Skip to content

Начало истории: узнай, как в Днепре появилось метро (фото)

Евгентий Гольдман

Евгентий Гольдман

В советскую эпоху Днепр развивался и рос крайне быстро, — как один из важнейших промышленных центров. В середине 70-х в городе родился миллионный житель. Согласно градостроительным нормам того времени, в городе-миллионнике должен был появится метрополитен. Днепровскую подземку торжественно заложили в 1981 году и приступили к строительству. Несмотря на запланированное открытие в 1991-м, в связи с развалом союза, метро удалось открыть лишь в 1995-м. Наш метрополитен стал первым на территории бывшего СССР, открытым после его распада. О том, как строили подземку Днепра расскажет корреспондент «НМ».

В СССР метрополитен строился прежде всего в столицах республик. Затем очередь доходила до остальных «миллионников». В Киеве метро появилось аж в 1960 году, Харьков, как второй по величине город Украины, получил метрополитен в 1975 году. В остальных городах УССР (Днепропетровске, Донецке, Одессе) такой вид городского транспорта только закладывали в генеральные планы на далекую перспективу.

Одной из основных версий появления в Днепропетровске подземки стал стратегический фактор. В разгар «холодной войны» за рубежом была разработана карта важнейших военных объектов СССР, по которым планировалось нанести атомные удары. В перечень городов-целей попал и Днепропетровск, который в те годы был закрытым и являлся центром ракетостроения. Возможно, именно поэтому в городе было решено строить метро как объект гражданской обороны. Предпочтение было отдано глубокому заложению — 5 из 6 станций первого участка — глубокие. Хотя, судя по рельефу и состоянию грунтов, вполне можно было бы обойтись мелким заложением.

Открытый способ строительства применяли на станции Покровская (бывш. Коммунаровская). Едва ли стоит упоминать, что данный способ невероятно затратен. Впрочем, на строительство такого грандиозного объекта денег не жалели.

Оставалось лишь получить добро «сверху». Горсовет, при поддержке жителей советского Днепропетровска, решил обратиться к земляку — Первому секретарю ЦК КПУ Владимиру Щербицкому, который поддержал строительство в Днепропетровске метрополитена, но предупредил: «Скоро к вам приедет генеральный, с ним и решайте». В сентябре 1979 года свою Родину посетил Леонид Ильич Брежнев. Ему вручили удостоверение Почетного гражданина Днепропетровска, дабы подсластить просьбу о метро. Но Леонид Ильич отрезал: «Вот придет ваша очередь — и стройте!». Тут и подключился Щербицкий: «Город-труженик, город славных традиций». В общем, — убедили генсека, что метро Днепропетровску нужнее, чем другим.

В 1979 году Совет Министров СССР утвердил, и поручил Госплану, Министерству путей сообщения и Минтрансстрою решить все вопросы по сооружению метрополитена в Днепропетровске. В ускоренном темпе проводились изыскательские работы, институты Москвы и Харькова разрабатывали проект. 15 марта 1982 года Совет Министров СССР включил Днепропетровский метрополитен в список важнейших строек страны.

Строители днепровского метрополитена

Со всего Союза в Днепропетровск потянулись строители-тоннельщики и метростроевцы. Лишь немногие знали и понимали, что на самом деле в городе строится не просто скоростной транспорт, а еще и стратегический объект. Все секретные и стратегические объекты СССР возводились качественно и в максимально сжатые сроки. Поначалу все шло хорошо, и ввести в строй подземку планировалось уже в 12-ой пятилетке. Однако, 10 ноября 1982 года Леонид Брежнев скончался.

Первоначальный проект метрополитена за 1980-й год. Две линии, и ещё две — в перспективе

Первое время строительство метрополитена продолжалось «по инерции», но в связи с начавшимися в экономике трудностями, объемы финансирования стали уменьшаться. В 1988 году город посетил Михаил Горбачев. Жители решили вновь обратиться к «генеральному», однако тот, пообещав разобраться с вопросом, так и уехал, оставив горожан с пустыми обещаниями. Спустя три года не стало и самого СССР. Днепропетровск перестал быть закрытым городом, а недостроенный метрополитен так и остался символом ушедшей эпохи и «светлого будущего».

Тысячи тонн породы уступали свое место стали и бетону

В кризисные лихие 90-е строительство метро практически остановилось. Руководство города понимало, что оставлять такой долгострой нельзя, поскольку в советское время был создан большой задел на строительстве подземки. Для приближения срока сдачи, первый пусковой участок было решено сократить — с 8 до 6 станций. В СМИ постоянно назывались новые сроки открытия, которые постоянно переносились. В конце 1994 года было принято окончательное решение — во что бы то ни стало открыть метрополитен в 1995 году.

К объекту подключился тогдашний председатель Днепропетровского облсовета Павел Лазаренко. Он объявил Днепропетровский метрополитен главным пусковым объектом года. В очередной раз к строительству подключили все крупнейшие предприятия города. Были четко определены сроки сдачи всех объектов подземки. Работа на стройке вновь забила ключом, строительство велось круглосуточно. Кабмин Украины выделил средства для приобретения 45 вагонов на Мытищинском и Петербургском вагоностроительных заводах.

29 декабря 1995 года двери Днепропетровского метрополитена были открыты для пассажиров. Первый пусковой участок, протяженностью 7,8 километров, протянулся с запада на восток вдоль правого берега Днепра. Он состоит из 6 станций: «Покровская» (бывш. «Коммунаровская»), «Проспект Свободы», «Заводская», «Металлургов», «Метростроителей» и «Вокзальная». Строительство следующих трех станций этой ветки более двадцати лет практически не велось. И только летом 2016 года строительные работы возобновились. Тендер выиграла турецкая компания «Limak», которая сдаст три следующие станции участка — «Театральную», «Центральную» и «Музейную».

Источник: Facebook сообщество Екатеринославъ-Днепропетровск

Фото: из личного архива Виктора Грабовского.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: