Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ ОФИЦИАЛЬНО Взрывы, драки, игра в кальмара: как обезопасить подростков из Днепра от деструктивных трендов из соцсетей

Михаил Чернов

Жестокая война, которую страна-агрессор ведет против Украины уже почти три года, постоянный стресс и тревожные настроения в обществе отражаются на настроениях и психологическом состоянии детей и подростков, пишет “Наше місто”.

Рост нервозности и агрессии среди детей – одна из распространенных реакций. Кроме того, именно подростки очень подвержены влиянию массовой культуры и многочисленных блогеров, лидеров мнений из социальных сетей. Они, среди прочего, могут продвигать деструктивные тренды и призывать к участию в экстремальных и опасных челленджах.  В этой связи бьют тревогу родители, педагоги, правоохранители. 

Подростки подрывают самодельные петарды…

Недавно экстремальный случай произошел прямо в центре Днепра — на Европейской площади раздался взрыв. Неизвестные подростки бросили в модульное укрытие самодельные петарды, которые с грохотом разорвались, сообщал “Днепр оперативный”.

Очевидцы отмечали, что неизвестные злоумышленники вероятно швырнули в укрытие «крота» — самодельный взрывной пакет, который производится из одноименной смеси для прочистки труб. Напомним, в Украине официально запрещено использовать пиротехнику, в частности — петарды.

Такие экстремальные и крайне опасные развлечения подростков — продолжение трендов из соцсетей в оффлайне, в реальной жизни. Как раз зимой в социальной сети TikTok распространялся опасный челлендж: задача, которую должны были выполнить зрители — изготовить самодельные петарды.

Детям и подросткам напоминают: такие действия — опасные, угрожают здоровью и жизни. Правоохранители отмечают: последствия таких экспериментов — катастрофические: химические ожоги, шрамы на лице и руках, а в некоторых случаях — длительное лечение. А медики подчеркивают: подобные травмы могут остаться на всю жизнь. 

… и рискуют потерять конечности и глаза

Действительно, ужасный случаи недавно произошли во Львове. Трое подростков подражали опасному тренду в TikTok, мастерили петарду, в результате  самодельная взрывчатка взорвалась у них перед лицами…

Как сообщается, ребята 10, 11 и 15 лет пытались изготовить петарду по инструкции, о которой узнали из соцсети. После таких опытов всех в течение недели госпитализировали с глубокими химическими ожогами лица.

«Средство для очистки труб, которое есть в этих так называемых петардах, буквально разъедает кожу детей. Больше всего страдают глаза, ведь там ткани — самые тонкие. Детям мы оказали помощь. У них, к сожалению, останутся рубцы на лице», — рассказала журналистам ожоговый и пластический хирург  Галина Саян.

Нападение на киоск и угрозы продавщице: преступления ради популярности в соцсетях

Самодельная взрывчатка, которую подростки пытаются изготовить по  рецептам из соцсетей – лишь один из фрагментов проблемы. Другие тренды – также крайне опасные и могут привести к серьезным проблемам с законом – для самих подростков, а также их родителей. 

Так, недавно в Днепре ювенальные полицейские установили двух несовершеннолетних, совершивших опасные хулиганские действия в Индустриальном районе города. В соцсетях появилось видео, где  подростки 11 и 15 лет сначала бросали в киоск пакеты со взрывчатой ​​смесью, а затем оскорбляли продавщицу. Как выяснили правоохранители, эти хулиганские выходки были подражанием опасному тренду из соцсети TikTok.

Полиция составила административные протоколы на родителей по ст. 184 КУоАП (“Невыполнение обязанностей по воспитанию детей”). С подростками и их семьями провели профилактические беседы, призвав избегать подобного поведения в будущем. Однако проблема есть и требует реакции общества.

Педагоги призывают родителей отговорить детей от опасных челленджей

Не только соцсети, но и популярные сериалы влияют на подростков Так, в одной из школ Днепра дети с условным оружием устроили «Игру в кальмара» — по мотивам сверхпопулярного корейского сериала, герои которого должны проходить экстремальные и жестокие испытания для выживания и победы. 

Действительно, влияние кино, сериалов, медиа, соцсетей, инфлюэнсеров и популярных блогеров на детей и подростков – огромно, а последствия такого влияния далеко не всегда позитивные. Дети начинают подражать экстремальным и жестоким моделям поведения, которые увидели на экране.

«Бьем тревогу! В Сети распространяется опасный тренд с избиением детей, — сообщает департамент гуманитарной политики городского совета. — С начала года Интернет заполонили видео, на которых подростки жестоко бьют сверстников. И это — не единичные случаи, а география таких столкновений  расширяется… К сожалению,  буллинг и другие проявления насилия в школах по всей стране становятся нормой… Конечно, война, стресс и нехватка внимания очень сильно влияют на детей, но жестокость – не оправдание!”

Как противодействовать опасным воздействиям, что следует делать родителям, чтобы обезопасить детей?  Представители департамента гуманитарной политики призывают детей и взрослых не быть безразличными:

«… Пожалуйста, не поддерживайте насилие ни действиями, ни молчанием! Если вы стали свидетелем издевательств — как можно быстрее сообщите об этом взрослым или в полицию,  на горячую линию 102.

Призываем ребят не следовать трендам, которые могут расчеловечивать других и распространять насилие. Также просим родителей учить ваших детей разрешать конфликты путем диалога”.

В школах Днепра с детьми говорят о безопасности в Интернете

В школах Днепра, подчиненных департаменту гуманитарной политики городского совета, проактивно реагируют на вызовы, которые возникают в наше непростое военное время. Учителя, школьные психологи регулярно проводят интересные интерактивные занятия о безопасном поведении в сети, чтобы объяснить разумные и полезные правила и уберечь детей от неприятностей.

Корреспонденты “НМ”  побывали в днепровской гимназии №133 и вместе с учениками 8-Б класса посетили тематический урок, посвященный безопасному поведению в Интернете. Такие занятия проводятся регулярно. Для самых маленьких учителя доносят важную информацию в игровой форме, для школьников старших классов — проводят интересные тренинги и активности с использованием искусственного интеллекта.

Наталия Василенко

– Мы постоянно проводим мероприятия, посвященные безопасности детей в Интернете и социальных сетях, – объясняет Наталья Василенко, директор днепровской гимназии №133, где учатся более семисот детей и работают 45 педагогов. — Подробно рассказываем, каким образом ребята могут воспользоваться Интернетом, чтобы найти что-нибудь интересное, полезное, нужное для обучения. Также очень важно объяснить детям, какой контент в Интернете опасен, где можно натолкнуться на фейковые сообщения, какая информация может навредить, какие сведения, например, не нужно разглашать. В целом, наша задача — научить детей разбираться в этой теме, научить пользоваться Интернетом во благо и не навредить себе.

Занятия по безопасности в Интернете и соцсетях для учащихся 8-Б класса проводят учительница истории Олеся Коржова и школьный психолог Юлия Чеченя. Урок проходит интересно и живо: педагоги показывают детям презентацию на интерактивной доске и приглашают поучаствовать в онлайн-опросе по теме занятия.

Олеся Коржова

Олеся Коржова приглашает школьников принять участие в квесте: дети отвечают на интересные вопросы об Интернете, вспоминают правила безопасного поведения в сети, важность использования антивирусных программ и надежных паролей. Обсуждают, какие угрозы есть в виртуальном пространстве — мошенничество,  буллинг, использование ботов и др.

Ребята уверенно и быстро отвечают на вопросы, они хорошо понимают, что стоит, а что не стоит делать в Интернете и соцсетях. В итоге ученицы 8-Б Ярослава Устименко, Елизавета Полянская, Кристина Вонсович показывают лучшие результаты.

Важный аспект – позаботиться о безопасности своего общения в соцсетях и уметь противодействовать манипуляциям. Ведь агрессивное общение, хейт (от англ. to hate — ненавидеть), манипуляции — негативный признак соцсетей в наше время.

Юлия Чеченя

– В соцсетях мы можем испытывать разные эмоции, — объясняет школьный психолог Юлия Чеченя. — Ведь каждый человек индивидуален. Впрочем, в любом случае следует оставаться при своем мнении. Если кто-то из пользователей проявляет агрессию, лучше всего  успокоиться и не поддаваться манипуляциям. 

С хейтом в сети могут столкнуться у дети и взрослые, отмечает в разговоре с учениками директор гимназии Наталья Василенко. Поэтому стоит позаботиться о личной эмоциональной безопасности. Школьники делятся своим опытом: в случае агрессии в соцсети можно заблокировать того, кто пытается тебя обидеть, или подать жалобу администрации соцсети. А в случае откровенно противоправных действий со стороны других пользователей – реагировать проактивно:

– Надо обратиться к родителям, а еще, если нужно – в киберполицию, – говорит ученица 8-Б класса Ярослава Устименко.

Учителя напоминают детям: в сети мы никому не сообщаем номера телефонов, номера банковских карт, не публикуем домашний адрес, не сообщаем незнакомым свое местонахождение

Важный акцент, который делают педагоги — в наше сложное и тревожное военное время враждебная пропаганда может предоставлять деструктивную информацию, поэтому доверять можно только украинским официальным источникам информации.  Кроме того, через соцсети противник может анонимно предлагать совершить уголовные правонарушения, вроде поджогов или разных диверсий, и обещает за это деньги. На такие коварные предложения ни в коем случае нельзя отвечать, отмечает школьный психолог Олеся Чеченя.

– Если, например, неизвестные предлагают совершить что-то противозаконное, обещают деньги за поджоги или что-то еще — не отвечайте на такие предложения. Лучше всего — сообщить родителям, учителям, правоохранителям, например — в киберполицию, — поясняет она.

Искусственный интеллект помогает в хорошем деле: в финале интересного и полезного занятия дети с помощью учителей с помощью ИИ за несколько минут создают… песни — о безопасности в соцсетях и противодействии фейкам. Результат – впечатляет: за несколько минут ребята включают композиции в разных жанрах – от мелодичной популярной музыки до динамичного металла. А главное — благодаря энтузиазму и усилиям педагогов школьники теперь лучше осведомлены о том, как обезопасить себя в Интернете и соцсетях в наше время.

Не участвовать в опасных челленджах — советуют правоохранители

Нацполиция Украины призывает родителей и детей быть внимательными и не рисковать здоровьем ради популярности в соцсетях.

Что нужно знать и делать?  

Для детей:  

— Не повторяйте опасные действия, которые вы видите в соцсетях. Жизнь и здоровье намного важнее любых просмотров или лайков.  

— Если друзья предлагают принять участие в таких «челленджах», скажите «нет» и расскажите об этом взрослым.  

— Сообщите учителям или родителям, если знаете тех, кто планирует проводить опасные эксперименты.  


Для родителей:  

— Контролируйте, какие видео и челленджи просматривает ваш ребенок в Интернете.  

— Объясните детям, что «лайки» в соцсетях не стоят их здоровья и жизни.  

— Доверительно общайтесь с детьми и рассказывайте о последствиях опасных действий.

«Если вы знаете о случаях распространения опасных челленджей или травмирования детей, не оставайтесь в стороне — обращайтесь в полицию по номеру 102», — отмечают правоохранители.

Буллинг — правонарушение и влечет наказание

Буллинг (травля человека, жестокое обращение в коллективе, унижение по определенному поводу и др.) — это административное правонарушением. Согласно статье 173-4 КУоАП, такие действия влекут ответственность в виде штрафа от 850 до 1700 грн или общественных работ от 20 до 40 часов. 

Вместе с тем уже известны факты жестокого избиения детей, за которые обидчики могут получить реальный тюремный срок.

Советы юристов: как можно защитить права детей и подростков

Юристы отмечают: каждый ребенок имеет право на защиту (и даже нуждается в нем) — независимо от того, находится ли он в конфликте или в контакте с законом: и обидчик, и потерпевший, и даже свидетель.

Обращение ребенка за правовой помощью определено ст.ст.3, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.ст. 3, 9, 10 Закона «Об охране детства». Эти нормативно-правовые акты – приоритетные, призваны не оставить ребенка наедине с проблемой, в частности — не делать его зависимым от бездействия законного представителя.

К кому может обратиться ребенок в случае насилия?

Прежде всего, это взрослый, которому ребенок доверяет: мама, папа, опекун или попечитель; старшие братья или сестры; учитель, психолог учебного заведения или учреждения, под наблюдением которого находится ребенок; тренер спортивной секции или кружка.

Также это, безусловно, руководитель учебного заведения, где мог произойти инцидент, а также — правоохранительные органы (полиция, прокуратура), которые фиксируют, квалифицируют и в дальнейшем расследуют противоправное посягательство.

В юридических вопросах могут помочь Центры оказания бесплатной правовой помощи. Система БПД призвана среди прочего обеспечивать гарантированную государством правовую защиту прав и интересов детей.

Родители имеют право на самозащиту своего ребенка, совершеннолетних дочерей и сына. Также родители имеют право обращаться в суд, органы государственной власти,  местного самоуправления и общественные организации за защитой прав и интересов ребенка (ст. 154 Семейного кодекса). 

Однако юристы подчеркивают: реализуя право на защиту ребенка, родителям не следует совершать самосуд или проводить самостоятельное расследование в ситуации насилия или иного нарушения прав ребенка. Такие действия могут расцениваться как правонарушение и даже повлечь административную или уголовную ответственность, а также привести к потере драгоценного времени и препятствовать эффективному сбору доказательств.

Фото Владимира Федорищева

Категория: Важно, Новости Днепра, Образование, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: