Четвероногих артистов дрессировщиков Марины и Александра Кротов публика принимает на ура с первого раза. И секрет такого успеха не только в мастерстве артистов…
По той простой причине, что даже самый яркий врожденный талант надо постоянно развивать и совершенствовать. Настоящее мастерство оттачивается упорным трудом годами. И, конечно же, большой любовью к делу, которому себя посвятил.
…В цирковую профессию коренные луганчане Марина и Александр пришли достаточно поздно, хотя любили этот вид искусства как зрители с детства. Поскольку девушке очень нравилась еще и художественная гимнастика, путь-дорожка привела ее в Киевское цирковое училище. Но из-за серьезной травмы мениска учебу там пришлось оставить – выполнять какие-либо трюки с таким повреждением было просто нереально, а на первом курсе академотпуск не предоставляли. Поэтому закончила хореографическое отделение культпросветучилища и пришла работать в цирковую студию при Дворце культуры в качестве балетмейстера. Здесь позже и встретила свою судьбу.
«Я по натуре большой романтик, мечтал о путешествиях, изучении подводного мира и самых разных животных, поэтому и хотел после мореходки стать младшим научным сотрудником, — признается Александр. – Но знакомство в 1986 году в цирковой студии с Мариной внесло коррективы и в планы, и в саму жизнь. Через пять лет мы стали мужем и женой, а еще через три вышли выступать со своим отдельным акробатическим номером».
Когда во время концерта номер «Рейнские колеса» в исполнении Марины и Александра Кротов увидел директор одного из киевских цирков на сцене, он сразу же пригласил их в гастрольные туры по Украине. Сомнение супругов по поводу того, что начинать делать это уже поздновато, он рассеял одной фразой:
«С таким высоким уровнем мастерства грех этого не делать!»
«Особую роль в нашей творческой судьбе в свое время сыграл знаменитый дрессировщик, генеральный директор и художественный руководитель Национального цирка Украины Владимир Шевченко, — с благодарностью вспоминают супруги. – Когда после трехгодичной работы в Израиле мы вернулись домой, нас пригласили выступить на юбилее Луганского цирка. Свои «Рейнские колеса» мы соединили с потрясающей хореографией и музыкой Ванессы Мэй. Именно этот номер увидел Владимир Дмитриевич и сразу же пригласил нас в свою программу, а потом и в Киевский цирк. Поскольку все знали о том, что Шевченко выбирает всегда все самое лучшее, для нас это был своего рода знак качества».
СОБАЧКИ АЛЬФА, БЕТА, ГАММА…
Дрессурой Марина и Александр начали заниматься в 2009 году. И делают это так умело, что каждый выход дрессировщиков и их питомцев на арену становится настоящим праздником для зрителей, где бы ни выступали. А объездили они уже полмира. Не раз были с гастролями в Германии, Франции, Италии, Латвии, Литве, Средней Азии… И везде оригинальный и очень изящный номер с черными собаками и белыми котами принимают на ура.
Днепр – не исключение. Артисты приезжают к нам уже не первый раз, и здесь их встречают, как дорогих гостей.
«Мы очень полюбили ваш город, нравится наблюдать за тем, как он расстраивается, прихорашивается, — делятся впечатлениями мои собеседники. – Нравится встречаться и общаться с приветливыми людьми. А еще днепряне умеют ценить цирковое искусство. Поэтому встреча с ними — праздник и для нас».
Наверняка чувствуют это и питомцы дрессировщиков, иначе как объяснить то, что самые обычные для наших краев животные демонстрируют на арене настоящие чудеса.
«На самом деле этот номер родился спонтанно, — признается Александр Крот. – Однажды после очередного показа в Луганском цирке «Рейнских колес» почти на выходе мы нашли в мусорном пакете трех маленьких щенков – еще с пуповиной. Взяли их только для того, чтобы выходить и потом отдать в хорошие руки».
«Несмотря на имеющийся опыт по спасению и выхаживанию щенков, забрать малышей в двухкомнатную квартиру, где, кроме четырех взрослых людей, уже были взрослая собака и коты, оказалось непросто, — признается Марина. – Но бросить этих крох на улице без воды, еды и в холоде мы тоже не могли, они бы погибли…
Оригинальный номер родился гораздо позже, когда согретые заботой и вниманием маленькие черные комочки подросли и стали абсолютно одинаковыми. Правда, вставить номер с собаками в программу оказалось проблематично. Все ссылались на то, что такого «добра» предостаточно. И кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба найденышей Альфы, Беты и Гаммы, если бы их во время репетиции не увидел все тот же Владимир Шевченко. Сразу же нашлось и помещение для начинающих четвероногих артистов, и номер в программе. К черным собакам очень органично добавились белые коты. Так родился потрясающий номер «Белое и черное».
КОТ БРЮС ЦЕНОЙ В СОРОК ТЫСЯЧ БАКСОВ
Самого первого и дорогого кота супруги купили на рынке за 100 гривен. А остальных набрали просто по объявлениям — бесплатно. Но от этого беспородные кошечки не менее талантливы. Потому что опыт и любовь к своему делу действительно творят чудеса.
«Бытует мнение, что коты дрессуре не поддаются, — рассказывает Марина. – Не скажу, что легко, но этого можно достичь трудом и временем. Куда сложнее вывести кота на манеж, показать его навыки публике. Потому что психика у котов более хрупкая, чем у собак, они реагирует на любой шум, смех, на по- сторонних людей. К этому их тоже надо постоянно приучать. Например, Макса уже можно считать звездой, потому что во время международного фестиваля циркового искусства выступал на телевидении в прямом эфире в Италии, затем в Молдове. К слову, Макс тоже знает, что он звезда, и очень этим гордится».
А вот Брюса дрессировщики называют валютным. Из-за преинтереснейшей истории. Когда Марина с Александром выступали в Арабских Эмиратах, в антракте за кулисы к ним привели четырнадцатилетнюю принцессу Абу-Даби: девочке так понравился номер с котами и собачками, что очень захотелось подержать ко- го-то из них на руках. Для этой роли подошел черно-белый кот Брюс, самый спокойный и дружелюбный. И он блестяще выполнил свою миссию. А после представления дрессировщикам предложили за него деньги. Поскольку те не соглашались, цену довели до сорока тысяч долларов! Марина и Александр отказали. Многие из тех, кто знает эту историю, до сих пор не понимают, как за такие деньги можно было кота не продать. Для супругов Кротов в этом нет ничего необычного. Просто воспитанный с пеленок Брюс стал для них почти членом семьи, другом. А разве такое продается?
«Каждый наш питомец особенный, а недавно у нас появились два молодых ризеншнауцера, которых мы тоже выводим на манеж, — не скрывают гордости Марина и Александр. – Нашему номеру почти восемь лет, а в нашей дружной артистической семье семь котиков мальчиков и шесть собачек девочек. Всеми дорожим и гордимся!»
Безусловно, гордятся известные супруги и тем, что по их стопам пошел сын. Он выступает в цирке уже десять лет — с четырнадцатилетнего возраста. Зрители в восторге от оригинального гимнастического номера «Колесо Сирра» в исполнении Евгения Крота. И, конечно же, он всегда очень профессионально ассистирует родителям во время выступления с животными.
«В принципе, мы счастливые люди, — говорят на прощание Марина и Александр. – У нас есть любимое дело, мы живем в свободной стране, с правом выбора. Мы свой выбор сделали и искренне верим, что Украина станет европейской успешной страной. Такой мы сделаем ее все вместе!
Юлия Бабенко