужно перевести сто, а лучше больше, учитывая комиссию.

Всю историю я рассказала по телефону мужу. Он сказал, что таких наивных барышень, как я, свет не видывал. Но денег мальчугану перевел. А ребята из клиники сразу сказали, что меня обманули.

Доводы железные: мальчишке не было смысла отходить от людного проспекта на пустую улицу – там шанс получить денег выше. Подросток сознательно пас состоятельных жильцов комплекса, но напоролся на меня.

Выйдя после процедур из клиники я поняла, что та двадцатка была действительно последней. В кармане у меня гулял ветер. Смеющийся в трубку муж перевел денег на этот раз мне и попросил впредь быть внимательней и мыслить трезво.

Комментарий психолога

Дина Носенко:

— С точки зрения психологии, люди подают милостыню на улице по двум причинам. Первая – компенсация, подавая милостыню, человек возвышается в собственных глазах благодаря помощи другим. Вторая — это попытка откупиться. Такая судьба страшит многих, и, подсознательно проецируя подобную тяжелую жизненную ситуацию на себя, человек старается уменьшить некомфортное чувство страха тем, что дает денег.

 

Дарина Сухонос, Мария Матюшкина, фото Валерия Кравченко

Читайте также:

Звезда в Днепре: журналист НМ»среди фанатов Винника.

Как журналист «НМ» покоряла небо (ФОТО).

Как корреспонденты «НМ» в Днепре детей воровали.

Тест на человечность: как корреспонденты «НМ» падали в обморок на солнцепеке.

Журналисты «НМ» проверили качество уличной еды в Днепре.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version