Жизнь после 80: как днепрянам помогают бороться со старостью
Разумний Олександр
Говорят, что старики, как дети: неловки, обидчивы, невнимательны и рассеянны. За ними глаз да глаз. Сами они, увы, не всегда могут позаботиться о себе. Людям почтенного возраста помогают социальные работники, но и сами ветераны зачастую проявляют недюжинную силу воли и жажду жизни. О том, как днепрянам помогают бороться со старостью расскажет «Наше місто».
Фарфоровое хобби Майи Симоновой тренирует память и руки
В квартире пенсионерки Майи Симоновой, как в музее. Шикарная коллекция фарфоровых статуэток сразу бросается в глаза. Впрочем, это не только красивые фигурки, но и своеобразные памятные знаки, которые воскрешают те или иные события прошлого.
– В 1960-х мама подарила прелестную лошадку, — рассказывает Майя Кирилловна. — Она мне очень понравилась. Потом купила не менее замечательного тигра. А в 1966-м подарила моей дочери – своей внучке фигурку Ромео и Джульетты. С этого и началось мое увлечение фарфором. Потом уже знакомые привозили разные статуэтки отовсюду. Ну а некоторые фигурки покупала сама. Как то зашли с мужем в магазин, а я ему говорю: «Толя, я так хочу подарок к 8 марта». Он мне и купил коричневую собачку. Прелесть! Память на всю жизнь.
Старинные фарфоровые композиции – отличный тренинг для памяти. Смотришь – вспоминаешь. Они, словно легкие облачка, прыгая по которым, можно запросто перемещаться во времени и дойти до самого детства.
– Моя мама работала сборщиком труб на заводе Петровского, а отец был сотрудником НКВД, — вспоминает Майя Симонова. – Меня, единственного ребенка в семье, конечно, очень любили и баловали. Мама шила для меня красивые платьица. А я, естественно, хотела быть самой модной. Однажды, когда была одна дома, взяла губную помаду, зелёнку, и вообще всё что попалось под руку и стала себя разукрашивать. Помада мне понравилась больше всего.
Но реальная жизнь оказалась не красочной и радостной. Вторая мировая война, эвакуация, голодное детство.
– Помню свою первую учительницу Марью Петровну, — рассказывает собеседница. – Добрая, внимательная и очень вежливая. Вся из прошлого времени. Мы ее очень жалели. К какому-то празднику наш класс подарил ей поллитровую бутылочку постного масла. Марья Петровна была рада и счастлива.
Майя Кирилловна окончила фельдшерско-акушерское отделение железнодорожного медучилища, вышла замуж, родила двоих детей. К сожалению, умерли муж и сын. Сегодня 87-летняя днепрянка — не только бабушка, но и прабабушка. Правнучке Виталине сейчас 16.
Виталина
Ей больно и грустно, что, пережив одну войну, она сейчас переживает вторую.
– Очень тяжело, когда слышу сирену и взрывы, — говорит собеседница. – Но, что делать? Говорю себе: «Майя Кирилловна, не падай духом. Живи дальше!».
Что придает силы жить дальше?
– Много читаю, — констатирует Майя Симонова. – Вообще телевизору и ютубу предпочитаю книги. Читать – лучший способ стареть медленней. Помогает и моя коллекция. Вытираю пыль с фигурок – отвлекаюсь и руки разминаю. Какая-никакая гимнастика!
А еще пожилой днепрянке очень помогает социальный работник Ольга Демидова.
— С Майей Кирилловной вместе уже 13 лет, — утверждает Ольга. – Я помогаю ей, а она — мне. Иногда напоминает, что я забываю купить в магазине. А еще делится своими заветными кулинарными рецептами, благодаря которым мне удается оставаться стройной и изящной.
Бывший снайпер Иван Николенко отличается железной волей и решительным характером
14 мая ветерану Второй мировой войны Ивану Николенко исполнилось 100 лет. Прошлое у кавалера ордена Красной Звезды и многочисленных медалей самое боевое. На войне наш земляк был снайпером.
– В 1941-м окончил седьмой класс и, между прочим, с похвальным письмом, — рассказывает днепрянин. – Годом позже на фронте, в 1942-м, погиб отец. В том же году я записался добровольцем. Поступил хитро: матери ничего не сказал, пришел в военкомат и попросился в военное училище. Меня направили в снайперскую школу и через полгода я стал неплохим стрелком.
Снайперские способности нашего земляка подтверждает выписка из наградного письма к боевому: «Гвардии младший лейтенант Иван Николенко, участвуя в жарких боях 1943 года на реке Миус в должности снайпера, уничтожил три огневых точки и семнадцать солдат противника. В одном из боев товарищ Николенко уничтожил огневую точку противника, чем обеспечил продвижение подразделения вперед».
На войне Иван Сергеевич был тяжело ранен и получил инвалидность, но продолжал жить полноценной жизнью.
– У отца инвалидность первой группы еще с войны, — отмечает дочь Наталья. – У него перебиты ступни обеих ног, но это не помешало ему преподавать начальную военную подготовку в школе, водить машину. Причина — железная воля и решительный характер. Он кадровый военный и его слово – закон для него самого. В 45 лет он отказался от курения. Раз и навсегда. В один день! За рулем был до 95 лет. Потом стало плохо со зрением.
Сегодня бывший снайпер ничего не видит, но офицерской дисциплине остался верен.
– За последние полтора года папа полностью потерял зрение, но не бодрость духа, — продолжает рассказ Наталья. – Просыпается и засыпает он строго по своему внутреннему расписанию. Четко выполняет всё, что ему необходимо. Утром — стакан теплой воды, легкая гимнастика. У отца отличная память, как у школьника-отличника. А еще папа после 80 живет по своему суровому жизненному плану: по пятилеткам. К 85 сделать то-то, а к 90 – еще что-то. Сейчас, правда, с пяти перешел на двухлетки. Ближайшая цель: дожить до 102. И обязательно до Победы!
Светлана Тысячная убеждена, что пожилым полезен физический труд
Светлана Тысячная родилась на хуторе Водяном Синельниковского района. Говорит, что дети в селе взрослеют раньше: в большом хозяйстве всегда и всем работа найдется.
– Родного отца своего я никогда не видела, и так получилось, что у мамы даже фотографии его не осталось, — рассказывает днепрянка. — Отец работал председателем большого колхоза и когда началась Вторая мировая война ему поручили эвакуировать скот на восток. Они всей семьей туда эвакуировались. А потом мама вернулась, а отец там остался. Разошлись судьбы. Так что меня воспитывала одна мама Мария Трофимовна. Она работала учительницей и была очень волевой женщиной. Эту ее черту я унаследовала. Я рано научилась доить корову и поскольку маме было некогда этим заниматься, пришлось мне самой получать молоко. Бабушка давала задание: нарвать травы — накормить свиней. Да много и других хлопот было.
Такой ежедневный сельский труд не только закаляет волю и характер, но формирует в ребенке практическое отношение к жизни. К каждому ее самому неожиданному моменту. В жизни это всегда пригодится.
Так, однажды в родном селе маленькая Света встретилась с волком. Как Красная Шапочка в сказке.
– Шла я мимо какой-то посадки и вдруг замечаю большую серую собаку, — вспоминает собеседница. – И тут понимаю, что это волк. Испугалась, конечно. Я на него смотрю, а он на меня. Такие гляделки. А потом подумала: если опущу глаза, он подумает, что я его боюсь и может напасть. Ну и упорно смотрела на серого хищника. И он вскоре отвернулся и убежал.
Училась смелая сельская труженица хорошо и даже отлично. Школу окончила с золотой медалью. Совершенно естественно, что амбициозной целеустремленной девушке хотелось учиться дальше.
– С самого детства была мечта стать инженером, — продолжает Светлана Павловна. – Приехала в Днепропетровск и поступила в строительный институт. В тот год медалисты льготами не пользовались. Сдавала все пять экзаменов. После первого — физики, — преподаватель мне сказал: «Молодец, девочка, всё выучила!».
Взрослая жизнь днепрянки складывалась неплохо. С отличием окончила институт, много лет проработала в проектном институте. Проектировала, в частности, Криворожскую доменную печь. Вышла замуж за замечательного человека.
Самый счастливый день
– Мой муж, Владислав Петрович — золотая голова, — рассказывает Светлана Тысячная. – Ходячая энциклопедия. С отличием окончил институт и аспирантуру. Защитил кандидатскую. Преподавал в металлургическом институте. Но, к сожалению, серьезно заболел. Болезнь Паркинсона. Уходил очень тяжело. Перед смертью речь терял. В 2023-м его не стало. Своих детей у нас не было, и мы усыновили мальчика. Хороший такой мальчик был в детстве: отзывчивый, открытый, добрый. Но в юности у него обнаружилась шизофрения. Видимо, наследственная. Сейчас он в интернате. Я с сыном общаюсь, посылки ему иногда передаю.
Так случилось, что Светлана Павловна осталась одна. Близких родственников у нее нет. Такая жизнь – уже испытания. Особенно когда тебе не 28, а 82. Что помогает не впасть в полное одиночество и жить дальше?
– Я поняла, что в пожилом возрасте не надо бояться физических нагрузок, — утверждает пенсионерка. — Потому что если будешь себя слишком жалеть, еще быстрее станешь слабым хилым, немощным. Надо вытягивать себя. Делать всё, что можешь до конца. Не всегда получается. Бывает, что падаешь от бессилия. Думаешь: всё, конец. Но отдохнешь пару дней и снова за работу! Конечно, соцработники помогают. Не представляю, как без них обходилась бы. Но обязательно что-то нужно делать и самой. Уныние никогда никому не помогало.
А еще Светлану Павловну спасают кактусы, которыми она увлеклась несколько лет назад.
– Не могу сказать, что характер у меня такой уж колючий, хотя по гороскопу я Скорпион — отмечает Светлана Тысячная. – Но заботиться об этих замечательных растениях очень нравится. И они благодарят меня, радуя яркими прекрасными цветами.
Красные розы любви Анатолия Косого
Днепровский журналист Анатолий Косый коллегам известен как один из лучших знатоков футбола в Украине. А уж о чемпионских годах «Днепра» Анатолий Николаевич знает всё! Его по праву можно назвать соучастником самых громких футбольных побед Днепра-Днепропетровска. Да и сам он всегда бодр и спортивен. Оптимист от головы до пят. Ни одну красивую женщину взглядом не пропустит.
Но время идет, часы тикают. Отметил спортивный журналист 60- летний юбилей, потом 70-летний. Исполнилось ему 80 и уже 85. Сейчас же, как говорит сам Анатолий Николаевич, ему «86 с половиной». Как удается оставаться бодрячком в такие-то годы?
– Действительно, с возрастом не хочется перегружать себя чрезмерным общением, — рассказывает Анатолий Косый. — Пожилые люди вообще зачастую уходят в себя, в свои проблемы, волнения, страхи. Как улитка, прячутся в своем домике, куда никому нет доступа. Но я не прячусь. Встречаюсь и общаюсь с друзьями и приятелями. Но только с жизнелюбами. Уныния не поощряю. В первую очередь, разумеется, в себе.
Конечно, чтобы самому оставаться жизнелюбом необходимо прилагать усилия. Больше, чем в молодости.
– В молодости занимался футболом, легкой атлетикой, настольным теннисом, — продолжает коллега. – На стометровке были неплохие результаты: за 12 секунд выбегал. Сейчас, понятное дело, результаты совершенно не важны. Главное – участие! До 70 лет – утренние пробежки. Не менее 40 минут. Когда стал старше, сменил бег на ходьбу. Стараюсь ходить не менее 2-3 километров. Тут важна дисциплина. Нужно не слишком жалеть себя и, не смотря на дождливую погоду и плохое настроение, накинуть пару километров.
Но физкультура — еще не всё. Есть еще душа и чувства. Известно же, что мужчина молод пока его вдохновляют красивые женщины. А когда не вдохновляют, никакой бег не поможет. Анатолия Николаевича женщины вдохновляют!
– Не женщины, а женщина, — поправляет собеседник. – Моя любимая женщина наполняет мою жизнь солнцем и счастьем придает мне силы. Ее зовут Нина. В прошлом она занималась гимнастикой, а сейчас живет и работает тренером в Италии. Встречаемся мы, увы, нечасто. Но когда приезжает Нина встречаю ее красной розой. Это символ нашего чувства. Так и живу встречами и надеждами. От розы до розы.
Днепрянка-итальянка Нина всего на несколько лет моложе нашего героя. Но, когда приезжает к любимому, она призывает его быть более активным и дисциплинированным.
– Это да! – улыбается днепровский ветеран. – Нина спуску мне не дает. Следит, чтобы я больше двигался, не сутулился, ходил ровно и руки за спину не закладывал. Контролирует, чтобы правильно питался и не волновался по мелочам. Ну а я слушаюсь, — чего не сделаешь ради любви!
Днепр заботится о своих долгожителях
Официально на Днепропетровщине – 127 долгожителей. Преимущественно – женщины. Свои исторические юбилеи отметили 110 женщин и 17 мужчин, проживающих в регионе.
Больше всего наших земляков самого почтенного возраста живут в Днепре, Кривом Роге и Каменском. Днепр заботится о своих долгожителях.
– На учете в Днепровском городском территориальном центре социального обслуживания состоит на учете более 10 тыс. человек почтенного возраста и с инвалидностью, — отмечает Ольга Мешко, директор Днепровского терцентра. — Из них почти 6 тыс. человек получают услугу «уход дома», где социальные рабочие обслуживают подопечных дома, помогая в быту – приготовить еду, убрать и прочее. Среди таких людей в возрасте 80 лет — 40% от общего количества подопечных терцентра.
Работа с людьми такого солидного возраста имеет свою специфику. Она требует не только профессиональных знаний, но и большой эмпатии, терпения и понимания. Главное — человечности, которая не предписана ни одним нормативным актом. Впрочем, такое качество полезно в любой работе и при любых обстоятельствах.
Фото Владимира Федорищева, Валерия Кравченко, из архивов спикеров