Как говорят работники свежеоткрытого Центра ювенальной пробации, их подопечные стараются исправить ошибки и научиться жить по правилам, не конфликтуя с законом. Сейчас на учете в центре стоит тринадцать подростков.
-Есть, правда, у нас один, который всеми силами старается попасть в тюрьму. Говорит, что там круто, что у него отец сидит – и он туда хочет, — рассказывает Сергей Павлюк, старший инспектор центра.
Но в тюрьму стремятся не все. Одному из подопечных центра, 17-летнему подростку, дали год условно. Его срок уже подходит к концу, и парень планирует доучиться в монтажном техникуме и стать дизайнером. Свой проступок объясняет скукой.
-Дело было вечером, делать было нечего, — так он начинает рассказ. – Мы вышли во двор, видим – стоит машина. Двери открыты, из замка зажигания торчит ключ, играет приятная музыка. Мы решили залезть посидеть. После захотелось покататься. Водитель сам виноват – зачем было бросать так машину, да еще и с хорошей музыкой? Катались по городу трое суток, пока бензин не закончился. И как раз, когда остановились, оказалось, что справа и слева патрули. Я решил уже из машины не
выходить. Попался – так попался.
Подросток объясняет: хотелось хорошо провести время. Но признает, что лучше бы он так его не проводил.
Поговорили о других способах проведения досуга: играть в волейбол на пляже жарко, прокат роликов и велосипедов – дорого. Слабое оправдание для угона автомобиля, но есть надежда, что в Центре ювенальной пробации ему подадут идеи безопасных развлечений. Работники центра водят своих подопечных на прогулки по парку, в лес, на экскурсии по городу. Ребята отдыхают на пляже, а в помещении играют в настольный футбол.
-Если бы еще теннис был… — замечает один из подростков.
История другого преступника тоже начинается со скуки. И с денежного вопроса: не хватало на «погулять» с друзьями. Поэтому решили «гопнуть» парня в парке, отобрать у него телефон. Теперь пострадавшему нужно выплатить семь тысяч за моральный ущерб.
-Родители денег не давали: у нас долг большой и дедушка лежит больной. Я раньше спортом занимался, но как дедушка заболел, стал дома оставаться, чтобы за ним ухаживать.
Так за один вечер парень вогнал семью в еще большие долги. Говорит, что сам будет помогать, чтобы все выплатить. Признает: грабеж был плохой идеей.
Кто знает – может, эти подростки играли кающихся преступников перед журналистами. Но виноватые глаза и сожаление в голосе дают надежду, что на этот раз обойдемся без рецидивов.
Анна Заикина