27 ноября 2015 года на первой сессии городского совета Днепра Борис Филатов принял присягу и получил удостоверение городского головы. Накануне Дня местного самоуправления корреспонденты «НМ» встретились с мэром. Разговаривали больше часа: расспросили об уроках, достижениях и разочарованиях этих двух лет.
Политических ошибок не было
— После выборов прошло два года. Был очень изматывающий марафон, а потом еще практически полгода работа горсовета блокировалась. Вспомните свои ощущения. Возможно, вы сделали тогда какие-то ошибки, которых можно было избежать?
— По прошествии двух лет я думаю, что не сделал никаких политических ошибок. Время подтвердило правильность принятых тогда решений. Сейчас городской совет работает нормально. Нельзя назвать это коалицией или большинством. В этом и нет необходимости. Но городской совет голосует: 50+, 55+, 60. Последняя сессия тому пример. Тогда я вступил в открытую конфронтацию с частью депутатского корпуса, который называю гибридной оппозицией. В классическом смысле оппозицией их назвать нельзя – это и «Оппоблок», и «Громадська сила», и несколько депутатов из «Укропа» и БПП. Причем они постоянно меняются местами. Там нет никакой политической составляющей, никакой идеологии, никаких мировоззренческих установок за исключением одной – давайте сделаем хуже Филатову. Однозначно, когда они пытались сделать хуже Филатову, они в первую очередь делали хуже городу, а потом сделали хуже себе. Поэтому политически не было ошибок никаких. Я всегда настаивал: местные депутаты должны заниматься городом. А они начинают поднимать партийные флаги и озвучивать речевки, которые им спускают из партийных штабов. В городе столько работы, что не стоит местному самоуправлению пытаться кататься на идеологических санях.
Город у нас очень специфический. В этой истории много личностных моментов. Кое-кто так и не понял, что он проиграл выборы. Некоторые хотели, чтобы в городе было три мэра. Потом еще один появился, который думал, что будет четвертым. Иных уж нет, другие уж далече. Плюс у нас всегда была переоценена должность секретаря горсовета. Считалось, что это какой-то директор, который может создавать группы влияния. Я дружу со многими мэрами. В Харькове, Киеве или Виннице никто из горожан не знает фамилию секретаря. Это чисто техническая персона, которая должна организовывать работу депутатов и готовить сессии. Директоров горсовета у нас не будет. Будет городской голова, а все остальные должны выполнять его избирательную программу.
Меня много казнили за то, что вступал в разные, как считалось, союзы с политическими оппонентами. Но я стал мэром, и значит, у меня не может быть политических оппонентов, тем более врагов. Я мэр всех горожан. Город разный, город сложный, в нем присутствуют разные точки зрения. Я должен представлять всю территориальную громаду и находить общий язык со всеми. В этом и логика самоуправления. У мэра Николаева была примерно такая же электоральная картинка. Только он закончил полным фиаско и импичментом. А я в итоге пришел к тому, что в горсовете нет оппозиции. За исключением нескольких товарищей, которые находятся в деструктиве.
Назвался груздем, полезай в кузов
— Вы пришли в городской совет со своей командой. Через какое-то время она переформатировалась. Легко ли вам это далось? Складывается впечатление, что вы довольно легко расстаетесь с людьми, если они неправильно себя повели.
— Когда я шел на выборы, не говорил, что всем будет легко. Не обещал, что у них будет синекура. Они понимали, на что идут. Для меня главное, чтобы человек был эффективным и выполнял поставленные перед ним задачи. Город находится в крайне запущенном состоянии, начиная с инфраструктуры и заканчивая любыми вопросами. Два года назад вообще была полностью разрушена управленческая вертикаль. Все утверждали: «Да, мы можем. Да, мы хотим». Как говорится, назвался груздем, полезай в кузов. Некоторые с этой задачей не справились. Для меня очень важна репутация. И если неоднократно приходят сигналы, которые повторяются из разных источников, я буду принимать кадровые решения. Неоднократно говорил своим подчиненным и членам команды, что я не следователь и не прокурор, не буду ловить за руку. Но рано или поздно я дал каждому возможность наступить на мину. И пара человек опять близки к увольнению. Я говорил: «Вы — большие начальники, уважаемые в городе люди. У вас есть большие возможности. Есть, наверное, какой-то кредит доверия. Работайте, а не занимайтесь интригами, мелким подтыриванием или аппаратными играми».
Отзыв депутатов – мертворожденное дитя
— Прокомментируйте, как юрист: отзыв депутатов Мишалова и Хмельникова будет иметь какое-то продолжение?
— Это мертворожденная процедура. В этой ситуации должно совпасть несколько факторов: партийный, избиратели, воля избирательной комиссии и прочие. Лично я категорически против отзыва любых депутатов – Мишалова, Хмельникова, Хозина, из «Нашего края», «За життя» и прочих. И не потому что они сейчас каким-то образом все вокруг мэра крутятся, а потому что, особенно после событий 2014 года и разрушения вертикали в стране, я понимаю насколько тяжело все это собрать. Это настолько трудно функционирует, что любое потрясение городу не нужно. Поверьте, есть пару депутатов, которых я из горсовета мог бы удалить на два щелчка пальцем. Но я не хочу создавать прецедент. Они, как рыбки в банке плавают: кто-то хвост распускает, кто-то пучит глаза. И пусть это продолжается дальше. Я не хочу для совета потрясений. Не потому что я поддерживаю Мишалова или Хмельникова. Тем более, что история с ними – абсолютно внутрипартийная. Это не должно выходить на общегородской уровень, а тем более, создавать прецедент. Этих выгонят, потом другие придут. Потом этих выгонят, третьи придут. А потом кое-кто вспомнит, что в «Оппоблоке» уже фактически не осталось депутатов. И самое главное, я, как юрист, понимаю, что это ни к чему не приведет. Они будут бегать, орать, собирать подписи, раздавать деньги. Потом будут приносить это в комиссию. Потом пойдут суды. Потом это по дороге потеряется. Результата никакого, зато все заняты. Пусть они лучше делом занимаются. Не стоит совершать лишние шаги, тем более, что они пролонгированы по времени. Поскольку отзыв депутатов особо не действует, то при самых лучших сценариях для тех, кто хочет кого-то выгнать – это год – полтора. Пока они между собой разберутся уже пора будет выбирать новых депутатов. К чему эти безумные забеги в ширину я не понимаю. Наверное, от безумных личных амбиций и лишнего свободного времени.
Татьна Валигурская, Елена Мисник
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: Борис Филатов, главное, Мэр, Мэр Днепра