Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ Энергия будущего: как школы Днепра становятся энергонезависимыми благодаря солнечным панелям

В Днепре продолжается масштабная трансформация образовательной инфраструктуры — учебные заведения города один за другим переходят на солнечную энергию. Такой шаг обусловлен как вызовами  войны, так и желанием сделать образование более устойчивым, энергонезависимым и экологичным. Как именно это происходит, видели журналисты издания «Наше місто».

Проект энергоэффективности реализуется по инициативе мэра

Благодаря инициативе городских властей, десятки школ уже обеспечены солнечными электростанциями, которые позволяют проводить обучение даже при полном отсутствии электроснабжения. Проект энергоэффективности реализуется по инициативе городского головы Днепра Бориса Филатова для комфортного и безопасного пребывания учащихся в учебных заведениях.

– Один из самых главных приоритетов нашей громады  —  создание комфортных условий для детей, особенно во время воздушных тревог или отключения электроэнергии, — отмечает Ирина Рыбалова, специалист первой категории отдела технически-материального обеспечения департамента гуманитарной политики ДГС.  – Во время длительных тревог дети находятся в укрытиях, где без света не работает вентиляция, канализация, охранная сигнализация. Мы не можем допустить, чтобы ученики были в таких условиях. Именно поэтому реализация проекта по установке солнечных электростанций стала не роскошью, а жизненной необходимостью. В 2024 году мы начали с восьми школ, а уже в 2025 планируем завершить установку еще 62 станций. 51 из них уже работает. До 1 сентября еще 11 должны быть готовы. 

Система одной школы обычно включает 40 панелей мощностью 20 кВт, два инвертора и четыре аккумуляторных батареи. Комплекс стоит около 1,5 миллиона гривен. В меньших школах устанавливают системы меньшей мощности — например, на 10 кВт, по цене около 760 тысяч гривен. Размер инвестиций зависит от площади заведения и количества учеников. 

Преимущества солнечной энергии в школах

Установка солнечных панелей решает сразу несколько критически важных задач. Вот некоторые из них.

Безопасность во время чрезвычайных ситуаций: даже при полном блэкауте заведение остается освещенным, работает вентиляция, охранная сигнализация, есть связь и доступ к Интернету.

Стабильность образовательного процесса: школы могут продолжать обучение как офлайн, так и онлайн – даже если отсутствует централизованная электроэнергия.

Экономия средств: в долгосрочной перспективе школы меньше тратят на энергоресурсы.

– Экологичность: использование возобновляемой энергии уменьшает выбросы CO₂ и способствует борьбе с изменением климата.

– Обучающий пример: школьники видят в действии современные технологии и узнают, как работают «зеленые» энергетические системы. 

– Эти системы позволяют школам функционировать даже в случае полного блэкаута: работает интернет, пожарная и охранная сигнализация, а также серверы, — добавляет Ирина Рыбалова. — К тому же это пример для учащихся, как использовать возобновляемую энергию.  После начала большой войны мы учились «на ходу», опыт перенимали из-за рубежа, потому что в Украине это направление еще только развивается. Но сегодня уже можем сказать, что Днепр сделал правильный шаг.

Зарубежный опыт днепрянам пригодился

Наиболее активно солнечные панели устанавливают в Германии, Японии, США, Канаде и скандинавских странах. Там они уже десятки лет — часть стандартной образовательной инфраструктуры. Например, США еще в 2019 году ввели программу Solar4Schools, по которой тысячи школ получили солнечные системы. В Калифорнии более 60% государственных школ уже имеют солнечные электростанции. В Германии система поддержки возобновляемой энергетики позволила школам стать не только потребителями, но и поставщиками энергии в сеть.

В Японии, особенно после аварии на Фукусиме, солнечные батареи стали обязательным компонентом школьной инфраструктуры в регионах с риском стихийных бедствий. Скандинавские страны (Норвегия, Швеция, Финляндия) активно внедряют зеленый подход во всех государственных учреждениях — школы не исключение. И даже в странах с меньшим количеством солнечных дней солнечная энергия хранится в батареях и используется в темный период.  Украина, особенно Днепр, сегодня активно догоняет эти тренды.

Блэкауты теперь не пугают ни школьников, ни учителей

Мы все надеемся, что масштабных отключений света в ближайшую осень и зиму в Днепре не будет. Но если это вдруг случится, на помощь придут солнечные электростанции. О пользе реальных изменений рассказывают руководители учебных заведений. 

– Раньше родители постоянно спрашивали: а что будет с учебой, когда выключат электричество? — вспоминает Людмила Хмеленко, директор лицея №142 имени Пьера де Кубертена.  —  Теперь у нас установлена солнечная электростанция с 40 панелями. Это позволяет проводить уроки даже во время блэкаутов, обеспечивать работу кружков и секций. В нашем лицее 1163 ученика, начальная школа занимается очно, как и 9 и 11 классы. А 5,6,7,8,10 классы работали в смешанном формате. Мы принимаем также детей из гимназии №64 и садика №348, где нет собственного укрытия. Солнечная энергия обеспечивает не только образовательный процесс, но и дает детям ощущение безопасности в критические моменты.

По словам Людмилы, их лицей уже готов к 1 сентября. Дети смогут учиться бесперебойно даже в случае отсутствия централизованного электроснабжения.

– Раньше, к сожалению, случались ситуации, когда во время воздушной тревоги не было электроснабжения, – отмечает Людмила Хмеленко. – Наши дети вынуждены были находиться в укрытиях без света – и это происходило зимой. Мы включали альтернативные источники освещения, в частности, фонарики, ведь детям было страшно. Это действительно было серьезной проблемой – теперь она решена. Мы ведь понимаем: сегодня за партами сидят те, кто завтра будет жить в свободной, независимой Украине после нашей победы. И то, насколько полноценно дети смогут получить знания, которые учитель несет в учебное заведение, зависит, прежде всего, от создавшихся условий. А на первом месте среди этих условий  — наличие электроснабжения. 

Аналогичные преимущества ощутили и в лицее №42. Здесь учатся около 500 детей, офлайн-формат чередуется с онлайном. Однако после того, как в декабре прошлого года здесь появились солнечные панели, образовательный процесс качественно улучшился.

– Во время прошлых блэкаутов мы не могли организовать обучение даже онлайн — не было света, не было интернета, — рассказывает Ольга Чернякова, ныне исполняющая обязанности директора лицея № 42. — Учителя проводили уроки через мобильный интернет из дома. Теперь все изменилось. Благодаря солнечным панелям у нас будет освещение, интернет и возможность полноценно проводить уроки даже в укрытиях. У нас смешанное обучение – часть детей учится онлайн, часть офлайн, и солнечная энергия позволяет обеспечить качественный процесс в любом формате.

Укрытие лицея №42 может принять до 200 школьников. Мощность электростанции здесь – 20 кВт, на крыше установлено 40 панелей. Они полностью обеспечивают укрытие, административные помещения и необходимую инфраструктуру сигнализации. 

Впереди – энергетически независимая культура

Планы Днепра не ограничиваются школами. Как рассказала Ирина Рыбалова, в перспективе солнечные электростанции появятся также в ПТУ, учреждениях культуры и спорта. Реализовывать проект энергоэффективности и устанавливать солнечные электростанции в городских учебных заведениях планируют и дальше. Это предусмотрено Программой безопасной образовательной среды в городе Днепре на 2023-2027 годы, утвержденной решением Днепровского городского совета.

Солнечные панели  — это еще один шаг к инфраструктурной устойчивости города в условиях войны и нестабильной энергоситуации. В то же время это шаг в будущее  — к разумной, энергоэффективной и экологической Украине.

Фото Владимира Федорищева.

Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре устанавливают солнечные панели в домах ОСМД и ЖСК.

Категория: Власть, Новости Днепра, Образование, Тема дня

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: