В минувшие выходные в Днепропетровске состоялся праздник бега — первые городские состязания на полумарафонскую дистанцию INTERPIPE Dnipro Half Marathon. На старт вышли полторы тысячи бегунов со всей Украины, жители города, в том числе семья и родственники городского головы Бориса Филатова.
О супруге мэра Марине Филатовой широкая общественность узнала меньше двух месяцев назад благодаря фейсбучной новости городского головы: «…Сегодня моя жена пробежала 40-й, юбилейный, парижский марафон. 42 километра 195 метров. Два с половиной года назад она сказала мне, что сделает это. И сделала».
Но этим впечатляющим личным достижением дело не ограничилось. Недавно по инициативе Марины Филатовой в городе был создан клуб бега «Старт-Днипро», а на днях она возглавила городскую федерацию легкой атлетики. Свою миссию Марина Филатова видит в пропаганде здорового образа жизни, развитии бега в городе на Днепре, руководство которого продвигает программу «Днепропетровск — спортивная столица». «Дню» она рассказала о том, как пришла к спорту и как увлечение бегом может изменить качество жизни не только одного человека, но и целого города.
— Вы давно занимаетесь бегом?
— Недавно — меньше трех лет. Я начала бегать в ноябре 2013 года. Правда, до этого всегда вела здоровый образ жизни, увлекалась фитнессом. Но это, скорее, была дань моде. До бега я не занималась спортом вообще. И когда вышла на свою первую пробежку, то не могла бежать без остановки даже минуту. На тот момент мне было сорок лет. Я ничего не знала о беге, и поэтому ничего не получалось — пульс был высокий, лицо краснело, в затылке стучало. Я уже не говорю о том, что мышцы не слушались, несмотря на то, что у меня не было лишнего веса. Сдаваться сразу мне не хотелось. Поэтому начала искать информацию о беге. Не разобралась в этом сразу, но поняла одно — нужно учиться и подключать интеллект. Это мне понравилось, поскольку я именно такого плана человек — люблю читать. Подняла массу литературы — на русском и на английском языке. Прочитала всех «столпов» бега, таких как А.Лидьярд — основоположник теории о пользе бега трусцой. Читала специальную литературу по биохимии, по биомеханике, мотивационную литературу от марафонцев. Вскоре поняла, что мне нужен тренер, и стала его искать. Но когда мы первый раз с ней встретились, я еще не понимала, что она может дать. Хотя мой тренер — Светлана Твердохлеб — в начале 90-х была знаменитым спринтером. Многие думают, что бегать — достаточно несложно, пытаются бежать на большие дистанции и потом имеют проблемы.
«Я ХОЧУ ЖИТЬ НА БЕГУ»
— Почему вы решили заниматься именно бегом, а не другим видом спорта?
— Помню день, когда я ехала в машине, и услышала про полумарафон. Мне стало просто интересно. Если человек может преодолеть такую дистанцию, тогда есть повод гордиться собой. Я такой человек, что если не вижу для себя поля для деятельности, сразу ухожу, мне становится неинтересно и скучно. Так получилось, что когда мой супруг стал бизнесменом, я занялась семейными делами. В этот период построила для семьи несколько серьезных объектов, стала изучать дизайн, английский, потом испанский, французский язык. Если я и была домохозяйкой, то «продвинутой», отвечала за благополучие семьи и родителей. Этот период затянулся достаточно долго — на 15 лет. Когда у мужа была избирательная кампания в Верховную Раду и на мэрский пост, наверное, кто-то хотел меня видеть рядом с ним, но я не видела смысла выходить на публику, так как мне нечего было предложить людям, ведь мой девиз «быть, а не казаться». Я занялась бегом не ради амбиций и совсем не думала, что когда-то пробегу марафон. Год назад на парижском полумарафоне я показала свой лучший результат и до сих пор его пока не превысила, поэтому решила удлинить дистанцию и пробежать марафон. Поверила в себя, начала тренироваться и 3 апреля пробежала уже марафон. Есть, конечно, люди с необычными возможностями — они зарабатывают деньги и медали. Моя мотивация: у меня есть идея — я хочу жить на бегу, сколько бы мне ни было лет. Я хочу бегать даже в восемьдесят лет. Конечно, жизнь вносит свои коррективы, но, в конце концов, могу же я мечтать! Пока наслаждение от бега вызывает состояние, в котором просыпаешься утром и чувствуешь свои мышцы. Люди часто жалуются, когда погода меняется: ой, у меня крутит суставы, крутит колени. Да, у меня тоже иногда крутит суставы, но от спорта. Мне помогает чувствовать себя спортсменом, когда я вижу на тренировках ребят из нашего физкультурного института. Мне нравится, что я вместе с ними, а не с людьми, которые курят и выпивают. Мне нравится общаться и быть с людьми, которые идут к намеченной цели.
— Сколько времени занимают тренировки?
— Сейчас я занимаюсь шесть дней в неделю, кроме воскресенья. Хотя изначально это был час, причем я чередовала — минуту шла, минуту бежала. Потом две минуты бежала, минуту шла. Так я дошла до пятнадцати минут непрерывного бега через 5 или 6 месяцев. Тут еще есть психологический момент — ты убираешь эту минуту и можешь бегать уже больше. Примерно через 7—8 месяцев я была способна бежать 12 км, а через 10 месяцев пробежала свой первый полумарафон. Моя тренер была против — она ни в чем не была уверена. Я тоже, но очень хотела принять участие. Это был киевский полумарафон, организованный компанией Дмитрия Черницкого Run Ukraine в сентябе 2014 года. Существует временной лимит — три часа на полумарафоне и шесть часов на марафоне. Я себе сказала: если я финиширую от 2.50 до 3 часов — хорошо, а если за 2.40—2.45 — я большой молодец. Финишировала со временем 2 часа 21 минута, и это был очень большой сюрприз для меня самой и для моего тренера. Я планировала где-то перейти на шаг, но этого не сделала. И уже на следующий день зарегистрировалась на марафон в Париже, ведь на такие пробеги с историей в Европе места раскупаются очень быстро. Кстати, регистрация на такие соревнования всегда платная и намного дороже, чем в Украине. Все дело в том, что для организации таких мероприятий работает много людей, и им надо платить зарплату. И надо обеспечить финишировавших спортсменов медалями, и номера с чипами заказать, и обеспечить пункты гидратации, и туалеты, и многое другое. Конечно, и спонсорские деньги привлекаются, но это нелегко, и их недостаточно.
Когда начинала бегать три года назад, то бегунов на улицах Днепропетровска не видела почти никогда. Меня часто спрашивают, где я бегаю. Я бегаю по улице, бегаю по набережной Днепра. Перед марафоном каждую субботу пробегала дистанцию от 20 до 30 км. Чередовала — один день был бег, второй — общая физическая подготовка. Иногда для тренировок нужен стадион, где мы выполняем специальные беговые упражнения. На данный момент тренируюсь ежедневно 2—2,5 часа — это мой минимум. Каждый день бегу порядка 10 км и очень редко уменьшаю эту дистанцию.
Считаю, что любой человек может добиться успехов в спорте. Принято говорить, что 20 процентов — это физическое развитие, а 80 процентов — твое желание. Я весь свой образ жизни отладила под спорт. Когда меня приглашают в гости, на день рождения, я не могу есть и пить алкоголь, потому что рано утром мне нужно встать и бегать. Но это вошло в привычку. Я людей привожу к спорту, объясняю им. У меня сформировался дополнительный круг общения.
— Вы считаете, что любой человек способен заняться спортом?
— Да, я считаю, что спортом могут заниматься все, если нет серьезных противопоказаний. Хотя у меня тоже было противопоказание — проблемы с позвоночником. Они не были серьезными, но со временем это могло измениться в худшую сторону. Когда начала заниматься спортом, сказала об этом тренеру, и мы начали «закачивать» спину. И вот последний раз я обращалась к мануальному терапевту в мае 2013 года — ровно три года назад. Больше я его не видела, а он говорил, что буду ходить к нему до самого конца. Но бегать я начала не из-за проблем со здоровьем, а потому что почувствовала такую потребность.
Хочу сказать, что с бегом пришло и еще одно увлечение. Мне очень нравится скалолазание. Во время каникул пока предпочитаю заниматься горным туризмом. Это — восхождения, которые не требуют специального снаряжения.
Наверное, человек может все. Я думаю, что вопрос только в том, сколько времени потребуется для этого. Да, кому-то марафон может даться через год тренировок. Мне он дался через два с половиной. Одна женщина в Америке преодолела свой первый марафон за 3 часа 30 минут. Это золотой стандарт для среднего бегуна. Сейчас ей за пятьдесят, и она бегает марафон за 2 часа 28 минут — потрясающий результат. Цель может быть любая — только разным людям нужно кому-то меньше, а кому-то больше времени. Бегать можно и в шестьдесят, и в восемьдесят лет. На последнем марафоне в Лондоне, который прошел несколько недель назад, самой старшей участнице было где-то 86—88 лет. Есть и столетние бегуны.
— Как относится семья и родственники к вашему увлечению спортом?
— Когда я занялась бегом, сказала об этом мужу и дочери, сказала маме и родственникам: достаточно узкому кругу людей, но не сказала подругам. Месяц примерно моя семья тихо ждала, когда это закончится. И, действительно, есть мнение, что бегуны делятся на три типа. Первый — те, кто через месяц бросает, и потом всю жизнь рассказывают. Второй тип — тренируются для такой значительной дистанции, как полумарафон или марафон, пробегают ее, получают медаль, фотографируются, и потом тоже всю жизнь рассказывают и демонстрируют фото внукам, называя себя марафонцами. Третий тип людей постоянно тренируется, просто бегает и не хвастается, поскольку это образ жизни. Моя дочь очень за меня переживала, она видела по телевидению, когда «скорые» увозят людей с дистанции. Первый и второй полумарафон мои близкие переживали. Когда мы бежим, родные находятся в специальной зоне, и они не знают, что со мной происходит на дистанции. Но видят машины «скорой помощи», которые ездят туда-сюда, возят людей. Они же не знают, что не меня.
Мои близкие надеялись, что сначала я остановлюсь на одном достижении, потом на другом — и все будут довольны, но я после первого полумарафона сразу зарегистровалась на второй. А когда готовилась к полному марафону, то в Париж поехали всей семьей, и друзья тоже. Была такая гордость за меня, они были впечатлены. Но я хочу сказать, что ощущения первого полумарафона не перекрыли других. Я думала, что когда пробегу 42 195 метров, то это важней, чем 21 км, но эмоционально первые ощущение сильней. Думаю, что со временем смогу одолеть и ультрамарафон. И здесь нет ничего невозможного, нужно просто правильно тренироваться.
Я определенно верю, что в городе ситуация с легкой атлетикой изменится. И не без помощи федерации и активистов. У нас будут реконструированные стадионы, гребной канал будет приспособлен под соревнования. Быть городом на Днепре и не принимать соревнований по водным видам спорта — это даже странно. Люди должны понимать, что им может дать спорт и здоровый образ жизни. Поэтому главная моя мечта — увидеть развитую инфраструктуру и стадионы. Хочется выходить на улицу и видеть, что нашего полку прибыло, чтобы бежало больше людей, чтобы были крупные соревнования, и они превратились в праздник.
— Родные не вдохновились вашим примером?
— Дочь неоднократно начинала бегать, но бросала. Ей 22 года. Хочу сказать, что в днепропетровском полумарафоне принимало участие пять Филатовых. Кроме меня, еще четыре человека, и я всех мотивировала на бег. Никто не бегал до меня: бежал племянник Бориса, бежала его жена. Бежала племянница, выпускница школы, несмотря на подготовку к ЗНО. И сюрприз — на пять километров бежала наша дочь.
Я вижу на соревнованиях за границей много людей. Например, в Лондоне мужчина и женщина в таком же возрасте, как я, бежали вдвоем. И на финише он ей сделал предложение. Потом в Париже встретили пару из Китая — они бегают вместе, и, несмотря на то что, это «медленные» бегуны, они бегают постоянно. Говорят, когда мы бежим — мы вместе. Вот я бы тоже очень хотела. Я не думаю, что муж станет спортсменом, но у него есть такое представление, что нужно улучшать физическую форму. И не для амбиций, а для здоровья. Потому что это другое качество жизни.
«БЛАГОДАРЯ БЕГУ ПОЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ ДРУГИМ ГОРОЖАНИНОМ»
— Что может дать регулярное занятие бегом?
— Первое, что дает бег, — это самодисциплина. Бегуном не может быть расслабленный человек. Понимаешь, что нужно рано вставать и тренироваться. Если регулярно занимаешься спортом, становишься «резистентным» ко многим вещам, которые вызывают стресс или депрессию. Когда было тяжело, уходила на пробежки, и голова очищалась от негатива. Даже несмотря на то, что бывает кровавый мозоль на подошве. Когда бежишь дистанцию, остаешься один на один с собой. Поверьте, очень много времени, чтобы передумать все то, что волнует.
Лично я себя даже другим горожанином почувствовала благодаря бегу. Человек, который сидит за рулем, видит город совсем по-другому. Да чего там скрывать, в силу принадлежности моего мужа к большому бизнесу мы вели определенный образ жизни, который проходит не на глазах у людей. А тут ты просто надеваешь кроссовки и чувствуешь себя, как все. Поверьте, я бегаю без охраны и сопровождения, даже если я забегаю глубоко на прибрежную косу. Начинаешь общаться с людьми, знаешь, что вот этот мужчина гуляет с собакой, а эта немолодая женщина ходит быстрым шагом. Мы друг другу улыбаемся, здороваемся, это совсем по-другому воспринимаешь.
Сильно изменился и характер моих отпусков. Когда я возвращаюсь с пробежки за границей, говорю своей семье: вы не представляете, сколько может увидеть и преодолеть человек, если он в кроссовках и на бегу. В Париже есть тренер, который собирает экскурсию — бегом по городу. Это знакомит с людьми и расширяет круг общения.
— В Днепропетровске есть условия для занятия спортом?
— У бегунов-любителей та же среда обитания, что и у других граждан. Мы бежим по тем же тротуарам и дорогам, что и люди ходят. Если вы будете богатым, то это не гарантия того, что вы будете счастливым. А вот если начнете бегать, то почувствуете себя счастливым. В любом случае стоит выходить и начинать бегать на такие дистанции, как три, пять или десять километров. Когда я начинала бегать, то не думала, что открою беговой клуб в Днепропетровске, а когда открыла его — не думала, что займусь такой общественной деятельностью. Этот клуб мы анонсировали в начале мая. Называется он «Старт-Днипро». На данный момент в нем порядка 50 человек. Это обычные люди разного возраста, которые находят на странице в сети «Фейсбук». Создание бегового клуба — это моя инициатива. Я поняла, что когда человек начинает бегать, его нельзя оставлять с этим желанием одного. Ему нужна поддержка. У нас есть абонемент. Группы бегунов разбиваются по уровню подготовки, и тренер с ними занимается для того, чтобы человек не просто начал бегать по асфальту. Ему нужно все понимать и укреплять свое здоровье. Вот это на тренировках мы и делаем, ведем образовательную работу.
Думаю, будем проводить лекции — первую, возможно, по основам бега в начале июня. Мы будем приглашать интересных лекторов по сердечно-сосудистой системе и по правильному питанию. Думаю, что наши лекции будут, в принципе, интересными не только бегунам. Сейчас мы регистрируем клуб как общественную организацию. Это решение было принято не в один день. Общаясь с людьми, увидела интерес к бегу вообще.
Когда я езжу по миру, вижу, что на пробежки выходит поразительно много людей — в Тель-Авиве, Лондоне, Париже. В Лондоне люди бегут с рюкзаками — оказывается, это человек, который живет в отдаленном районе, не очень приспособленном для спорта. Когда он едет на работу, берет с собой в рюкзак спортивную форму. После работы в офисе он переодевается и с этим рюкзаком за плечами бегает в центре, там, где есть парки, есть инфраструктура, а потом уезжает в свой район. К сожалению, я не вижу у нас людей, которые готовы так напрягаться. Надо задать такой тренд, чтобы, как минимум, заговорили о беге. Когда мы бежим с тренером, одной 42, другой 43 года, мамочки с колясками говорят — смотри, девочки побежали. И эта мама не понимает, что мы старше ее на десять или 15 лет. Люди даже не понимают, что вскоре они могут так же бежать, а те, кто идет навстречу, будут думать, что они спортсмены. Созданием бегового клуба мы хотим изменить ситуацию.
— Что планируется делать для популяризации бега?
— У нас есть большая амбиция провести полный массовый марафон в Днепропетровске. Как первый этап — это полумарафон. Я не являюсь организатором этого мероприятия, но была в оргкомитете, являлась его амбасадором. У Дмитрия Черницкого все получилось. Он — глава, учредитель, создатель компании Run Ukraine. Уже семь лет занимается организацией спортивных мероприятий — полумарафонов, потому что марафон гораздо сложнее. Насколько я знаю, в Украине порядка полторы тысячи людей, которые хотя бы раз преодолели марафонскую дистанцию, а полумарафонцев — примерно четыре с лишним тысячи. Для нас пока утопия такие беговые мероприятия, как в Париже или Лондоне, где бегут 50 тысяч человек. Но над этим нужно работать, нужно поднимать беговое движение. Чем больше клубов привлечем к бегу, тем больше людей будет бежать. У Дмитрия давно был план провести полумарафон в Днепропетровске. Он написал письмо на имя городского головы, но оно где-то осело, и до городского головы даже не дошло. У меня не было представления, как это бывает, но за счет бюджета это не делается никогда.
Знаете, почему у нас развит теннис? Потому что среди богатых людей нашлись любители этой игры. С футболом то же самое произошло. А вот с бегом этого нет, хотя есть энтузиасты. Есть другие беговые клубы, они проводят двенадцать соревнований в год, но потянуть большое соревнование в одиночку — это сложно, и не было концепции. Сейчас мы познакомились, и я увидела, что я могу сделать в этом плане.
Когда вижу женщин с сигаретой и бутылкой пива, понимаю, что людям надо показывать позитивный пример. Может, кто-то пройдет и не заметит, а может быть, кто-то поймет, пусть не с первого раза. Не верю, что есть женщины, которые не хотят выглядеть так, как я, в таком же возрасте и иметь такую фигуру. Я должна этим делиться. Еще большие возможности я увидела, когда неожиданно получила предложение возглавить городскую федерацию легкой атлетики. Тогда я просто позвонила главе областной федерации Владимиру Арутюнову, чтобы пригласить его на презентацию клуба. 26 апреля мы переговорили, и он сказал: «Вы говорите о спорте так, как я думаю, и вы этим живете!» Прошло несколько часов, он перезвонил и предложил эту должность. Даже думать об этом не хотела, но потом подумала: а действительно, если я могу помочь более быстрому решению проблем в легкой атлетике, почему бы и нет.
Я определенно верю, что в городе ситуация с легкой атлетикой изменится. И не без помощи федерации и активистов. У нас будут реконструированные стадионы, гребной канал будет приспособлен под соревнования. Быть городом на Днепре и не принимать соревнований по водным видам спорта — это даже странно. Люди должны понимать, что им может дать спорт и здоровый образ жизни. Поэтому главная моя мечта — увидеть развитую инфраструктуру и стадионы. Хочется выходить на улицу и видеть, что нашего полку прибыло, чтобы бежало больше людей, чтобы были крупные соревнования, и они превратились в праздник.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА МАРИНЫ ФИЛАТОВОЙ
Вадим РЫЖКОВ, Днепрпетровск.
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: главное, здоровый образ жизни, Спорт