В сердце Украины, на пересечении путей и исторических событий, Днепр предстает не только как индустриальный центр, но и как город, который продолжает искать свое подлинное рождение. Вопрос о передатировании, то есть официальном переносе даты основания города, возник не на пустом месте. Ведь нынешняя дата — 1776 год, когда имперская власть основала Екатеринослав, — не отражает истинного пути Днепра. Она стала символом чужой колониальной традиции, тогда как в самом сердце города лежат гораздо более древние пласты украинской истории.
В разных уголках города сегодня можно увидеть не только современность, но и живые свидетельства казацкой эпохи: руины крепостей, древние поселения, сакральные сооружения. Именно они стали отправной точкой в поисках того исторического момента, который можно считать началом Днепра. Об этом рассказывает «Наше місто».

Старая Самарь и Богородицкая крепость
Одной из первых точек притяжения для историков и краеведов является территория Старой Самари. Здесь, еще задолго до официальной даты основания города, кипела жизнь: существовали казацкие поселения, располагалась Богородицкая крепость.

(Панорама крепости с вертолета, архивное фото И. Игнатьева)

(Панорама крепости с вертолета, архивное фото И. Игнатьева)


Как объясняет Святослав Чирук, заместитель директора «Музея истории Днепра», первые упоминания о казацких поселениях на территории современного Днепра связаны именно с этой местностью. Здесь существовало развитое поселение, где переплетались торговля, ремесла и военное дело.

«История Днепра — это не только Екатеринослав, основанный в XVIII веке. Это гораздо более древняя традиция, которая берет свое начало от казацких поселений. Днепр возникает в результате коммуникационного узла. У нас есть большая агломерация казацких поселений, которые были здесь еще до образования имперского города, которые активно контактировали между собой, торговали между собой, они были тесно связаны. И эти связи устанавливались, в частности, благодаря этим переправам. И когда у нас переправы эти превращаются уже в замкнутый круг, то возникает протогород в 1740 годах. Все эти поселения, они уже начинают разрастаться с этого периода и еще больше сливаться в один большой населенный пункт, который потом и стал городом Днепр. И идея как раз заключалась в том, что у этой агломерации есть какое-то начало. Есть какое-то поселение, которое возникает первым. И в данном случае речь шла о поселении Старая Самарь», — рассказывает Святослав Чирук.


Особую роль в этой истории сыграла Богородицкая крепость — военный и политический центр XVII века. Она стала символом присутствия государства на этих землях и, в то же время, сосуществования с казацкими общинами.

(Реконструкция деревянной Самарской крепости, рис. В. Ф. Камеко, архивное фото Владимира Шалобудова)

Карта местности и раскопок (архивное фото Владимира Шалобудова)
Археолог Владимир Шалобудов много лет исследовал территорию Старой Самары и Богородицкой крепости. Именно благодаря его экспедициям и другим раскопкам его коллег было найдено немало артефактов: от керамики и орудий труда до фрагментов вооружения, элементов быта и монет.


Находки из помещения кабака (архивное фото Владимира Шалобудова)
«Наши раскопки показали, что Богородицкая крепость не была мифом из летописей — это реальное сооружение, вокруг которого кипела жизнь. Мы обнаружили остатки валов, укреплений, предметы, которые принадлежали как военным, так и гражданским жителям. В частности, мы нашли несколько казацких землянок-зимовников, где четко можно увидеть печь и место ночлега. Это указывает, что на этой территории существовало постоянное, хорошо организованное поселение», — утверждает Владимир Шалобудов, старший научный сотрудник археологии ДНУ им. О. Гончара.

(Находки предметов быта и монет из жилища, архивное фото 2017 г. Д. Л. Тесленко)
Он отмечает, что его находки коррелируют с результатами других археологов, которые исследовали окрестности Днепра.
«Мы видим систему: не единичные хутора, а целую сеть укрепленных поселений. Богородицкая крепость была центром, вокруг которого объединялись общины. Это важное доказательство того, что здесь существовала структура городского типа еще задолго до Екатеринослава», — добавляет Владимир.

(Жилище с печью, архивное фото 2017 г. Д. Л. Тесленко)

Раскопки жилища, 2007 г. (архивное фото Владимира Шалобудова)

Раскопки 2017 г. (архивное фото Д. Л. Тесленко)
Таким образом, археологические свидетельства не только подтверждают существование Богородицкой крепости, но и демонстрируют: территория современного Днепра имела все признаки сформировавшейся городской жизни уже в XVII веке.
Город в городе: Новый Кодак и старейшая Свято-Николаевская церковь
Другая ключевая локация — Новый Кодак. Это второе поселение, от которого предлагается передатировать город. Новый Кодак с XVII века был важным военным и административным центром казацкой эпохи. Город возник как крупное поселение у переправы через реку Днепр. В те времена здесь находилась очень удобная переправа на левый берег, которая вела затем в Полтавскую область. Из этого историки делают вывод, что все чумацкие валки, которые шли из Крыма и дальше на север, были вынуждены останавливаться именно здесь, в Новом Кодаке, перед переправой. И соответственно в этой местности сформировалась инфраструктура, которая обеспечивала саму переправу и предоставляла услуги всем путешественникам.

Особое место здесь занимает Свято-Николаевская церковь, которая сохранилась до наших дней. Она стала своеобразным символом и духовной преемственности.

Валентин Старостин, историк и заместитель начальника управления по вопросам охраны культурного наследия Днепровского городского совета, открыто заявляет, что является безусловным сторонником концепции образования современного города Днепра, которая берет свое начало именно с образования большого торгового города в XVII веке, Нового Кодака.

«Новый Кодак был городом в городе. Здесь действовала крепость, а церковь стала духовным центром общины. Она пережила десятки войн, смену империй, и сегодня остается памятником, который говорит нам: история Днепра не началась в XVIII веке. Ну, собственно, Новый Кодак, даже по ряду документов указывают, как город Екатеринослав. Более того, как раз недавно всплыл интересный документ, где черным по белому написано — Екатеринославская-Николаевская соборная церковь, то есть храм Святого Николая в Новом Кодаке определен как Екатеринославская соборная церковь в 1786 году. В частности, по сопутствующим источникам, Новокодацкий перевоз, где-то с середины XVII века, уже, в принципе, функционировал. Наличие перевоза означает, что при перевозе на обоих берегах Днепра должны были появляться какие-то, хотя бы временные поселения, хотя бы на сезон, но они уже там должны были быть. Ближе к концу XVII века Новый Кодак был безусловно устоявшимся поселением», — рассказывает историк.

Академический анализ: мнение Сергея Светленко
Отдельное место в дискуссии принадлежит профессору Сергею Светленко, который сочетает научный анализ и гражданскую позицию. Он рассказывает, что указ Екатерины II о строительстве города на правом берегу Днепра датирован 1784 годом, а закладка Спасо-Преображенского собора в 1787-м долгое время считалось «настоящим» началом города. Но в 1970-х новая дата (1776) была выгодна советской власти. Она позволяла одновременно дистанцироваться от имперской версии и использовать юбилей для идеологических и хозяйственных нужд.
Юбилейная кампания принесла городу и награду — орден Ленина, и масштабное жилищное строительство на массивах Тополь и Сокол, и новые объекты инфраструктуры — Дом книги, кинотеатр «Салют» и т. д. Активная пропаганда в СМИ закрепила «новую дату» в сознании горожан.

(архивное фото Днепровского горсовета)
«Во-первых, дата 1776 год не имела ничего общего с исторической правдой. Во-вторых, она лишь косметически подкрашивала имперский нарратив XVIII века, целью которого было идеологическое утверждение российского присутствия на бывших землях Запорожской Сечи», — подчеркивает профессор.
Современный подход к датировке Днепра основан на многолетних археологических исследованиях и новой концепции «билинейного и полицентрического урбогенезиса».
«Уже в начале XVI века на территории современного Днепра существовал казацкий городок Старая Самарь. В 1645 году на правом берегу возник Новый Кодак. Вокруг этих центров сформировалась сеть украинских казацких поселений — Березановка, Каменка, Лоц-Каменка, Половица и другие», — говорит Светленко.

Археологические находки — товарные пломбы 1524, 1525, 1528 годов, изразцы, стеклянные изделия, нумизматические коллекции, более 6,6 тысяч артефактов из Старой Самари и Новобогородицкой крепости — свидетельствуют об активной городской жизни уже в XVI–XVII веках. Эти данные подтверждены научными конференциями, опубликованы в десятках монографий и статей.
«Сам факт удревнения нашего мегаполиса будет означать приближение к правде истории. Это имеет огромное морально-психологическое значение. Осознание собственных корней будет способствовать утверждению украинской идентичности — и это будет победа на гуманитарном фронте, в «боях за историю», — убежден профессор Сергей Светленко.
Возвращение исторической справедливости
Сейчас в городе работает рабочая группа. В ее составе ученые, историки и представители Днепровского горсовета. «Рабочая группа должна помочь городским властям сформировать проект решения, с которым мы будем обращаться к городскому голове, к депутатскому корпусу по установлению летоисчисления Днепра», — говорит Андрей Денисенко, заместитель городского головы.
Городские власти признают важность этой дискуссии. Ведь речь идет не только об изменении даты, но и о формировании идентичности города.
«Чьи мы дети, чьи потомки – Екатерины II или казацких гетманов? Это ключевой вопрос. Днепр – это древний украинский город с казацкими корнями. И именно этот дух помог днепрянам выстоять в 2014-м и снова подняться в 2022-м», — говорит Андрей Денисенко.
Ученые и городские власти работают в общей рабочей группе, чтобы определить справедливую дату основания. В уставе территориальной громады планируется закрепить новую запись, соответствующую современным научным данным. Заместитель городского головы добавляет, что сложно сказать, когда именно будет принято это решение.
«Мы не привязываемся сейчас к какой-то дате. Ни ко Дню города, ни к какой-то конкретной сессии. Мы это будем делать по мере готовности рабочей группы представить проект решения. А это тоже важный процесс. Есть разные мнения, есть дискуссии», — добавляет Андрей Денисенко.
Горожан же успокаивают: никаких бытовых хлопот от этих изменений не будет.
«Документы переделывать не придется. Речь идет только об изменении в уставе громады. Это вопрос нашего самосознания и нашей исторической правды», — подчеркнул Денисенко.


Город, который возвращает себе прошлое
Сегодня Днепр стоит перед важным выбором. Оставаться ли городом, чья история начинается с имперских указов XVIII века? Или все же признать свое настоящее рождение в казацких поселениях Самаре и Кодаке?
Эта дискуссия — не только о дате. Это о восстановлении памяти, возвращении себе идентичности, о праве гордиться не навязанным, а настоящим прошлым. Город, который знает свои корни, увереннее смотрит в будущее.
Категория: Власть, Новости Днепра, Тема дня, Уникальный Днепр
Метки: Андрей Денисенко, главное, История Днепра



