Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ Будем экосознательными: как в Днепре развивают экологическое образование горожан 

15 апреля в мире отмечают День экологических знаний человечества. Для жителей всей Украины и Днепра очень важно быть экосознательными. Потому что, кто если не мы позаботится о лесах, водоемах и вообще обо всем том, что нас окружает? Как сейчас развивается в Днепре экологическое образование, узнавала журналистка издания «Наше місто».

 GREEN-ED заинтересовал многих школьников

В начале марта в Днепре стартовал образовательно-экологический проект GREEN-ED, цель которого  —  формирование экосознательного поколения. Инициатива объединила учителей, школьников, представителей высших учебных заведений и бизнеса. О деталях проекта рассказала Наталья Серикова, начальник отдела организационной работы управления образования департамента гуманитарной политики Днепровского городского совета.

– Идея возникла во время джем-сессии инновационных идей, состоявшейся 25 октября 2024 года, – вспоминает Наталья Серикова. — На мероприятии педагоги и руководители учебных заведений представили семь образовательных инициатив, получивших поддержку городских властей. GREEN-ED стал одним из таких проектов,  его реализация началась 3 марта 2025 года  – во Всемирный день дикой природы. Этот экологический проект связан, в первую очередь, с ответственностью перед природой. Мы стремимся к тому, чтобы наши дети росли экосознательными.

В проекте участвуют восемь городских школ – по одному восьмому классу в каждой. В общей сложности это примерно 250 учеников, работающих над экологическими инициативами и исследовательскими задачами. Ключевая цель – не только дать школьникам знания об экологии, но и научить их применять эти знания на практике. Поэтому проект развивается по нескольким направлениям.

– Экспериментальные исследования. Дети изучают состояние воды и воздуха, работают с современными приборами, анализируют уровень загрязнения.

– Посещение предприятий. Ученики узнают, как на практике внедряются экологические технологии, знакомятся с производством экологических материалов.

– Экологические акции в школах. Во время «зеленых уроков» школьники вместе с учителями внедряют интегрированные занятия по химии, биологии и физике.

Финальный этап намечен на 13 мая. В этот день состоится презентация экологических проектов, над которыми работают участники GREEN-ED.

– Мы хотим, чтобы экологическая культура распространялась не только среди школьников, но и среди всех членов их семей, – отмечает Наталья Серикова. – Ведь дети часто становятся примером для родителей. Война принесла большие экологические проблемы, и нынешнее поколение школьников будет отвечать за восстановление природы в будущем. Дети, которые сейчас учатся в 8 классе, через 10 лет станут взрослыми людьми. И мы хотим, чтобы они уже сейчас понимали свою роль в формировании экологически чистого будущего города. 

В «Днепровской политехнике» анализируют воду и воздух

Проект GREEN-ED уже нашел поддержку в двух высших учебных заведениях – НТУ «Днепровская политехника» и Украинском государственном университете науки и технологий, а также на трех предприятиях. В дальнейшем инициатива должна расширяться, привлекая большее количество школ и партнеров. Сейчас восьмиклассники проходят практические занятия в лабораториях НТУ «Днепровская политехника», где знакомятся с методами экологического мониторинга. Среди первых участников проекта – ученики гимназии №87, которые уже провели анализы воды и воздуха.

– Проект начат днепровскими учителями совместно с департаментом гуманитарной политики Днепровского городского совета, – рассказывает Артем Павличенко, первый проректор НТУ «Днепровская политехника». — Мы стремимся, чтобы дети не просто слушали лекции об экологии, а могли лично работать с реальными данными, анализировать окружающую среду и предлагать собственные решения определенных проблем.

Каждая команда учеников работает над собственным инновационным проектом «Каким будет Днепр через 10 лет», где они используют полученные знания на практике. На занятиях школьники знакомятся с современными приборами, позволяющими определять качество воды и воздуха, измерять уровень пыли и концентрацию углекислого газа. Ученики гимназии №87 участвовали в лабораторных практикумах, организованных кафедрой экологии и технологий защиты окружающей среды.

– В практикум вовлечены 20 наших учеников, — делится своими впечатлениями Ксения Данилова, учитель биологии гимназии №87. – Они получают бесценный опыт работы в лабораторных условиях, исследуют уровень загрязнения воздуха и химический состав воды. Такие навыки пригодятся каждому, независимо от выбранной профессии.

В лицее № 123 высаживают растения и делают экосумки

 В днепровском лицее №123 «Тандем» ученики с удовольствием присоединились к проекту GREEN-ED. А педагоги поставили перед собой амбициозную цель — воспитать новое поколение людей, осознающих важность экологического мышления и внедряющих его в повседневную жизнь. Куратором GREEN-ED в этом учебном заведении стал Михаил Григорьев – учитель биологии. На своих уроках он всячески поощряет школьников к получению новых знаний и полезных навыков, связанных с сознательным потреблением продуктов, внимания к животным и растениям, которые нас окружают.

Одним из самых ярких мероприятий проекта в лицее № 123 стала выставка работ, созданных школьниками из вторсырья. Среди представленных работ особое внимание привлек «Человек-апсайклинг» — инсталляция, созданная восьмиклассниками из использованных материалов.

– Этот арт-объект сделан полностью из вторсырья, – рассказывает восьмиклассник Артем Лобода, один из авторов работы. — Мы не потратили ни копейки — даже старые кроссовки, когда-то вышедшие из моды, теперь стали частью нашего проекта. В них мы посадили цветок, символ новой жизни. Думаю, такие мероприятия очень важны. Ведь мы хотим, чтобы наш город был чистым, и чтобы на улицах не валялся мусор.

 Особенностью GREEN-ED стало активное участие родителей во всех мероприятиях. Они не только поддерживают детей, но и сами принимают участие в создании экологических арт-объектов. Восьмиклассница Анна Кушнеренко рассказывает, что ее мама помогла сделать цветок из остатков лент. По словам педагогов, семейная поддержка значительно повышает эффективность экологического воспитания. Помимо создания работ, учащиеся активно участвуют в улучшении школьной среды. Они высаживают кустарники и деревья, создают тематические экозоны.

 Отдельного внимания заслуживает «Агитбригада» — инициатива, благодаря которой школьники готовят экологические театрализованные выступления, объясняющие важность бережного отношения к природе. Ее участники рассказывают о том, почему планета «расстраивается» из-за засорения, и как мы можем сделать ее счастливой.

GREEN-ED также включает интерактивные уроки, на которых дети учатся осмысливать экологические проблемы через искусство и науку. К примеру, на уроке по изобразительному искусству они разглядывали темную, серую картину с дымом и городскими пейзажами. Затем украсили ее цветами, кустарниками, деревьями, чтобы показать, как можно изменить мир вокруг себя. Школьники также создают экологичные сумки, которые используют вместо пластиковых пакетов. Отдельный вопрос – участие детей в уборке территорий. Сейчас, во время войны, такая практика запрещена, но педагоги нашли решение. Дети вместе со взрослыми высаживают калину, сирень и создают экологические пространства у своих домов. Таким образом, даже без прямого участия в уборке школьники учатся ценить чистоту и природу.

 От экологической осведомленности зависит здоровье жителей Днепра

 Сегодня Днепр сталкивается с рядом экологических вызовов, усугубляющихся из-за войны. В условиях нестабильности экологические знания играют решающую роль, предоставляя днепрянам возможность понимать существующие проблемы, принимать обоснованные решения.

– Война нанесла значительный ущерб природным системам страны, в частности, бассейну реки Днепр, — рассказывает Ирина Козлова, заместитель директора департамента экологической политики Днепровского горсовета. — Загрязнение происходит из-за взрывоопасных веществ, поврежденной инфраструктуры, включая трубопроводы, химические заводы и портовые сооружения. Разрушение гражданской инфраструктуры  —  умышленная тактика, реализуемая врагом. Она имеет серьезные экологические и гуманитарные последствия, нанося долгосрочный ущерб жизненно важным экосистемам. К примеру, таким как река Днепр. Качество воды в Днепре остается далеким от удовлетворительного. Чрезмерное содержание фосфатов от моющих средств, сельскохозяйственных стоков и промышленных отходов приводит к массовому размножению водорослей, то есть к «цветению воды», влечет за собой кислородное голодание и гибель рыбы. Заиление реки из-за отсутствия дноуглубительных работ усугубляет ситуацию.

А еще из-за введения военного положения на территории страны и связанных с этим ограничений в финансировании определенных видов деятельности приостановлена ​​работа областной сети автоматизированных станций мониторинга качества атмосферного воздуха. На данный момент получать информацию о состоянии атмосферного воздуха на территории города можно на сайте Днепровского городского совета: ежемесячно обнародуется соответствующая информация, полученная от Днепропетровского регионального центра по гидрометереологии. В ближайшее время запланировано подключение станции индикативного мониторинга атмосферного воздуха к онлайн-платформе, которая будет получена в рамках реализации проекта «Разработка интерактивной геопространственной онлайн-платформы для мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в Днепровской агломерации» Программы развития ООН в Украине в партнерстве с Правительством Швеции. Такая  онлайн-платформа позволит всем жителям города получать информацию о состоянии атмосферного воздуха в режиме реального времени и своевременно реагировать на уровень загрязнения воздуха. Оно может приводить к респираторным заболеваниям, сердечно-сосудистым проблемам и другим осложнениям со здоровьем. Потребление воды, загрязненной тяжелыми металлами и водорослями токсинами, тоже представляет значительный риск для здоровья.

– Экологические знания способствуют повышению осведомленности и обеспокоенности экологическими проблемами, — отмечает Ярослав Крысько, заместитель директора департамента экологической политики — начальник управления охраны окружающей среды Днепровского горсовета. — Эта осведомленность формирует экологически ответственное поведение, такое как сознательное потребление, надлежащее обращение с отходами (переработка) и участие в экологических инициативах. Особенно важны знания, связанные с действиями, которые позволяют людям принимать обоснованные решения, приносят пользу окружающей среде. Например, помогают выбирать более устойчивые виды транспорта или уменьшать потребление воды и энергии. Экологическое сознание вызывает у граждан чувство ответственности за окружающую среду, побуждая их соблюдать более устойчивые практики в повседневной жизни, что способствует смягчению экологических проблем города и построению более устойчивой громады. Департамент экологической политики Днепровского городского совета реализует ряд важных программ и проектов, направленных на улучшение экологической ситуации в городе. Среди них «Комплексная программа экологической безопасности и внедрение устойчивого развития г. Днепра на 2021-2025 годы» и «Программа по локализации и ликвидации амброзии полыннолистной и других карантинных растений на территории г. Днепра на 2024-2028 годы». Департамент также принимает участие в программе государственного мониторинга в области охраны атмосферного воздуха агломерации «Днепр» на 2022-2026 годы.

 Общественные организации в Днепре также играют активную роль в повышении экологической осведомленности. Например, организация «Underground Dnipro» занимается сбором и переработкой отходов и просветительской деятельностью о влиянии загрязнения. «Зеленый мир — Друзья Земли» работает в сфере устойчивого развития, вовлекает общественность в решение экологических проблем и осуществляет общественный контроль за соблюдением экологического законодательства. «Greenpeace Центральная и Восточная Европа» также участвует в инициативах, связанных с рекой Днепр, включая исследования и разработку концепции ее сохранения и восстановления, представленной в Кременчуге в июле 2024 года. Неоднократные акции по очистке территорий общего пользования проводятся с организацией Let’s do it. Департамент экологической политики Днепровского городского совета активно сотрудничает с международными организациями и проектами – такими как «Чистый воздух для Украины», UNDP, JICA и другими.

– Каждый год все больше социально активных горожан приобщаются к инициативам департамента по весенней уборке, высадке деревьев и очистке побережья реки Днепр на байдарках, — добавляет Ирина Козлова. – За последние годы с помощью днепрян собрано и передано на переработку более 10 тонн вторсырья, что позволило передать на фронт необходимые зимние вещи для наших защитников. Экологические знания чрезвычайно важны для того, чтобы жители могли понимать эти проблемы, принимать обоснованные решения и активно участвовать в их решении.

Фото Владимира Федорищева, Валерия Кравченко и открытых источников.

Напомним, ранее мы писали о том, как Днепр спасает экологию во время войны.

Категория: Новости Днепра, Образование, Тема дня

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: