Другое дело осень — время увидеть то, что просмотрел в жаркой суете. Гостиница «Парус». Памятник «золотому закату» Советского Союза, символ, разделяющий прошлое и будущее. Дебри, которыми зарос подход к ней, — почти сказочные, заходить в них страшновато. А вдруг это вход в другой мир, возврата в который не хочется? А может и впрямь на последнем этаже там заседает король бомжей, которым мальчишки пугали друг друга, и только самые смелые решались пробраться вовнутрь гостиницы-призрака?
В начале своей истории «Парус» казался огромным: самое величественное здание Днепра, попытка отобразить американские небоскребы в тогдашних реалиях. Сейчас так уже не кажется — высоток в городе прибавилось. Хотя на самом деле несостоявшаяся гостиница не намного ниже знаменитых днепровских башен. Просто выглядит потерянной, существующей отдельно от реальности. Примиряет здание с действительностью лишь герб Украины, и теперь кажется, что строили «Парус» именно для того, чтобы разместить на нем самый большой в Украине тризуб.
В двух шагах от «Паруса» — еще одна памятка прошлого, символ несбывшихся надежд: музей аэрокосмической славы. Этот проект окончательно канул в века в начале 2000-х, оставив на память о себе сюрреалистичную металлическую конструкцию, удивительным образом хорошо сохранившуюся, несмотря на десятилетия, под открытым небом.
Взгляд в сторону — и неожиданно яркий пейзаж. День сегодняшний: граффити на серой стене набережной. И еще смешной металлический жираф и разноцветные тумбы неясного назначения, кажущиеся такими жизнеутверждающими после мрачноватых экспонатов парка постсоветской урбанистики.
А можно еще глубже в прошлое, в те времена, когда нынешняя Сичеславская набережная была совсем даже не набережной, а руслом Днепра. Здесь — лесная пристань с круглосуточно работающими лесопилками, поэтому и квартиры в близлежащем квартале относительно дешевы: шум, пыль, грязь, размытые грунтовые дороги, по которым поздно вечером идут с работы разнорабочие, зачастую не отягченные особой моралью.
А потом был 1892 год, и квартал буквально смыло страшнейшим наводнением. Тогда и появились в Днепре так называемые «Новые планы» — в конце нынешних улиц Грушевского и Сечевых стрельцов: одноэтажные, странные здания дореволюционной постройки, их много до сих пор. А дело в том, что земля там была достаточно недорогой, строить нужно было быстро. Вот и строили, без всяких архитектурных планов, кто как мог. И снова ближе к истории, но уже более близкой ко дню сегодняшнему: нынешняя набережная — не просто прогулочная аллея из двух террас, а своеобразный мемориал, летопись событий, формировавших историю Днепра.
Вот памятник воинам-афганцам — «Взрыв памяти», на его оборотной стороне — стихи Тараса Шевченко, за размещение которых в конце 80-х скульптора едва не обвинили в пропаганде националистических интересов, чуть дальше — памятник генералу армии Маргелову, родоначальнику ВДВ, потом — храм Иоанна Крестителя и удивительной красоты скульптура Петра Куценко «Юность Днепра». Вот ее автора в советские времена реально обвинили в чрезмерной любви к буржуазному национальному мистицизму (ну еще бы — веночки, сорочки, почти вышиванки, ясный намек на праздник Ивана Купала), скульптуру меньше чем через год после установки убрали и вернули на Сичеславскую набережную только в 2005- м.
Дальше… Дальше день сегодняшний: современные кафе, металлические лавочки, четкие прямоугольники газонов. Новейшая история Днепра, не менее интересная, чем далекое прошлое.
Но об этом — в другой раз. А пока густой серый занавес дождя плотно закрыл за нами ушедшее лето.
Наталия Адамович
P. S. Спасибо за чудесную прогулку замечательному экскурсоводу Юрию Фаныгину
Категория: Новости Днепра, Новости Культуры Днепра
Метки: Набережная Днепра, Новости Днепра