Почти два месяца назад в Киеве разгорелся скандал всеукраинского уровня: директор одной из школ не пустила 1 сентября на уроки учеников, которые пришли в шортах. И даже аргументы и уговоры родителей не помогли. Должен ли быть сегодня дресс-код в учебных заведениях, как к внешнему виду учеников относятся учителя и родители, выясняла журналистка издания «Наше місто».
Колготки в сеточку были под запретом
Во время моего школьного детства, которое пришлось на советский период, для школьниц все было вроде бы однозначно: коричневое платье, в будни – черный фартук, по праздникам – белый. Но так случилось, что я некоторое время училась в школе, где директор дополнительно придумывала собственные вариации дресс-кода. Казалось, что она днями и ночами только и размышляла над тем, что бы еще запретить. Таким образом, под строгий запрет время от времени попадали колготки в сеточку, кроссовки (их нельзя было надевать с платьями), дипломаты — их почему-то некоторое время было модно носить вместо портфелей. Утром директор занимала позицию на входе в школу и внимательно следила, не решился ли кто-то нарушить ее указания. Если это случалось, вердикт был однозначен: идти домой и переодеваться.

Несмотря на то, что в конце 1980-х в стране уже началась перестройка, а в кинотеатры мы бегали смотреть «Интердевочку» и «Маленькую Веру», в школу ни за что нельзя было надевать какие-либо серьги и даже наручные часы. А еще, упаси Бог, сделать какую-нибудь интересную прическу – например, хвостик на макушке, или хотя бы легкий макияж. Они также были под запретом жесткой сторонницы морали. Моих одноклассниц-нарушительниц директриса собственноручно тащила за тот злосчастный хвостик в туалет, наклоняла девушек лицом в раковину и заставляла смывать всю декоративную красоту пополам с их слезами. Учителя на все это смотрели молча, родители тоже не говорили ни слова. Такие были времена – быть как все и, не дай Бог, выделяться. Поэтому, когда мой сын решил пойти на городское мероприятие для медалистов в шортах, я спорила с ним, но недолго. В конце концов, мы живем в стране свободных людей — пусть идет в том, в чем хочет.
Черные губы успехам в учебе не мешают
С тех пор прошли уже десятки лет, но, как оказывается, вопрос внешнего вида школьников все еще вызывает споры. Для одних он — символ дисциплины, для других четкие требования воспринимаются как ограничение индивидуальности. В 2019 году Президент Украины Владимир Зеленский отменил указ президента № 417/96 от 12 июня 1996 года «О школьной форме для учащихся средних учебных заведений». Но заведения еще некоторое время имели особые, так сказать, элементы корпоративной школьной одежды. Конечно, по собственному желанию и согласию родителей.

– У нас некоторое время были фирменные футболки и жилетки с логотипом нашей школы, — рассказывает Ольга Буц, заместитель директора по воспитательной работе днепровского УПК №148 «Планета счастья». – Родители это поддерживали, детям нравилось. И хотя после начала войны мы решили прекратить закупать эти элементы одежды, у многих они сохранились. Дети время от времени надевают эти футболки на физкультуру. Помню, что для большинства родителей иметь такие вещи в гардеробе ребенка было удобно – не нужно было придумывать наряды. Но, конечно, по большому счету то, во что одет ребенок в школе, не имеет значения. На его достижения в учебе это не влияет.

Поддерживает коллегу и Алла Остроумова, заместитель директора по учебной работе днепровского лицея №142.

– Конечно, если дети приходят во время жары, скажем так, почти голые — то есть в топике, просим родителей обратить на это внимание и провести беседу, — объясняет Алла Остроумова. – А вот в шортах – пожалуйста. То же касается макияжа – мы не имеем права делать замечания, даже если девушки красят губы в черный цвет. То же самое в основном касается и учителей – никаких специальных требований к внешнему виду, все в пределах разумного. До 2022 для классов, которые занимались по программе «Интеллект Украины», у нас были некоторые особые элементы одежды. Но потом от этого отказались. Мы часто бегаем в укрытие, детям должно быть удобно в их одежде.

Хочет малиновые волосы – пусть будут
Дочь Елены Буцевой учится в шестом классе днепровского лицея № 81. Девочка уже почти достигла подросткового возраста, тема неординарного внешнего вида для нее становится все более актуальной.

– Каждое время диктуют в этом вопросе разный подход, — считает Елена. – Сейчас мы живем в сверхсложных условиях – тревоги, спуски в бомбоубежища. Так целесообразно ли еще рассматривать, кто в чем пришел на занятия? Думаю, нет. Мы стараемся одевать детей удобно – чтобы в случае чего они быстренько схватили свои вещи и побежали.
Женщина вспоминает, что во время учебы в младшей школе родители пытались одевать своих сыновей и дочерей более официально. Зато в средней школе одежда стала более свободной. Вместе с тем определенные требования, конечно, остаются.

– Если дочь захочет пойти в лицей в топике, я попрошу ее заменить его на футболку, – объясняет Елена Буцева. – А вот к шортикам отношусь положительно – конечно, они должны быть не слишком короткие, где-то до колена. Вообще я считаю, что не нужно мешать детям самовыражаться. Если это происходит в разумных рамках и не мешает образовательному процессу – почему нет? Пусть красят – и лицо, и волосы. Хочет ребенок волосы малинового цвета – пусть будет. Сейчас такие трудные времена, что, пожалуй, стоит детям разрешать немного больше, чем раньше.
Слово директора должно быть мудрым, а не карательным
Директор днепровской гимназии №6 Людмила Морокко убеждена: в современной школе важнее не то, как ребенок одет, а как он чувствует себя, учится и общается. После начала войны в гимназии, как и во многих других учебных заведениях, отказались от требования носить форму, сосредоточившись на безопасности и психологическом комфорте учеников.

– Раньше мы не говорили ученикам: «Белый верх, темный низ», а говорили: «Деловой внешний вид», — вспоминает Людмила Николаевна. – Никого не выгоняли, экзекуций не устраивали. Просто просили придерживаться делового стиля, потому что это воспитывает уважение к учебе. А сейчас, когда дети по несколько раз в день спускаются в укрытие, главное, чтобы им было тепло и удобно. Куртки висят на стульях, чтобы в случае чего не замерзли. Потому уже четвертый год вопрос школьной формы в гимназии не стоит.
Несмотря на демократичный подход, в этом учебном заведении царит атмосфера уважения и вкуса. Ученики отлично понимают, когда стоит одеться празднично. На торжественные мероприятия дети приходят в вышиванках, костюмах или нарядных платьях без всякого принуждения. Директор говорит, что эти традиции поддерживают сами ученики и родители. А еще она убеждена, что главное в общении с детьми – уважение и позитив. Если ребенок экспериментирует с прической или стилем, это не повод для осуждения, а возможность подчеркнуть его творческие наклонности. Именно благодаря поддержке, а не наказанию, воспитывается уверенность и ответственность. Кстати, у самой Людмилы Николаевны тоже креативная прическа, а волосы окрашены в розовый цвет. Говорит, что ученики часто делают ей комплименты на этот счет.

– Если я хочу сделать кому-то замечания, я это делаю в позитиве, – делится опытом Людмила Морокко. – Говорю: у тебя интересная прическа, ты креативный – даже если она немного странная. Это не критика, это подчеркивание индивидуальности. Есть у нас мальчик, который ходит с хвостиком — мне нравится, потому что он аккуратный, и я говорю: «Тебе идет». Мы с детьми общаемся через доверие, а не через запреты. Ибо главное не форма — главное, чтобы ребенок чувствовал себя принятым, чтобы он уважал себя и других. Я даже если хочу что-нибудь поправить, делаю это с улыбкой. Позитив работает лучше любого замечания.

Недавно учителя гимназии №6 захотели иметь собственные символы их сообщества – футболки с логотипом школы. Инициатива исходила именно от педагогического коллектива. Сделали это во время войны, когда хотелось единства. Заказали 60 футболок, сделали общую фотографию — и это стало маленьким символом их команды. Педагоги носят эти футболки на разные мероприятия, во время семинаров или просто тогда, когда хотят продемонстрировать единство. Что касается детей, в гимназии есть специальные футболки для участников патриотического кружка «Джура», а педагоги по инклюзивному образованию надевают белые футболки с надписью «Без границ». Все это — объединяющие инициативы, но их никто не навязывает.

– Я смотрела интервью с той печально известной киевской директрисой и считаю, что она неправа, — отмечает Людмила Морокко. – Потому что слово руководителя заведения должно быть мудрым, а не карательным. Например, однажды наш ученик сломал дверь. Я пригласила его папу и сказала: «У вас самый лучший ребенок, но сейчас мы поговорим о его не очень хорошем поступке». В результате отец сам предложил отремонтировать дверь за деньги, которые копил его сын, а мальчик запомнил этот урок на всю жизнь. Для директора это лучший результат — когда разговор воспитывает больше, чем наказание. Я стараюсь дружить с родителями. Потому что если и школа, и семья заинтересованы в развитии ребенка, то не может быть вражды. Мы должны слушать друг друга и искать решения вместе.
Фото Валерия Кравченко и Владимира Федорищева.
Напомним, ранее мы писали о том, сколько стоит в Днепре собрать ученика в школу в 2025 году.



