Помните фразу из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть». Это сказал бургомистр, узнав, что у Мюнхгаузена ежедневно с 8 до 10 запланирован подвиг, и сравнив со своей необходимостью ежедневно утром отправляться на службу в магистрат. Я вспомнила ее, потому что недавно видела артиста Днепровского театра драмы и комедии Николая Филенко с загипсованной рукой игравшего развеселую комедию «Слишком женатый таксист». Да еще в этот день актеру стукнуло 60 лет, а кто из вас отмечает юбилей, выходя на службу, тем более будучи не совсем здоровым? Так что согласитесь: что-то героическое в этом есть.
А вообще, профессия актера во многом экстремальна и люди, ее выбирающие, отличаются от обычных. Коля Филенко рано осознал свое призвание, хотя, как он сам про себя говорит, парень он деревенский. Но уже сама деревня его была незаурядной. Покровское в Никопольском районе нашей области – старое казацкое село, где когда-то запорожские казаки всем миром поставили церковь Покрова. Неподалеку похоронен кошевой атаман Иван Сирко. С этим селом связано много славных имен: здесь делал зарисовки Тарас Шевченко, бывал Илья Репин, здесь снимал «Поэму о море» Александр Довженко… Всем этим Коля гордился и бегал в Дом культуры — и смотреть, и выступать. А как закончил школу, то без раздумий отправился в Днепропетровское театральное училище (теперь театрально-художественный колледж). Учился у лучшего педагога Нелли Михайловны Пинской.
А судьба Николая Филенко складывалась причудливо. С самого начала пришлось попутешествовать по Грузии, куда весь их курс сманил режиссер Мархолия, задумавший создать с ними русский ТЮЗ в Сухуми вдобавок к существовавшим абхазской и грузинской труппам. Но затея режиссеру не удалась: все держалось на поставленных еще в училище трех учебных спектаклях – новых не появлялось, и на энтузиазме ребят, который потихоньку иссякал. Так и разбрелся хороший курс по стране, а кто-то и вообще остыл к профессии. Николай вернулся в Днепропетровск в ТЮЗ к Григорию Кононенко.
Но по семейным обстоятельствам через какое-то время вынужден был уехать в Вологду, тем более что в тамошнем ТЮЗе был главным режиссером Борис Гранатов, тоже воспитанник Пинской, закладывавший в своем театре принципы авторской режиссуры, находя новые акценты и ритмы в классике. Попав в такой, по сути, новаторский театр, Николай два года играл только «кушать подано» и жадно вбирал в себя все – и методы режиссуры, и опыт товарищей по сцене, и ежедневный тренинг – по танцу, вокалу, сценическому бою, китайской гимнастике. Потому каждая сыгранная там за десять лет роль стала для Филенко своеобразным университетом. Запомнил необычного «Короля Лира». Ведь это единственная у Шекспира пьеса-легенда, где можно было включать свою фантазию. Филенко играл в этом спектакле Корнуэла, мужа злодейки Реганы. А в «Капитанской дочке» А. Пушкина он получил роль Хлопуши, которая стала звуковым и психологическим камертоном спектакля.
И снова семейные обстоятельства заставили вернуться домой, быть рядом с родителями. Новым театром для Николая Зиновьевича стал русский драматический имени Горького, в котором он служит уже 15 лет. Первая же его работа была чрезвычайно интересной с талантливым режиссером Геннадием Пименовым в историко-романтической драме «Корона и любовь» по пьесе Ж. Кокто «Двуглавый орел». Дворцовые интриги, анархист Станислав–Филенко, нанятый убить королеву и влюбившийся в нее, роковое сходство с покойным мужем королевы… Такого играть еще не приходилось, и это было обещающее начало для него. А затем он был введен в спектакль-долгожитель, в котором до него играли лучшие актеры труппы, да ведь и роль какая! Сам Кин IV в «Гений и беспутство» Г. Горина! Интересной была новая встреча с «Королем Лиром» в интерпретации постановщика народного артиста Украины Жана Мельникова. На этот раз ему достался другой подлец – Эдмунд.
Жан Мельников дает Филенко главные роли и в других своих спектаклях. Виктор в драме по мотивам нашей жизни «Последний герой» А. Марданя, когда, чтобы отстоять свои права и свое человеческое достоинство, надо быть воистину героем. И еще один Виктор в «Скамейке» А. Гельмана – парень настолько путаный, что, пожалуй, и сам себя не осознает, но все же просыпается и в нем желание открыться, чтобы тебя наконец поняли и поверили, это ведь так человеку нужно.
Теперь, увы, театры, чтобы удержаться на плаву, все чаще прибегают к комедиям, даже появился такой жанр «суперкомедия». В одной такой «супер» «Слишком женатый таксист» Р. Куни Николай играет этого самого таксиста. И несмотря на то, что любит он совсем другие роли («Комедия – не мой конек», – говорит он), но и к комедиям, как оказалось, относится неплохо. Во всяком случае, без пережима и излишних гримас он играет запутавшегося в своем «графике» посещений жен Джона Смита очень искренне и в то же время изобретательно. Так что Жан Мельников и на этот раз не ошибся, поручив ему эту роль.
А еще, кроме актерского, у Николая Филенко есть редкий талант часовщика. Он любит возиться в сложных и тонких механизмах, учить настенные часы петь, а наручные тикать. После трудного и суматошного дня ничто лучше этого не успокаивает и не приводит мысли в порядок.
Татьяна Абрамова