Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ Стоки под контролем: как Днепр обновляет системы очистки воды

Логуш Ирина

Три станции аэрации в Днепре ежедневно очищают стоки с помощью бактерий, которые разрушают даже моторное масло.

В феврале 2025 года правительство решило обновить государственные и коммунальные предприятия водоотведения. Сделать это должны до 2034 года.  Сейчас в течение шести месяцев министерство развития громад и территорий будет собирать предложения и подготовит для Кабмина расчеты сроков и стоимости обновления. Журналистка «Наше місто» спросила у специалистов водоканала Днепра, что именно нужно сделать для лучшей очистки воды.

Три станции на город

Любой водоканал Украины не откажется от помощи в обновлении систем очистки стоков. В Днепре этим занимаются 3 станции аэрации — Центральная, Южная и Левобережная.

Для улучшения очистки воды достаточно провести капитальный ремонт станции аэрации.

Станции выглядят как каскад отстойников, через которые вода перетекает, постепенно очищаясь от песка и тяжелых примесей до удаления органических загрязнений с помощью бактерий, которые активно вырабатывают ферменты и разрушают органические отходы.

Даже без помощи правительства — собственными силами и с помощью инвестиционных проектов Днепр уже успел провести:

  • реконструкцию Южной станции аэрации за 2,1 млн грн;
  • капитальный ремонт первичного отстойника на Левобережной станции аэрации за более 160 тыс. грн;
  • реконструкцию здания решеток на Южной станции аэрации с заменой оборудования за почти 22 млн грн;
  • реконструкцию здания решеток на Левобережной станции аэрации тоже с заменой оборудования почти за 34 млн грн;
  • замену насосного оборудования на канализационной насосной станции Центральной станции аэрации до 33,6 млн грн.

В планах водоканала:

  • капитальный ремонт Центральной станции аэрации;
  • капитальный ремонт канализационно-насосной станции-5 с заменой оборудования.

Что нужно улучшить

По словам Евгения Захаренко, главного технолога КП «Днепроводоканал», для улучшения очистки воды достаточно провести капитальный ремонт станции аэрации и это можно делать одновременно с приемом стоков. Как это? Оказывается, станции в Днепре строили на большие объемы сбросов, но сейчас — из-за увеличения стоимости услуг население и предприятия экономят на потреблении воды, поэтому станции загружены не на полную мощность.

На водоканале внедряют технологии, которые позволяют экономить электроэнергию. 

Каждая станция использует в работе не все линии очистки и это не влияет на качество процесса. Оказывается, что в советские времена ступени очистки на станциях вводили в эксплуатацию постепенно. И когда Союз распался, то этим никто не занимался, но сейчас этот запас мощности может пригодиться. Нужно лишь капитально отремонтировать ту часть, которую активно использовали, а стоки перенаправить на те линии очистки, которые менее изношены. 

Более того, не нужно менять технологию очистки воды. Потому что когда из воды убрали остатки пищи и куриных перьев — да, встречалось и такое — то за дело берутся … бактерии, которые разрушают белок, жиры и углеводы, которые попадают в стоки. Очистка с помощью анаэробных механизмов считается эталоном очистки воды, потому что эти бактерии буквально съедают все плохое, что есть в стоках.

По словам Евгения Захаренко, микроорганизмы осовремениваются вместе с грязью, которую мы сливаем в канализацию: сегодняшние моющие средства оставляют после себя фосфаты, поэтому бактерий, которые этим «питаются» тоже стало больше! И эти микроорганизмы могут убрать из воды все, даже моторное масло, которое тоже попадало на станции аэрации.

«Природа дала нам уникальный механизм очистки воды. Но эти бактерии не могут «работать» без кислорода, которым мы равномерно насыщаем воду в отстойниках, а это очень энергозатратно», — рассказал главный технолог КП „Днепроводоканал“.

По словам Николая Гончарова, заместителя главного инженера КП «Днепроводоканал», на Южной станции аэрации в процессе монтажа сейчас находится новая компрессорная установка, которая будет давать тот же воздух для насыщения воды кислородом, но при меньшем потреблении электроэнергии.

И это не все способы, которыми можно улучшить качество сточной воды. Например, сделать засорение воды финансово невыгодным.   

Сеть канализации на троих

Процесс очистки воды начинается с момента, как стоки попадают в канализацию. Если для жителей многоэтажек не нужно для этого ничего делать — только вовремя оплачивать счета, то для компаний, который производят лаки и краски, выпекают хлеб, или моют машины на автомойках по правилам нужно устанавливать очистные сооружения, которые будут очищать воду на первом этапе. Потому что нельзя сбрасывать в общую сеть токсичные вещества без предварительной очистки, и это регулируется приказом министерства регионального развития №316. На основе этого документа в Днепре разработали местные правила приема сточных вод

Главный принцип прост: если кто-то хочет открыть автомастерскую или пекарню, то он должен заключить соглашение с КП «Днепроводоканал» на водоснабжение и водоотведение. Для последнего владелец СТО или пекарни должен установить оборудование для очистки стоков по требованиям водоканала. Регулярно стоки таких компаний проверяют на превышение токсичных веществ — если их больше, чем нужно, то компания должна компенсировать это деньгами.

«Инспекция контролирует примерно 700 предприятий, но это те предприятия, которые сбрасывают свои сточные воды в сети водоканала. Вообще их гораздо больше», — сообщил Игорь Горевой, начальник инспекции по контролю качества сточных вод предприятий КП „Днепроводоканал“.

Почему больше? Потому что исторически так сложилось, что в Днепре сеть канализации разделили между собой КП «Днепроводоканал», “Укрзализныця” и Приднепровская ТЭС. Чья сеть — то к тому владелец СТО или пекарни должен был приходить и подписывать соглашение на водоотведение.

Как стало известно «Наше місто», сети канализации в Приднепровске уже переподключены к сетям водоканала, а процесс передачи сетей железной дороги начался еще в 2015 году и до сих пор не завершился. Как сообщили на КП «Днепроводоканал» на баланс города еще не принято 2 канализационные насосные станции и примерно 37 км сетей. Это подтвердили редакции и на предприятиях: ни Приднепровская ТЭС, ни “Укрзализныця” не заключали за 2024 год и два месяца этого года соглашения на прием стоков и не штрафовали нарушителей.

В инспекции сообщили, что в 2024 году провели примерно 500 проверок и обнаружили превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ у 89% предприятий, за что было начислено 7,7 млн грн средств за сверхурочные сбросы. Только 11% предприятий в прошлом году не превысили этот показатель. 

На момент подготовки материала в этом году инспекция уже провела около 80 проверок и нашла превышение у 91% предприятий. За это компаниям насчитали 1,7 млн грн “штрафов”.

Самое главное то, что именно город в ближайшее время — когда получит все сети — сможет контролировать качество сточных вод, а от этого зависит и то, насколько чистой будет вода в водоемах.

Категория: ЖКХ, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Районы Днепра, Тема дня

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: