В Днепропетровске разразился скандал в зоозоне. В конце января там погибла самка муфлона. Руководители учреждения обвинили в этом членов благотворительной организации «Зоозабота», которые три года заботились о животных. Анна Гриднева, председатель организации и экс-заместитель директора зоозоны, рассказала свою версию событий.
Тридцать лет временный
— В зоопарке много проблем, — говорит она. – С юридической точки зрения его не существует. С 1979 года разрешение на размещение животных в природоохранной заповедной зоне так и не было получено. Между тем в ней обитают более 80 животных. Есть и экологические проблемы: на острове нет канализации, все отходы сбрасывают в реку. Почти все вольеры не соответствуют нормативам, предусмотренным законом. За животными плохо ухаживали, недокармливали.
Волонтеры постарались облегчить жизнь братьев наших меньших. Заменили крыши вольеров в копытном ряду – до этого проваленная сетка рабица лежала на головах у зверья. Благодаря тому, что «Зоозабота» постоянно била тревогу, руководителям зоозоны пришлось шевелиться. Так, когда волонтеры пришли в зоопарк, обезьяны сидели… в бетонных коробках. Ребята попросили вывезти животных в другие зоопарки. И в бюджете сразу нашлись 50 тысяч гривен на ремонт летних вольеров для обезьян. Обратили внимание на аварийное состояние зданий в зоозоне. Тогда крыши наконец перекрыли рубероидом, чтобы они не протекали.
Гордятся в «Зоозаботе» и опекунской программой. Благодаря ей у каждого животного появился свой кормилец. Каждый месяц он перечислял некую сумму на специальный счет. За эти деньги волонтеры закупали продукты для животных. В общей сложности привезли в зоозону продуктов на 100 тысяч гривен. Но опекунскую программу пришлось приостановить.
Почти детективная история
Начиналось все довольно радужно. Экс-заместитель городского головы Ирина Зайцева порекомендовала председателя благотворительной организации Анну Гридневу на должность заместителя директора зоозоны. Проработала Аня три месяца:
— Как только я приступила к работе, дали понять: помощи не жди, — рассказывает она. – Хотела осмотреть, какие помещения есть в зоозоне, и решить, как их эффективно использовать. Ключи не дали. Настояла на том, что в парке должен быть кассир (должность значилась в штатном расписании, но эту работу выполняла заведующая). Взяли кассира, но та избегала с нами всяческих контактов. Организации выделили комнатушку, которую мы, как могли, обустраивали. Размещали там продукты опекунской программы, свои вещи, строительные материалы. Ухаживали за животными копытного ряда – ремонтировали кормушки, меняли прогнивший пол в домиках, утепляли вольеры на зиму.
Волонтеры были спокойны хотя бы потому, что могут контролировать раздачу продуктов опекунской программы животным, и продолжали работать до печального события.
— В конце января в зоозоне умерла самка муфлона, — рассказывает Анна. – Была очень холодная ночь, минус пятнадцать градусов. Наверное, животное замерзло. Точно не знаю, ведь тело для экспертизы нам не предоставили. Вскрытие делал ветеринар зоозоны Александр Шулешко, который обнаружил у самки следы пищевого отравления. Но как это возможно? Ведь муфлон и муфлониха питались вместе, а самец жив и здоров.
Отравление указано причиной смерти и в официальных документах. В горсовете говорят: почему животному дали умереть, еще предстоит выяснить. У волонтеров много вопросов к ветеринару зоозоны. Говорят, Шулешко работал в зоопарке на полставки, крайне редко там появлялся. Когда зверье болело, приезжал не сразу, а порой присылал студентов попрактиковаться на диких животных.
И все же в смерти муфлонихи обвинили «Зоозаботу». Было ясно, чем закончится служебное расследование. Волонтерам дали понять: они здесь лишние. Поэтому защитники животных написали заявления по собственному желанию и приостановили опекунскую программу.
Директор зоопарка Юрий Усенко назвал обвинения волонтеров смешными. От дальнейших комментариев газете отказался, сославшись на то, что он на больничном. Однако Евгений Хорошилов, начальник управления культуры и искусств городского совета, пообещал нам: к словам волонтеров прислушаются и серьезно присмотрятся к менеджменту зоопарка. Нового директора зоозоны могут назначить только депутаты на сессии горсовета. Но уже сейчас Евгений Викторович готов сотрудничать с волонтерами, обсуждать с ними кандидатуры как директора зоозоны, так и ветеринара. По его мнению, «Зоозабота» и зоозона должны заключить договор о совместной деятельности.
Что делать будем?
С представителями «Зоозаботы» встретилась депутат горсовета Анастасия Староскольцева. Она уверена: зоозона на Монастырском острове не приспособлена для обитания животных. Но сразу закрыть ее не получится. Ведь большинство обитателей зооуголка старые и больные. Вряд ли в больших украинских зоопарках выстроятся за ними в очередь. А значит, нужно найти им хозяев. Когда животных передадут в хорошие руки, зооуголок в парке им. Шевченко закроют. Пристроить питомцев волонтеры «Зоозаботы» хотят в реабилитационные центры, которые работают на базе крупных национальных парков («Аскания-Нова», «Синевир»).
Волонтеры хотели бы и дальше заботиться о животных. За эти годы они стали им родными. Предлагали поместить новый зоопарк в Тоннельной балке или парке Кирова, где зверье находилось бы в условиях, приближенных к дикой природе. Но новый зоопарк – дорогой проект, неподъемный для городского бюджета. Разве что создание такой зоны профинансирует крупный бизнес. Кстати, это стало бы хорошей инвестицией. Ведь даже в нынешнюю «убитую» зоозону регулярно приходят посетители с детьми. Собрать животных для нового зоопарка легко. Все крупные зоопарки Украины перенаселены, а у обитающих там животных регулярно рождается потомство.
Алена Дрыга, фото Андрея Батозского
[flagallery gid=15]
Категория: Общественные и социальные новости Днепра
Метки: главное, Горсовет, Животные, Скандал