Диджитализация продолжает уверенно вмешиваться почти в каждую область нашей жизни, в том числе и в учебный процесс. Сегодня бумажные журналы и дневники постепенно уходят в небытие – их место занимают электронные. Как именно это происходит в днепровских школах, какие существуют сложности и как их преодолевают педагоги и ученики, узнавала журналистка издания «Наше місто».
Современная альтернатива бумажным документам
Что же это такое – электронный классный журнал? Согласно разъяснениям Министерства образования и науки, это цифровой документ учебного заведения, в котором учителя фиксируют оценки, посещение учеников и выполнение учебных программ. Такой журнал может являться частью электронной образовательной информационной системы (ОИС) или функционировать как самостоятельный ресурс.

Официально все началось с Приказа МОН от 8 августа 2022 года, в котором утверждены инструкции по ведению деловой документации в учреждениях общего среднего образования в электронной форме. Этому в определенной степени способствовала большая война, которая заставила работать много заведений дистанционно, а детей и их родителей уехать далеко от их родных школ. Но еще раньше свою лепту в это дело внесла пандемия ковида, которая тоже загнала учебные заведения на дистанционку. Вместе с тем, использование электронных журналов пока не обязательно, однако большинство школ в стране выбирают именно этот формат.

Порядок ведения документации в школе определяет ее руководитель согласно законодательству. Педагогический совет имеет право самостоятельно решать, какую ОИС использовать. В то же время, учитываются и интересы родителей — они могут отказаться от пользования электронной системой и не оплачивать услуги, которые им не нужны или не были ими заказаны. Сегодня на украинском рынке представлено более пятнадцати различных электронных ресурсов — как платных, так и бесплатных. Каждое учебное заведение самостоятельно выбирает платформу, ориентируясь на собственные нужды, технические возможности и бюджет. При этом МОН не навязывает школам никакую конкретную систему и не влияет на ценовую политику частных сервисов. В то же время МОН определяет основные требования к структуре таких платформ, стандартам безопасности данных и их совместимости с образовательным процессом.
Не все учителя вносят своевременно оценки в журнал
Как сейчас происходит процесс пользования электронными дневниками и журналами в учебных заведениях Днепра, все ли им довольны? Об этом я спросила у родителей и учителей. Ответы в большинстве своем были положительные, но нашлись и те, кто пока не готов отказаться от бумажных документов в пользу современных нововведений.

– Возможно, я несколько консервативна в своих взглядах, но считаю, что решение полностью убрать бумажные дневники из школ было неправильным, – делится Ирина, мама семиклассницы. — Бумажный дневник дисциплинирует учеников и дает родителям информацию об успеваемости и поведении детей на уроках. Он помогает систематизировать учебный процесс: дети записывают домашние задания, расписание, запоминают имена учителей и названия предметов. Это способствует лучшей организации и ответственности.
По мнению Ирины, для родителей бумажные дневники удобны, ведь позволяют отслеживать, какие задания дают детям. Ученикам они, возможно, добавляют немного дополнительной работы, но запись домашнего задания занимает всего полминуты. Сейчас дети часто записывают их на полях тетрадей, фотографируют с доски, и эта информация легко теряется. Особенно сложно, когда ребенок болеет, а электронные дневники заполняются не всеми учителями.

– В нашей школе действует система «Новые знания», примерно 70% учителей регулярно вносят данные в электронные дневники, что позволяет узнавать, что происходило на уроках и какие оценки получил ребенок, – продолжает Ирина. – Однако некоторые учителя вообще не вносят никакие данные, и родители узнают об оценках только в конце четверти. Ребенок, например, отвечает у доски, но не всегда знает, какую оценку ему поставили, потому что учитель не сообщает этого. В бумажном дневнике оценка была бы зафиксирована сразу, и все было бы понятно. Так что диджитализация – это хорошо, электронные дневники имеют свои преимущества. Но я считаю, что их нужно вводить постепенно, оставив бумажные на официальном уровне как параллельный инструмент.
В лицее №81 бумажные дневники почти остались в прошлом
В днепровском лицее №81 бумажные дневники и журналы постепенно уходят в прошлое — сейчас ими пользуются около 3% учеников. Альтернативой им стала платформа «Новые знания», объединяющая оценки, домашние задания, расписание и даже коммуникацию между участниками образовательного процесса. Шестиклассница Екатерина Буцева пользуется электронным дневником уже два года. Говорит, что это гораздо удобнее, чем бумажный вариант.

– Я могу когда угодно посмотреть свои оценки, расписание уроков или написать учителю, если что-то непонятно, — объясняет Екатерина. – Это можно сделать в любой момент, где бы я ни была. У нас все учителя вовремя выставляют задания после уроков , поэтому проблем нет. Хотя я иногда все равно дублирую домашку на полях в тетради – просто для себя. В классе еще некоторые дети носят бумажные дневники, но мы все же преимущественно пользуемся электронными. Это удобно и современно, и я уже не представляю обучение без телефона или компьютера.
Директор лицея Юлия Семенова отмечает, что школа работает исключительно в электронном формате, но родители могут самостоятельно решать, нужен ли ребенку бумажный дубль.

– Бумажных дневников у нас почти нет вообще, но если родители считают нужным, они могут дополнительно вести блокнот для лучшей организации ребенка, – рассказывает Юлия Семенова. – Таких семей очень мало – возможно, до трех процентов. Мы считаем, что диджитализация – это часть современного учебного процесса. Все удобно, быстро и доступно: в телефоне или компьютере. Это помогает формировать ответственность — ведь ребенок сам контролирует свои оценки, а не ждет, что за него все сделает взрослый. Пользуемся платформой «Новые знания» с 2020 года, сначала учили этому преподавателей. Когда увидели, что это классно работает, внедрили в средней и старшей школе. И вот уже третий год как мы почти полностью отказались от бумажных документов.

Что касается процесса перехода на электронные дневники и журналы, директор отмечает, что сначала было немало интересных бесплатных ресурсов, но со временем они становились платными. Поэтому высказывает пожелание: хотелось бы, чтобы существовал единый бесплатный государственный ресурс. Сейчас в «Новых знаниях» педагоги могут прикреплять дополнительные материалы, но через полгода или год платформа может удалять их, чтобы не перегружать сервера. И здесь отличная альтернатива — вебсервис Google Classroom, где хранятся все материалы.

– Мне очень удобно: я могу когда угодно зайти, посмотреть оценки, увидеть комментарии учителей, — признается Елена Буцева, мама Екатерины. – Есть фактически круглосуточный доступ к информации об успеваемости. Если что-то не так, сразу могу отреагировать. Раньше мы видели дневник только раз в неделю, когда дети приносили его на подпись, а теперь все обновляется мгновенно. Учителя оставляют комментарии, поэтому я знаю, как дочь ведет себя на уроках. Информация всегда свежа и доступна, и это действительно экономит время.
Среди педагогов лицея № 81 электронная система также приобрела популярность. Учительница английского языка Елена Василенко говорит, что платформа существенно упрощает ее работу.

– Для меня это настоящий прорыв, – не скрывает восхищения Елена Василенко. — Я могу в любой момент создать отчет об успеваемости, увидеть, где у ученика пробелы, и сразу связаться с родителями. Оценки, домашние задания, тесты, ссылки на материалы – все в одном месте. Если ребенок болеет, он сразу видит тему урока и задание на дом. Все это ускоряет процесс и делает его прозрачным. Кроме того, я могу работать как с ноутбука, так и с телефона даже вечером, когда удобно. Это быстро и полностью бесплатно для всех участников.
Учительница украинского языка и литературы Светлана Шитикова, которая переехала в Днепр из Донецкой области, также высоко оценивает новую систему.

– Я работаю в образовании уже более 30 лет и есть с чем сравнить, — делится Светлана. — “Новые знания” – это очень динамичная и системная платформа, дающая доступ ко всем оценкам, задачам и динамике обучения. И ученики, и родители могут в любой момент увидеть полную картину. Как классный руководитель, я создаю сообщества для родителей в Telegram, отправляю материалы, анализирую успеваемость. Кроме того, система гарантирует конфиденциальность — оценки видят только ученик и его семья. Это важно, особенно в наше время, когда доверие и безопасность на первом месте.
В лицее №33 выбрали платформу, похожую на мобильный банкинг
В днепровском лицее № 33 бумажные журналы и дневники тоже уже несколько лет постепенно заменяют цифровыми. Ученики, учителя и родители пользуются платформой Human, объединяющей все необходимое для обучения: электронный журнал, дневник, расписание, онлайн-уроки и систему учета посещаемости. Переход на эту платформу произошел в 2022 году, когда все школы в городе работали дистанционно. Теперь лицей использует ее и для очного, и для смешанного обучения.

– Платформа Human удобна тем, что объединяет все: Zoom-уроки, электронный журнал и дневники, — отмечает Ольга Игнашева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея № 33. — Мы пользуемся ею бесплатно, а учителя, которые хотят дополнительные функции для проверки заданий, платят за подписку 149 гривен в месяц. Human работает стабильно на всех устройствах – от компьютера до телефона, что особенно важно при отключении света. Учителя могут заранее наполнять пространства для занятий, а дети имеют доступ к материалам даже без онлайн-уроков. Все журналы хранятся в «облаке», а при необходимости мы распечатываем страницы, имеющие архивное значение. Это безопасно, практично и очень экономит время педагогов.
По словам заместителя директора, электронная система полностью повторяет бумажный формат журнала, поэтому учителя легко адаптировались к новому способу работы. Семестровые оценки рассчитываются автоматически, а классные руководители могут быстро обозначать отсутствие учеников и просматривать отчеты. Родители, в свою очередь, имеют собственные кабинеты, где видят оценки, домашние задания и могут общаться с учителями.

– Мне очень удобно работать с платформой, потому что я могу планировать уроки вперед и наполнять пространства материалами – видео, презентациями, ссылками на интерактивные упражнения, – подчеркивает Лина Скитяшина, учительница истории и гражданского образования. — Когда дети не могут быть на уроке из-за тревоги или отключения света, они просматривают короткие видеофрагменты и выполняют задание в удобное время. Я создаю тесты непосредственно в Human, вижу результаты и комментирую их сразу в системе. Мне нравится, что здесь чат с учениками и родителями — можно отвечать на вопросы без использования личных мессенджеров. Если учитель хочет, он может купить дополнительный модуль и проверять письменные работы прямо на платформе. Это упрощает контроль и помогает не терять ни одной задачи. А еще можно хранить материалы с прошлых лет и быстро переносить их в новые классы.
В этом учебном заведении платформа упростила не только работу учителей, но и контроль родителей. Они видят успеваемость детей в режиме реального времени, получают уведомления о пропусках занятий и могут отслеживать динамику обучения.

– Для нас главное – простота и скорость, – отмечает Ольга Молдавская, мама шестиклассника. – Human напоминает мобильный банкинг: все интуитивно понятно. Мы видим расписание, домашние задания, выполнил ли ребенок их, и оценки за каждый предмет. Я могу быстро проверить, что было задано, и увидеть средний балл за неделю. Если сын что-то пропустил, я открываю предыдущие уроки и понимаю, что нужно догнать. Платформа работает стабильно, ничего не зависает, все обновляется мгновенно. А еще важные комментарии учителей — они объясняют, где нужно доработать, или просто хвалят за хорошую работу. Это мотивирует и ребенка и нас, родителей. От бумажного дневника полностью пока не отказались: считаю, что записи в нем дисциплинируют сына.
Татьяна Топольская, мама еще одной шестиклассницы, подчеркивает, что система помогает поддерживать дисциплину и вовлечение в учебный процесс.

– В прошлом году у меня учились в этом лицее двое детей, Human позволял легко переключаться между их кабинетами, – дополняет Татьяна Топольская. — Мне нравится, что контрольные работы проверяются сразу в системе — ребенок видит, где совершил ошибку, как будто он находится у доски. В разделе «Аналитика» можно проследить оценки за месяц или неделю и увидеть прогресс. Даже творческие работы дети загружают – рисунки, проекты, стихи. Это все сохраняется и доступно для просмотра. По сравнению с предыдущими платформами, Human намного удобнее, а главное — постоянный контроль и обратная связь между учителем, ребенком и родителями. Это современно, быстро и абсолютно прозрачно.
Ученица 6 класса Милана Топольская добавляет, что электронный дневник стал для нее уже привычным инструментом обучения. Вместе с тем у нее есть и бумажный дневник.

– Я пользуюсь Human еще с третьего класса, и он мне очень нравится, — говорит Милана. — Если забыла бумажный дневник, то открываю электронный и сразу вижу все задачи. Там удобно смотреть, что нужно сделать, и можно прикрепить свою работу. Когда есть интернет, все работает быстро, а если нет – записываю в бумажный дневник. Думаю, что с течением времени останется только электронный, но пока мне удобно пользоваться обоими. Главное, что я всегда знаю, какие предметы и задачи у меня есть, и ничего не забываю выполнить.
Фото Владимира Федорищева.
Напомним, ранее мы писали о том, как работают в Днепре молодые учителя.
Категория: Новости Днепра, Образование, Тема дня