Городской голова Борис Филатов впервые заглянул в редакцию газеты «Наше місто», что бы там ни говорили недоброжелатели о нашем издании и его приближенности к власти. Попили кофе, поговорили о городских перспективах, новогодних приготовлениях и традициях. Мэр отвечал максимально откровенно. Интервью получилось большое. Поэтому делим его на две части – итоговую и предновогоднюю.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ПЫТАЕТСЯ БРАТЬ ДЕНЬГИ ТАМ, ГДЕ ОНИ ЕСТЬ
— Борис Альбертович, уходящий год был сложным. С какими результатами его завершаем?
— Каждый год сложный, у нас всегда что-то случается. Мы не можем спокойно жить. Это матрица — у нас и страна сложная, и народ тоже непростой. Я не думаю, что этот год кардинально отличался от других по степени вызовов в городском хозяйстве, но, естественно, наложилась ситуация смены власти в стране. Нашлись определенного рода силы, которые, во-первых, понадеялись, что в Днепре будут досрочные выборы. А во-вторых, что кресло под Филатовым закачается. И они сделали для этого все, включая массированную бомбардировку медиа разными политическими интригами. Но силенки не рассчитали. Поэтому вся эта история, в том числе и с инспирированными уголовными делами, потихоньку растворилась. Естественно, это было очень неприятно, болезненно и самое главное — несправедливо. Корреляция на происходившие события такова. Я не буду говорить, что наконец мы домучили мост. В любом случае его закончили бы, независимо от наличия или отсутствия пари с президентом. Сейчас страсти улеглись, и этот вопрос перестанет быть актуальным уже в следующем году.
Второй итог — мы заходим в следующий год с большим бюджетным дефицитом и непониманием того, как будем дофинансировать медицинскую отрасль, когда государственная субвенция на следующий год заложена только на первый квартал. Не говоря уже обо всех остальных проблемах – два миллиарда бюджета у нас вылетели, и где искать на это деньги, мы не знаем. Опять же я не мыслю конспирологическими теориями, как политологи и эксперты, которые говорят, что все это делается, чтобы понизить рейтинг мэров. Думаю, это чепуха. Просто, как говорил Аристотель, не нужно плодить сущности без необходимости. В стране не все хорошо с экономикой, что бы ни говорили о 40-процентном росте ВВП. Центральной власти нужны деньги, и она пытается брать их там, где они есть. Или, как ей кажется, что они есть. Поэтому нас – не только Днепр, а и все местное самоуправление — решили подограбить. Какие бы ни были победные реляции о том, что с МВФ договорились, пока еще ни о чем не договорились. За счет всех нас решили перестраховаться.
ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ МАРШРУТ НА ПОБЕДУ-6 ПОД ВОПРОСОМ
— На каких программах скажется недостача этих двух миллиардов? Естественно, медики и педагоги не останутся без зарплаты.
— Конечно, все социальные выплаты, защищенные статьи мы будем выполнять, выпрыгивая из штанов. Это скажется на объемах ремонтов, на объемах сделанных дорог, на отдельных конкретных проектах. Если у нас в планах была достройка троллейбусного маршрута на жилмассив Победа-6, то сейчас это ушло в долгий ящик. Вроде и расстояние небольшое, но там надо ставить тяговые подстанции, а они стоят под сто миллионов гривен. На это нет денег. Если в Приднепровск, думаю, мы запустим электробас, то на Победу – тайна, покрытая мраком. Может, и найдем деньги, начнем подготовительные работы. Но если раньше у нас была уверенность, что мы это сделаем, то сейчас такой уверенности нет.
Я принял политическое решение — пора заканчивать все эти мегареконструкции на Курчатова, Троицкой, Баррикадной и прочие. Естественно, их надо закончить, но уже не лезть в новые. Потому что для жителей Диевки, Лоцкаменки, жилмассивов Северный или Парус — это хорошо, но они там редко бывают. Людей интересуют в первую очередь дворы, внутриквартальные дороги, тротуары, которые находятся в крайне запущенном состоянии. Поэтому приоритетом следующего года будут именно такие работы.
— По всему миру мостопад. Вы и ваш зам неоднократно говорили, что нужно реконструировать мост на Монастырский остров и путепровод на Слобожанском шоссе. Начнутся ли эти работы в 2020-м?
— Тут я бы рассматривал историю через субъективную призму и объективную реальность. Объективная реальность заключается в том, что мосты находятся в неудовлетворительном состоянии. Мы писали центральному правительству, чтобы обратили внимание на эту проблему. Но писали, как в пустоту, – и старому, и новому правительству, но никто нам не помогает. И когда на нас пытались вешать собак, в том числе и за ремонт Нового моста, все забывают, что нам ни копейки не дали. Мы — единственная территориальная громада, которая сделала такую реконструкцию за счет средств местного бюджета, не взяв ни копейки в центральном.
Я не понимаю, как можно предъявлять претензии, когда вы не помогаете ни финансово, ни организационно, вообще никак. Вы сначала помогите, протяните руку, а потом уже требуйте. Есть еще субъективная сторона. После всех, в том числе несправедливых, обвинений (были и справедливые нарекания) во время ремонта Нового моста я сижу и думаю, а надо ли нам это делать. Начнешь делать, снова будут вешать всех собак: то не сделал, здесь украл, тут не тех подрядчиков взял. Ну пусть кто-то попробует это сделать в условиях полного развала строительной отрасли и отсутствия мостостроительных специалистов.
Самостоятельно, качественно и в срок. Я думаю, не только в нашей стране нет ни одного крупного инфраструктурного проекта, который бы закончился в установленный срок и с первоначальной сметой. В квартире ремонт никто из людей, с кем я ни разговаривал, никогда не сделал вовремя и за те деньги, за которые рассчитывал. Это вещи, которые лежат на поверхности. Поэтому сидишь и думаешь: может, стоит подождать пару лет, чтобы не ввязаться в какую-то историю и потом какие-нибудь фейсбучные мостостроители не начали рассказывать, как нужно.
МЕТРО – НЕ АХИЛЛЕСОВА ПЯТА
— Борис Альбертович, какая сейчас ситуация со строительством метро?
— Нам удалось поднять проект, который десятилетиями лежал не то что в зачаточном, в разрушенном состоянии. Естественно, идем с отставанием от графика. Я приведу простой пример. В Днепре есть ресторан «Оранжерея». Он находится в полуподвальном помещении. И стоит в стволе метро! До такой степени все было заброшено, что стволы метро начали отдавать или отводить для частных заведений. Все это нужно перезапустить, договариваться с собственниками, переносить сети. Это была колоссальная работа. Второе — мы поменяли способ проходки на новоавстрийский. И опять-таки много спекуляций. Говорят, мол, они применили способ, который никто не использует. Хотя я прекрасно понимаю, что за каждой критикой и пиар-компанией стоит какой-то интересант. Начиная с последнего скандала с заменой директора в КП «Ритуальные услуги». Понятно, что там есть интересанты, которые начинают рассказывать, что Филатов рейдерским способом захватил коммунальное предприятие. У меня мозги начинают заворачиваться: как я могу захватить предприятие, которое находится в моем подчинении?
Такая же ситуация с метро. Есть те, кому выгодно говорить, что мы все делаем неправильно. Замена способа проходки на новоавстрийский при строительстве метро как бы приостановила работы, но в будущем их значительно ускорит. Если раньше наклонный ствол был диаметром шесть метров, то сейчас, после перехода на новый способ, — 12 метров. Это позволит нам доставать породу значительно быстрее, чем раньше, что ускорит прохождение горизонтальных стволов. Поэтому долго рыли эти наклонные стволы, но после горизонтальная проходка будет идти более быстрыми темпами, чем это было предусмотрено ранее по проекту. Метро — архисложный проект как с инженерной точки зрения, так и с точки зрения получения всех технических разрешений и коммуникаций между всеми государственными органами. Не говоря о платежах.
— К сожалению, многие считают подземку вашей ахиллесовой пятой, так же, как и мост.
— Метро — это не ахиллесова пята. До людей нужно доносить объективную реальность. Мост – это мое политическое решение. Он сделан за счет городского бюджета. Город выбирал подрядчика, город менял подрядчика. Город и мэр несут за это в том числе политическую ответственность. Метро — это государственный проект, мы здесь формальные заказчики. Мы не выбирали компанию «Лимак», хотя к ней нет никаких нареканий.
Компания проходила международный тендер и выиграла его у банков, которые финансируют строительство. В проекте задействованы множество госучреждений – Минфин, наша областная администрация. Поэтому, когда по строительству метро будут достижения, это не будут только достижения Филатова, а и государства Украина. В том числе и задержки — это недоработки не только Филатова и мэрии. В треугольнике банк, правительство и подрядчик, мы занимаем совершенно пассивную роль. Не Филатов с Лысенко копают метро, не они оплачивают и согласовывают проект. Мы просто модерируем процесс. И говорить, что мы что-то делаем не так, несправедливо. Это государственный проект.
ЕСЛИ НЕТ АЭРОПОРТА, НЕ ФИЛАТОВ В ЭТОМ ВИНОВАТ
— Точно такой же не городской объект – Днепровский аэропорт. Но вы обещали, что его построят. И лед наконец тронулся.
— Объект не городской, но тем не менее Филатов разве что на голове не стоял, чтобы в городе был аэропорт. И к Петру Алексеевичу, и к Владимиру Александровичу обращался. И из каждого утюга вещает, и письма пишет, и на сессии горсовета голосует, и с Ярославским встречается. Но даже если бы у меня были деньги, как я могу построить аэропорт, если взлетно-посадочная полоса — стратегический резерв государства? Это должно делать государство. Аэропорт находится за чертой города. Единственное, что я могу делать, — это ставить вопрос на повестку дня и всех толкать в спину. Если нет аэропорта, не Филатов в этом виноват. Но сейчас, слава богу, этот вопрос сдвинулся с мертвой точки. Еще посмотрим, как они выделят миллиард и смогут ли его освоить. В бюджет записали, это уже проще. К сожалению, у наших людей неправильное понимание. Они считают, что у нас за все отвечают три человека – президент, мэр и губернатор. Думаю, что и у Владимира Александровича уже наступает понимание, что у нас такая парадигма.
О ПОРОШЕНКО И ОТНОШЕНИЯХ С МАЖОРИТАРЩИКАМИ
— Подводя итоги года, не жалеете, что на президентских выборах поддержали Порошенко своим присутствием на форуме?
— Я об этом говорил и не отказываюсь. Повторю еще раз. Я не поддерживал лично Петра Алексеевича. Посмотрите, что я на этом форуме говорил. Говорил о том, что нужно принять муниципальный кодекс, передать полномочия территориальным громадам, говорил о децентрализации. Если будет такой же форум в поддержку Владимира Александровича, я на него выйду и буду говорить то же самое. Я использовал ту площадку как площадку для продвижения собственной концепции, собственных идей и какого-то политического видения. Но никто ж не слышит конструктивные и правильные вещи. Раз пришел на форум Порошенко, значит он его поддерживает. А я и не отрицаю, что Порошенко сделал много хорошего для территориальных громад в плане децентрализации. Понятно, что он одной рукой давал, а другой забирал.
По крайней мере, при «плохом» Порошенко мы сделали четыре новых троллейбусных маршрута, а при распрекрасных новых лицах денег пока не видно. Если они примут муниципальный кодекс, соответствующие изменения в законодательство, закрепят за нами кадастры, администрирование налогов, дадут возможность формировать муниципальную полицию, я буду везде ходить, говорить: «Молодцы» и хлопать в ладоши. Я не раз говорил в правительстве: «Ребята, это не значит, что вы нам навалите кучу денег, и мы будем их осваивать. Давайте мы хотя бы поймем, в каких показателях мы живем. Давайте примем муниципальный кодекс, распределим полномочия и будем понимать, кто на каком свете».
— Все депутаты-мажоритарщики от Днепра представляют Зе-команду. Как складываются отношения с ними?
— С мажоритарщиками у нас как раз нормальные отношения. И акциз на топливо мы отбили только благо даря им. Там же был страшный скандал из-за того, что они проголосовали за поправку. Бывший мэр Надворной внес в проект бюджета поправку об оставлении акциза на топливо за территориальными громадами, и они все нажали кнопки. Когда Гончарук с Разумковым это увидели, они прервали заседание, был скандал и переголосование. Но ничего не вышло. Мажоритарщики сказали: «Ребята, совесть имейте».
Я общаюсь со всеми народными депутатами от Днепра. За редким исключением – на моем родном 27-м округе выбрали реального идиота, который позволяет себе прямо в сессионном зале в телефонной переписке договариваться о раздаче взяток. С остальными общение нормальное, поэтому все вопросы, связанные с городом, у нас решаются конструктивно. У них есть вопросы по округам, потому что 90 процентов горожан пишут депутатам обращения с просьбой поставить лавочку возле подъезда. После этого депутаты звонят мне и просят поставить лавочку, ибо избиратели лютуют.
Беседовали Алексей БЕЗУГЛЫЙ, Елена МИСНИК, Дарина СУХОНОС-ТАБАЦКАЯ, Екатерина ГАЦЕНКО. Фото Валерия КРАВЧЕНКО и Сергея БАРАНЕНКО.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: Борис Филатов