Skip to content

На передовой информации: как журналисты Днепра фиксируют войну

Журналісти на війні

16 февраля в Украине отмечают День военного журналиста — праздник тех, кто каждый день рискует жизнью, чтобы мы видели правду о войне. Журналисты работают на передовой и в местах вражеских атак, фиксируя последствия боевых действий. Об их нелегкой работе рассказывает «Наше місто» со ссылкой на Днепр оперативный.

Валерий Кравченко и его фотографии фронтовых реалий

Валерий Кравченко — фотокорреспондент и бывший военный, который стал свидетелем и фиксатором самых важных моментов на фронте. Он работал в многочисленных местах ракетных ударов по Днепру, неоднократно посещал зону боевых действий и сделал более 9 тысяч фотографий для будущей книги о 128-й отдельной бригаде ТРО “Дикое Поле”.

-Еще в начале войны мы впервые оказались в месте дислокации 128-й бригады ТРО. Потом много общались, ездили на ноль. Попали под обстрел, нас чуть не накрыло вражеской 120-миллимитровой миной. Тогда комбриг сказал, что кто-то из нас в рубашке родился. Вражеский дрон “Мавик” засек нашу машину, передал координаты, и российские минометчики открыли огонь. Но у нас вдруг заглохла машина, и мы просто несколько метров не доехали до точки удара, — вспоминает Валерий Кравченко.

Большинство фото с мест ракетных ударов по Днепру, которые видели горожане, Украина и мир, были сделаны именно Валерием Кравченко. Он признается, что когда включается в работу, то не замечает течения времени и старается сделать как можно больше интересных и эмоциональных фото.

-На прилете просто работаешь, автоматически фиксируешь моменты трагедии, моменты спасения. А накрывает уже потом — бывает через неделю, а после трагедии в доме по Набережной Победы, 118, меня накрыло через полгода. Я работал на месте три дня. А потом, когда через некоторое время приезжаешь работать на место трагедии, снова смотришь на горе людей, вспоминаешь те ужасы. Вот во время такого выезда у меня слезы едва не потекли. Я еле сдержался, когда увидел, как плачут люди, — добавляет Валерий Кравченко.

За каждым кадром — боль: видеооператор Константин Фурдуй о войне

Видеооператор Константин Фурдуй почти 3 года документирует войну. Его первый выезд был в Харьковскую область, где он снимал концерты для военных, во время которых раздавались артобстрелы.

-Это была моя первая поездка в зону боевых действий, Харьковская область, — говорит Константин. — Нас предупредили, чтобы с дороги не сходили, потому что вокруг мины. Нам показали трофейные танки, мы записывали интервью с военнослужащими. 

После этого было много выездов в разные области, в том числе на деоккупированные территории. Константин вспоминает, как работал на границе Херсонской области, снимая разрушенные здания под звуки артиллерии.

Больше всего ему запомнилась трагедия 14 января 2023 года, когда вражеская ракета попала в девятиэтажку в Днепре. Константин прибыл на место через час после взрыва.

-Я был сосредоточен на работе, я даже не осознавал до конца, что произошло. А потом была небольшая пауза, я взял у волонтеров чай, чтобы согреться. Мне еще дали бутерброд, я сел во дворе и посмотрел на все не через объектив камеры, а своими глазами. И осознал, как это страшно, — говорит видеооператор. 

Война глазами журналистки Анастасии Ткач

Анастасия Ткач — одна из самых оперативных журналисток Днепра, которая на протяжении почти трех лет освещает последствия ракетных ударов по городу. Ей часто приходится работать в условиях, когда риск для жизни и здоровья огромен. Настя не только передает информацию, но и чувствует все трагедии, с которыми сталкивается ее родной город.

-Ночью после съемки у меня все прокручивается в голове. Особенно, когда под ударами оказываются жилые дома. Понимаешь, что там была жизнь, люди несли в свои дома тепло, заботу. И тут одновременно все исчезает. Когда я приехала на прилет в первый раз, я даже не ожидала, что буду плакать на месте события, увидев человеческую боль, — рассказывает Анастасия Ткач.

Одной из таких трагических историй был рассказ об ударе по жилому дому в Подгородном, где погибли ребенок и его мать. С того места Анастасия привезла детскую игрушку, которая принадлежала малышу, которому не было еще и года.

Такие моменты тяжело переживать, и Анастасия не скрывает, что для нее это большое испытание. Кроме того, журналистка не раз сталкивалась с ситуациями, где нужно было применять навыки оказания первой помощи.

-Это было после взрыва в ТРЦ “Апполо”. Мужчина находился на остановке общественного транспорта, у него осколком была ранена нога. Я уже три года ношу с собой турникет, у меня сестра парамедик, и я тоже прошла курсы. Я оказала помощь мужчине и тут приехала скорая. Я отрапортовала медикам, что наложила жгут минуту назад, и побежала снимать видео, — вспоминает Анастасия.

Несмотря на жестокость ситуаций, с которыми ей приходится сталкиваться, Анастасия продолжает свою работу и активно помогает в информировании общества, не забывая при этом о психологическом напряжении. Чтобы справиться с этими эмоциональными трудностями, она работает с психологом.

Истории войны с Дариной Сухонис

Дарина Сухонис — журналистка, которая много рисковала, работая в условиях войны. Еще в начале войны она обманывала маму, уверяя ее, что отправляется в Павлоград, хотя на самом деле целью ее поездки была Донецкая область. Там она снимала материал для своего проекта “Истории войны”, который принес ей победу в конкурсе «Честь профессии».

Дарина вспоминает, как плакала на руинах вокзала в Краматорске после вражеского обстрела 8 апреля 2022 года, в результате которого погиб 61 человек. Это стало тяжелым испытанием, но она продолжила свою работу.

-Мне было очень страшно попасть на вокзал в Краматорске после ужасного обстрела. Я плакала от осознания ужаса. Помню этот полуразрушенный вокзал, мы ходим, все как в кино — параллельная реальность. — Как будто и магазин открыт, и шаурма продается, люди фотографии делают, живут своей жизнью. А рядом разбитое здание и место, где погибли несколько десятков людей, — вспоминает Дарина.

Во время поездок в зону боевых действий Дарина узнала, как важна правильная логистика, и как легко попасть в опасность, если отклониться от маршрута.

-Необходимо, чтобы водитель хорошо ориентировался. На войне ребята прямолинейные. Даже, чтобы сходить в туалет, нам указывали определенное место в посадке. И понятно, что тут не до кокетства и стараешься не думать, что тебя могут из позиций в тепловизор рассмотреть. Был случай, когда нас торопили, ведь летал вражеский разведывательный дрон.

После таких поездок Дарина пообещала своей маме больше не рисковать жизнью и изменила формат своей работы. Теперь она занимается волонтерством, собирая деньги для ВСУ и привлекая спонсоров. А героев своих “Историй войны” приглашает в студию.

Дневники войны Ирэны Шевченко

Журналистка Ирэна Шевченко начала работать в зоне боевых действий еще в 2014 году как волонтер, а первый журналистский выезд состоялся в январе 2024 года — в Донецкую область.

-Мы поехали вместе с кинологическим центром «Антарес» на поиски тел под руинами разрушенного вражеской ракетой дома. Это был первый выезд, тяжелый как эмоционально, так и физически. Мы целые сутки наблюдали за кропотливой работой кинологов, когда собаки изучали каждый сантиметр руин. Самое неожиданное впечатление у меня было от поведения собак. Когда они работают на месте поиска — для них это игра. Они же не воспринимают это как боевое задание. Когда собаки устают, кинологи начинают с ними играть — бросать мячики, бегать. И люди, которые не знают таких тонкостей, удивляются, потому что в месте поиска тел погибших это выглядит странно и неуместно, — рассказывает Ирэна Шевченко. 

Ирэна также вспоминает животных, которых встречала на войне, в частности котенка в городе Курахово, который мог погибнуть за несколько минут без помощи. Она вспоминает, как в Селидово снимала последствия ракетного удара по детскому саду.  Ее воспоминания связаны и с эвакуацией тел погибших бойцов.

-У морга мы снимаем, как тела погибших героев передают представителям бригад, упаковывают личные вещи погибших. И было очень страшно видеть, как на разбитом экране телефона одного из бойцов застыл вызов от его мамы. Мы понимали, что это был последний вызов, который принял телефон бойца, — вспоминает журналистка.

Ирэна Шевченко цитирует пресс-офицера, который сказал: «Ни один репортаж не стоит жизни». Работа журналиста в условиях боевых действий – это всегда огромный риск, который требует невероятной смелости. Их преданность своему делу заслуживает уважения и поддержки.

Фото Днепра оперативного. Коллаж: НМ.

Читайте также: Осталась мать, сын, дочь, брат и сестра: в госпитале от ранения умер солдат из Никополя.

Категория: Война, Интервью, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: