Что заставляет людей каждый день выезжать на места ужасающих трагедий и ракетных обстрелов? Что даёт силы после тяжелого ранения снова подниматься и вести за собой команду? И можем ли мы присоединиться к команде супергероев современности? Ответ на эти вопросы корреспонденты «Наше місто» нашли в Павлограде – среди людей и собак поисково-спасательного отряда «Антарес».
История «Антареса»
Сегодня «Антарес» – это хорошо известный отряд, который работает по всей Украине. Но история удивительной команды началась с одной собаки. Лариса Борисенко назвала отряд в честь своей первой поисково-спасательной любимицы – бельгийской овчарки Антарес, или же Чоки. Именно она стала первой официально сертифицированной собакой в истории украинской поисково-спасательной кинологии.
– Это была моя первая собака, и она же – первая в истории постсоветского пространства, которая получила международную квалификацию от специалистов, – рассказывает Лариса Борисенко. – Она открыла нам дорогу на чемпионаты мира и показала, что украинские собаки могут быть на самом высоком уровне.
Антарес прожила 11 лет и успела принять участие во множестве спасательных операций. Ее образ теперь навсегда остался на эмблеме отряда.
…Суббота. Сильный ливень. Но с самого утра Лариса Борисенко и её ассистентка Инна Гончар тренируют знаменитую поисковую собаку Мару и её менее известную, но тоже полезную «коллегу» Никс. Сразу бросается в глаза ухоженная территория: чисто, аккуратно, есть поле с полосой препятствий для собак. Под небольшим навесом, куда нас пригласили поговорить и выпить чаю, мы узнаем, чем сегодня живет Павлоградский поисково-спасательный кинологический отряд «Антарес».
– Вашу команду знает вся Украина. Мы в Днепре тоже гордимся, что вы наши земляки!
– Но нас многие не любят, – отвечает Лариса Борисенко. – Кому-то мы кажемся чокнутыми. Кто-то считает, что нам просто больше нечем заняться. Недавно меня довольно агрессивно убеждали, что видели мой контракт с официальными структурами и что я получаю деньги за то, чем мы занимаемся.
Очень специфическая команда
«Антарес» работает по зову сердца. Люди, входящие в поисковую группу, выезжают в самые тяжёлые точки, работают месяцами, но никакой денежной компенсации за это не получают. И почти у всех за плечами есть личная мотивация, понятная только им самим.
– У нас здесь много травмированных, — делится Лариса. — И морально, и физически. Люди, которые потеряли близких. Люди, прошедшие войну, реабилитацию, ПТСР. Команда, в которую приходят не ради пиара, а чтобы собрать себя воедино и сделать хотя бы что-то важное.
Наверное, поэтому в этой команде не приживаются случайные люди. В «Антаресе» остаются те, кто приходит со своей болью и стремится превратить ее в большую работу ради других, чтобы доказать себе и миру: их жизнь и жертвы тех, кто погиб, не были напрасными.
– Это наш выбор, – объясняет Лариса Борисенко. – Если все усядутся по домам, то кто тогда будет работать? В стране идет война. У нас есть знания, есть подготовка, и мы понимаем: если не мы – то кто?
Важный нюанс: хотя «Антарес» и действует на волонтерских началах, их работа часто интегрируется в официальные миссии. Это заметно в рамках проекта «На щите» (бывшая «Эвакуация-200»), где команда выполняет задания вместе со сводными поисковыми группами. Когда Лариса Борисенко получила тяжёлое ранение во время одной из поездок в зону боевых действий, именно это официальное участие позволило ей получить статус «инвалида войны» и пройти лечение при поддержке Министерства ветеранов.
– Мы волонтёры, но мы работаем честно и открыто, – добавляет Лариса Борисенко. – И поэтому всегда готовы отвечать за каждый свой шаг.
Собаки – сердце «Антареса»
Собаки – это главный инструмент и одновременно часть семьи «Антареса». Каждая из них имеет свой характер и специализацию, но все они работают в сверхсложных условиях, где на кону всегда человеческие жизни или возможность вернуть домой погибших.
Самая известная среди хвостатых спасательниц, конечно же, Спарки. На её счету уже возвращение более 200 душ из небытия и спасение трех жизней.
– Спарки, или же Баба Люба, – ей почти 13 лет. Она до сих пор в строю, хоть мы и очень осторожно относимся к ее здоровью. Недавно напугала нас проблемами с сердцем, но после лечения снова готова работать, – рассказывает Лариса Борисенко.
Рядом со Спарки – более молодые собаки, которые уже доказали свой уровень. Беша умеет «ставить перископ», как говорит Лариса Борисенко, и точно выходит на источник запаха даже за сотни метров. Мара, которой всего год и два месяца, уже имеет 14 реальных поисковых миссий. Она умеет переключаться с «верхнего носа» на «нижний» и работать как по поверхности, так и глубоко в грунте.
– Это не случайные собаки. Мы берем их в проверенных питомниках, с рабочими родословными. Они абсолютно социальные, без агрессии к людям. И плюс – наш опыт. Мы отрабатываем методику с 2013 года, и каждая тренировка, каждое привлечение делает нас и собак сильнее, – говорит кинолог.
В команде сейчас 12 полностью подготовленных собак и еще две – в активной подготовке. Все они приобретены за счет самих кинологов. Среди проводников стоит отметить Карину Колисниченко – у неё уже две собаки: доберман Ханна и бельгийская овчарка Жах, а недавно появился еще и щенок, которого команда только готовит к будущим заданиям. Есть также Валентина Валь с тремя собаками, среди которых доберман и бельгийская овчарка, и Мария Романова, работающая с немецкой овчаркой, бельгийской и даже с корги.
– Все наши кинологи выходят в реальные миссии. Даже новички быстро набирают опыт, работая ассистентами. Именно поэтому молодые собаки тоже очень быстро становятся эффективными, – объясняет Лариса Борисенко.
Ранения и реабилитация
26 марта 2023 года кинолог и руководитель поисково-спасательного отряда «Антарес» из Павлограда Лариса Борисенко и её напарник Вячеслав Майборода, а также офицер Генштаба майор Андрей Чернявский подорвались на растяжке. Пострадала и собачка Беша, однако ее жизнь спасла кевларовая попона. Трагический случай произошёл в Харьковской области во время выполнения задания по поиску погибших украинских военных.
– Я ещё надеялась в первый год, что смогу быстро восстановиться и вернуться ко всему, как было. Но потом поняла: есть вещи, которые навсегда останутся ограничениями. Но я не сдалась. И дальше выходила в работу, даже когда это было почти невозможно, – вспоминает героиня.
После выписки из больницы Лариса Борисенко столкнулась с большой проблемой: в Украине ей так и не смогли подобрать ортопедическую обувь. На заводах отказывали, говорили, что с такими травмами ей «достаточно угги, чтобы дойти до туалета», или что «в её состоянии можно только отдыхать». Но для работы на завалах нужна была настоящая специальная обувь. Именно тогда помочь взялся давний друг и коллега из Германии, всемирно известный тренер собак Детлиф Кюнн. Он пригласил Ларису в Берлин – в первую очередь для решения проблемы с обувью. Процесс создания обуви для Ларисы наконец начался и продлится 4 месяца.Кроме того, она приняла участие в тренинге по поиску живых людей в техногенном завале, нормативному послушанию и правилам оценки работы поисково-спасательных собак по поиску живых людей.
– Если хочешь больше помогать своей стране, сначала позаботься о себе. В этой обуви ты сможешь сделать гораздо больше, – сказал тогда Кюнн.
Реабилитация же проходила в Украине. Она признаётся: пришлось заново учиться даже ходить. Шаг за шагом ей объясняли, как ставить ноги, как держаться руками.
– Это было очень тяжело. Я не помнила, как делать шаг. Тело вспоминало медленно. Но когда я увидела, что могу преодолеть и этот страх, и эти ограничения – это стало огромной поддержкой, – говорит Лариса Борисенко.
Не менее продуктивным этапом реабилитации стала и командировка в Германии. Там Лариса впервые после травмы снова прошла полосу препятствий, поднялась по пожарным лестницам, даже спустилась с высоты на альпинистском снаряжении. И именно в этот долгий и тяжёлый период огромную роль играли истории людей, которые смогли восстановиться после тяжёлых испытаний.
– Меня вдохновляли ролики о тех, кто после тяжёлых ранений заново учился жить. Я смотрела и понимала: если они смогли, то и я должна. Очень вдохновила история юной девушки, которая потеряла ногу, но не сдалась — военная Руся Данилкина. Я постоянно смотрела видео Саши Паскаль, нашей маленькой гимнастки из Одессы, которая попала под обстрел и продолжает бороться. Впечатлила девочка из Краматорска, которая потеряла обе ноги, но теперь бегает марафоны — Яна Степаненко. Я понимала, какой адский путь они прошли, но именно такие примеры давали силы, — делится госпожа Лариса. — И я искренне надеюсь, что, возможно, мой опыт сможет вдохновить кого-то ещё выбраться из этого состояния безнадёжности.
Сейчас она откровенно признаёт: есть необратимые последствия. Но в то же время – есть путь вперёд. Даже с тяжёлым ПТСР, даже с постоянной болью и страхами. Она сделала простой вывод: сдаться всегда успеешь, но нужно попробовать бороться ещё один день.
Поиск живых и мертвых
Работа «Антареса» почти всегда связана с трагедией. Они выезжают не только на завалы после российских ударов. В таких миссиях чаще всего поиски заканчиваются тем, что собаки находят тела погибших. Но бывают моменты, когда на выезде удается найти живого человека.
– В нашей зоне ответственности во время завалов, как правило, живых людей мы не находили. Но я хорошо помню случай в Днепре, когда спасатели услышали голос под обломками. В ту минуту все замерли. Стояла такая тишина, что даже полет мухи можно было бы услышать, – вспоминает Лариса Борисенко.
Для кинологов и их собак такие мгновения бесценны. Несколько раз они выезжали искать мертвых, а возвращались с живыми. Однажды нашли дедушку, который пропал несколько дней назад. Его уже не ждали живым, но команда случайно встретила его по дороге, за десятки километров от места исчезновения.
– Когда мы позвонили в полицию и сказали, что нашли его, нам ответили: «Тело?». А мы везли его живым. Это были невероятные эмоции, – улыбается Лариса Борисенко.
Но есть и другие истории, менее радостные и гораздо более тяжелые. Во время поисковых миссий команда часто сталкивается с ужасающими картинами. Это истощает – физически и психологически. И тогда поддержка друг друга и собак становится критически важной.
– Люди часто говорят: «Мы вас понимаем», — делится Лариса. — Нет, они нас не понимают. Это невозможно понять, если сам не стоял там, на завале. После таких дней нам нужна тишина. Хотя бы несколько дней без звонков и слов.
Собаки как психологическая поддержка
В «Антаресе» хорошо понимают: без психологической разрядки эта работа была бы невозможной. И именно собаки становятся тем источником тепла, который помогает не сломаться. Они не только ищут людей под завалами, но и работают с ранеными в госпиталях, с детьми, с теми, кто пережил потери.
– Собаки – это всегда позитив. Я ещё с 2009 года занимаюсь этим направлением: помогаю людям через общение с животными. Мы работали с детьми, со взрослыми, с людьми с инвалидностью. И даже сейчас, во время войны, мы продолжаем эти поездки, – рассказывает Лариса Борисенко.
К этому направлению подключается и молодежь. В команде есть девочки 12–15 лет, которые приходят со своими маленькими собаками. Они готовят специальные программы, учатся профессионально работать, посещают вебинары и тренинги.
– К нам часто приходят родители и говорят: «Мой ребенок боится собак. Помогите». И мы помогаем. Это лучше, чем замыкаться в проблеме. Дети постепенно преодолевают страх, а для нас это большая радость, – говорит Лариса Борисенко.
«Антарес» ездит в реабилитационные центры, например, в днепровский Recovery, где Лариса Борисенко сама проходила лечение, где хвостатые поддерживают травмированных этой ужасной войной.
Отношение общества к собакам
Несмотря на все усилия «Антареса», в Украине до сих пор существуют проблемы с отношением к служебным собакам. Часто их не пускают в транспорт, люди относятся с предубеждением. Для волонтеров это болезненная тема, ведь эти животные ежедневно спасают жизни.
– Да, мы видим неуважение. Бывает, что нас выгоняют из парков или автобусов. Но в последнее время что-то начинает меняться. Люди сами требуют, чтобы водитель остановился и взял нас в транспорт. Начинают заступаться за нас. Это очень важно, – рассказывает Лариса Борисенко.
Впрочем, проблемы остаются. Один из громких случаев произошел в Павлограде всего месяц назад: из местного парка выгнали кинолога Карину Колисниченко вместе с её собакой-спасательницей Ханной. Администрация парка сослалась на жалобу одной из посетительниц.
Как мы понимаем, Ханна – не просто домашняя любимица. Это поисковая собака, которая участвовала более чем в 150 реальных спасательных операциях по всей Украине. У Ханны диагностировано онкологическое заболевание, и потому Карина старается проводить с ней как можно больше времени. Но даже несмотря на болезнь, Ханна продолжает работать: на следующий день после инцидента она участвовала в поисках пропавшего мужчины за 100 км от Павлограда.
– Это очень плохо. Мы ответственно относимся к своим собакам, они воспитаны и социализированы. Но из-за безответственности других владельцев, которые не занимаются воспитанием, страдаем мы. И тогда появляются эти манипулятивные фразы: «А вот и ваша собака может быть такой же, как другие, агрессивные». Нет, не может. Потому что мы каждый день работаем и тренируем, – говорит Лариса Борисенко.
После нашей беседы Лариса Борисенко и ее ассистентка Инна пригласили меня посмотреть, как тренируют собак. Сначала вывели Мару, потом Никс – собаку Инны. Как только хвостатые получили команду, сразу ринулись к работе. На земле был рассыпан специально выведенный в лаборатории запах, имитирующий трупный. Несмотря на дождь, который сбивает запахи, и Мара, и Никс молниеносно справились с поиском, а потом еще и показали, как четко выполняют команды своих проводников. Это была небольшая, но очень наглядная иллюстрация того, сколько усилий вложено в каждую собаку.
Кстати, Мара на недавнем экзамене по нормативу BH/VT (авт. – это дисциплинарные соревнования) получила 54 балла из 60 и оценку «очень хорошо» (судья Дарья Настевич, Киев). Несмотря на юный возраст и бешеный характер, собака отлично справилась, чем очень порадовала свою хозяйку и нас. А сегодня она уже снова на выезде и прямо сейчас, возможно, ищет чьих-то без вести пропавших близких.
Пожелаем сил и терпения команде «Антарес» и передадим низкий поклон и благодарность за работу, которую они выполняют каждый день.
Как присоединиться к команде
Кстати, если вы хотите присоединиться к команде, но не знаете, чем могли бы помочь – вот несколько советов.
Если у вас большая собака – свяжитесь с кинологами из «Антареса» и приезжайте к ним. Там вашего пса протестируют и скажут, подойдёт ли он для такой работы. Но будьте готовы к тому, что работать придётся очень много. Если вы владелец небольшой собачки – вы тоже можете стать частью команды, но в отделе психологической поддержки и посещать вместе с животным госпитали.
А если у вас вообще нет собаки, но есть большое желание помогать – «Антарес» очень нуждается в водителях со своими машинами. И просто в водителях, готовых уделять время социально важному, но, к сожалению, исключительно волонтерскому делу.
Ну и, конечно, мы можем поддержать отряд донатами, чтобы хоть немного отблагодарить за их невероятный труд.
Монобанк https://send.monobank.ua/jar/673HpCAdJz
Картка «ПриватБанк» для допомоги: 4731 2196 5155 9829 (призначення: добровільна безповоротня благодійна допомога на потреби загону «Антарєс.»)
IBAN: UA333052990000026007050528903
Код Банку (МФО): 305299
Фото Валерия Кравченко и из фейсбука «Антарєс».
Читайте также:
В Днепре дети с особыми потребностями получают бесплатную помощь от мультидисциплинарной команды
«Доктор Ливси» из Днепра: история боевого медика, который спасает жизни на фронте
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: Война, главное, Днепр, Украина Россия война



