Почему так популярны авто с литовскими номерами?
Количество автомобилей с европейской регистрацией на дорогах Украины постоянно увеличивается. Создается впечатление, что к нам хлынули туристы со всего Евросоюза. Но за рулем – наши люди. Почувствовав легкий сквозняк в законодательстве Украины, они ввозят автомобили в страну без растаможки. Оправдан ли такой риск? Что думают по этому поводу участники движения и представители таможенной службы?
Автомобили с европейской регистрацией украинцы ласково окрестили «бляхами». Один из владельцев «евробляхи» Владислав воспользовался режимом транзита и купил литовский автомобиль. Мужчина доволен покупкой и не считает себя нарушителем закона.
— Я езжу на подержанном «Mitsubishi» с литовской регистрацией уже полгода. Да, мне грозит штраф около девяти тысяч гривен, но это копейки по сравнению с тем, сколько я сэкономил на растаможке. Автомобиль обошелся в две тысячи долларов вместо шести, которые запрашивают в Украине. Даже если меня остановят патрульные, то сделать ничего не смогут, так как штраф выписывают только на таможне, а насильно затащить меня туда никто не в праве.
Также Влад рассказал, что полицейские не могут оштрафовать водителя авто с европейскими номерами за отсутствие страхового полиса. Но в случае ДТП или повреждения автомобиля весь ущерб придется возмещать самому или бросать машину, поэтому владелец «бляхи» ездит аккуратно.
— Если вы все же решились купить нерастаможенную машину, — говорит Влад, — лучше доплатить, но удостовериться, что вам предоставят полный пакет легальных документов. Потому что на дороге бывают разные ситуации. Например, полицейские «сотрудничают» с таможней вне зоны таможенного контроля и угрожают водителю штрафом, хотя по закону взыскание таможенники могут делать только в пределах своего пункта. Или, например, вызывают таксиста с литовскими номерами на таможню и моментально составляют протокол.
— Популярность нерастаможенных «литовцев» будет расти, пока Верховная Рада не изменит правила ввоза автомобилей и не уменьшит пошлину, — продолжает Влад. — Недавний митинг под Верховной Радой показал, что владельцы европейских автомобилей готовы отстаивать свои права на использование купленных машин. Я считаю, лучше взять «серую бэху» за те же деньги, что и «Lanos» в Украине. Главное — не купить филькину грамоту и тщательно проверять компанию, которая обеспечивает ввоз. Если она закрылась или выписала недостоверные документы – оштрафуют на полную стоимость автомобиля с возможной его конфискацией.
Игра по «серым» схемам
Приобретать авто с иностранной регистрацией украинцы начали еще с 2015 года и сознательно нарушают правила ввоза. Самый популярный способ обмануть таможню – въехать в Украину в режиме транзита и нарушить предусмотренные законодательством сроки, а это всего пять-десять дней свободного перемещения по стране, если больше – выписывается штраф в размере 8,5 тысячи гривен. В этом случае украинец оформляет машину на специально созданную фирму, например, в Литве, которая передает ему право пользования автомобилем по договору поручения на 50 лет. Вторая лазейка — ездить на автомобиле иностранца по Стамбульской конвенции. В этом случае гражданин ЕС завозит авто в Украину и передает его по доверенности покупателю-украинцу. Однако через год иностранец должен вывезти свое авто с территории Украины. Кроме того, он обязан раз в полгода покупать у себя в стране полис обязательного страхования и проходить техосмотр, но в большинстве случаев полис оформляется на минимальный срок, а все остальное время водитель ездит без страховки.
Справка «НМ»
В 2004 году Украина присоединилась к Стамбульской конвенции «О временном ввозе» и с того времени обязана выполнять ее нормы, положения которой имеют силу выше норм национального законодательства. Согласно ст. 118 Таможенного кодекса Украины «при поміщенні транспортних засобів комерційного призначення у митний режим тимчасового вивезення та їх реімпорті до закінчення строку, встановленого митним органом, до цих транспортних засобів застосовується умовне повне звільнення від оподаткування митними платежами».
Штрафуют правильно?
Этим летом в Украине стартовала кампания по борьбе с ввезенными на европейских номерах автомобилями. Полиция и таможня начали проводить рейды и штрафовать нарушителей. Двум водителям даже выписали штраф на 1,5 миллиона гривен.
Мы обратились в Таможенную службу Днепра, чтобы узнать подробнее о ситуации с «бляхами» на дорогах области.
— Очень часты нарушения, когда гражданин-нерезидент ввозит транспортное средство и передает резиденту. Обычно он притворяется, что не знает законодательства и законно купил это транспортное средство, но обманывается сам и обманывает остальных. Поскольку у такого гражданина фактически нет документов, подтверждающих право собственности — они все равно оформлены на нерезидента, автомобиль не зарегистрирован в установленном порядке, — рассказал государственный инспектор Днепропетровской таможни ГФС Алексей Егоров.
А еще он добавил, что отсутствие регистрации машины порождает много проблем для остальных водителей. Владельцы автомобилей с еврономерами осознают свою безнаказанность и часто нарушают ПДД. Кроме того, этот автомобиль сложно застраховать, потому что водитель не является его владельцем. В случае аварии получить компенсацию от него тоже нельзя. При угоне владелец «бляхи» остается незащищенным, по закону он не может написать заявление в полицию. Легально продать машину тоже невозможно, поэтому их часто сдают на детали. Кроме того, проблемы могут возникнуть и у иностранцев, которые нарушили таможенные правила и не вывезли автомобиль в установленные сроки, незаконно перепродав его в Украине.
Мнение третьей стороны конфликта
Растущая популярность «блях» среди украинцев и протестные настроения у владельцев «литовцев» получают разную оценку среди честно платящих налоги и таможенный сбор автолюбителей. Журналист «НМ» узнал у водителей Днепра, нужно ли менять правила растаможки и какие проблемы доставляют владельцы машин с иностранной регистрацией на дорогах Украины.
А что в итоге?
По последним данным таможенных служб, в Украине находится около 600 тысяч авто с иностранными номерами и, по всей видимости, все они избежали таможенного сбора, а это колоссальные убытки для бюджета страны. Верховная Рада Украины не сдержала слово «о доступных авто для всех украинцев» и продолжает бороться с количеством «бляхарей», хотя причина повального транзита «литовцев» — огромный таможенный сбор. Ведь если даже с каждой «автобляхи» брать хоть сто долларов в год, получится сумма в 60 миллионов «зеленых». Неужели бюджету страны они не нужны? И кому это выгодно?
Пока же законодатели предлагают единственную уступку – разрешить всем владельцам растаможить «бляхи» за одну тысячу долларов, но взамен таможенники Украины полностью перекроют транзитные передвижения и остановят нашествие «евроблях». Неизвестно, чем обернется запрет ввоза европейских автомобилей, но пока в законодательстве существуют лазейки, «серые» схемы покупки авто будут актуальны.
Руслан БЕЛЯВСКИЙ.
Категория: Архив, Новости Днепра, Особое мнение
Метки: "евробляхи" в Днепре, главное