Годовщина катастрофы на ж/м Тополь в Днепре: эксперт назвала настоящую причину оползня

София Танченко
    -
Что стало причиной оползня на ж/м Тополь – новости Днепра

24 года назад в Днепре произошла техногенная катастрофа. На ж/м Тополь 6 июня 1997 года за считанные часы под землю ушли 9-этажный жилой дом, школа и часть двух детских садов. Доцент кафедры строительства, геотехники и геомеханики НТУ «Днепровская политехника» Элла Максимова в пресс-центре «Наше місто» рассказала, что стало причиной такого сильного оползня.

Это невозможно забыть: годовщина катастрофы на ж/м Тополь в Днепре (фото, видео)

Эксперт отметила, что вся европейская территория на 30% состоит из глинистых грунтов макро- и микропористого строения.

Что стало причиной оползня на ж/м Тополь – новости Днепра

В сухом состоянии они прекрасно держат форму и выдерживают нагрузки. Но когда глина принимает на себя воду, она разбухает и начинает плыть. И вот наша правобережная часть стоит на таких почвах. Они начинают вымываться, что приводит сначала к выносу мелких частиц, куда затем проваливается инженерная сеть. И образуются ямы, где скапливается вода, которую можно убрать только с помощью техники.

В трагедии на Тополе виновата не только природа, но и сам человек. Как отметила доцент, когда строили этот жилмассив, то вырубили очень много деревьев, убрали почвенно-растительный слой. Таким образом строители вскрыли склон, на котором строился Тополь и сделали его менее устойчивым к природным явлениям.

Это невозможно забыть: годовщина катастрофы на ж/м Тополь в Днепре (фото, видео)

Кроме того, в процессе эксплуатации начали устанавливать подземные коммуникации, тем самым создавая дополнительную нагрузку на склон.

Виноваты в трагедии и сами жильцы. Со временем они начали устанавливать гаражи, выкапывать подвалы и погреба снова нарушая плотность грунта. И как только начинается какой-то ливень, вся вода впитывается в грунт, накапливается и потом мы видим неутешительный результат.

Что стало причиной оползня на ж/м Тополь – новости Днепра

В 1997 году внизу по балке шел канализационный коллектор. Он был засорен. Согласно выводам комиссии Строительной академии, там пошел подпор в сторону склона канализационных стоков, в сторону домов. Уже тогда начинались подвижки. Люди среди ночи просыпались от того, что у них обои трещат. Тогда всех отселили.

Это невозможно забыть: годовщина катастрофы на ж/м Тополь в Днепре (фото, видео)

Элла Максимова также добавила, что грунтовые воды в трагедии не виноваты.

На момент застройки уровень воды был на глубине 23 м под землей. Согласно данным геологов, с каждым годом уровень подымался на 1 метр. Ближе к моменту трагедии, уровень воды начал расти со скорость 0,5 м в год. Есть предположение, что повлиял на смещение грунта старый водовод, который идет вдоль Запорожского шоссе. Сколько ему лет и в каком он состоянии — мне неизвестно. Но я брала химанализы воды в затопленных подвалах на Тополе и сравнивала их с анализами из наблюдательных скважин. Так вот вода и там, и там одна и та же. То есть, вода из старого водопровода могла стать еще одной причиной оползня.

Что нужно делать

Это невозможно забыть: годовщина катастрофы на ж/м Тополь в Днепре (фото, видео)

Эксперт считает, что подобные происшествия уникальны и единичны. Это большая редкость, к счастью.

Но, чтобы такого больше никогда не происходило, нужно придерживаться очень простых правил.

Чтобы избежать провалов, нужно при построении сетей учитывать тип нашей почвы. Кроме того, необходим постоянный мониторинг, — отметила геолог.

Ранее мы публиковали большой фоторепортаж с места, где 24 года назад произошла трагедия.

Также вы можете посмотреть, как выглядит жилой массив Тополь с высоты птичьего полета.

Поделиться: