![](https://nashemisto.dp.ua/wp-content/uploads/2025/01/temu-voter-883x662.jpg)
29 января в мире начинается празднование китайского Нового года, который в 2025 году продлится до 16 февраля. Помимо собственно праздника, по традиции — это период крупных распродаж и скидок на популярных китайских маркетплейсах, таких, как хорошо знакомый многим украинцам AliExpress, а также Temu, который с недавних пор набирает популярность. Почему покупки за семью морями так популярны среди украинцев и чем новая инициатива депутатов ВР может испортить жизнь любителям шопинга — рассказывает “Наше місто”.
Товары из Поднебесной дешевле, но доставка долгая
Действительно, заокеанские торговые площадки в Интернете. где можно купить что угодно — от смартфонов и одежды до запчастей и косметики — очень популярны среди многих украинцев. Которые постоянно покупают на далеких азиатских маркетплейсах электронику, одежду, товары для дома, запчасти для авто и многое-многое другое.
Статистика впечатляет: в 2024 году в Украину ввезли 75,5 млн международных почтовых отправлений, стоимость товаров в них составила 123 млрд гривен. Разумеется, не все посылки присланы с AliExpress или Temu , но общий объем товаров, поступающих в страну в виде посылок, впечатляет.
Действительно, ассортимент таких торговых площадок — огромный. А новинки электроники (или их подделки, реплики известных брендов — тут каждый выбирает сам) появляются на китайских маркетплейсах очень быстро.
![](https://nashemisto.dp.ua/wp-content/uploads/2025/01/image-21-1060x478.png)
Пожалуй главное преимущество — цена многих товаров ощутимо ниже, чем цена на аналогичный товар в Украине. А значит — с потребительской точки зрения покупки на азиатских маркетплейсах позволяют украинцам существенно экономить деньги.
![](https://nashemisto.dp.ua/wp-content/uploads/2025/01/aly-chasy-voter-1042x662.jpg)
Днепряне, которые имели опыт покупок, говорят: выбор очень большой, найти можно что угодно, надо быть готовым подождать посылку.
– Заказывал на AliExpress мелкую электронику и аксессуары для смартфонов уже несколько раз, — рассказал Михаил, житель Днепра. — Конечно, визуально сам маркетплейс производит впечатление несколько хаотичного, однако цены действительно очень привлекательные. Доставка – около месяца. Впрочем, если товар нужен не прямо сейчас – приемлемо.
Раньше ждали несколько месяцев, сейчас посылки приходят за три недели
Покупатели делятся подробностями покупок на «Али».
– Делал несколько заказов. Оплату за товар производил онлайн, — уточняет детали Михаил. — В итоге все заказы приехали на определенное отделение “Укрпочты”: одно — за 3 недели, другое — за месяц и несколько дней.
![](https://nashemisto.dp.ua/wp-content/uploads/2025/01/aly-telefon_voter-989x662.jpg)
А вот раньше сроки доставки с китайских маркетплейсов впечатляли:
– Первую покупку на “Али” я сделал еще в далеком 2013-м, — вспоминает днепрянин Денис. — Тогда заказывал планшет — они как раз были очень популярны. Покупка ехала месяца два, но в итоге пришла. На планшете была только английская буквенная раскладка, но это — решаемая проблема. Главное — такой способ шопинга действительно имеет место быть и он работает.
Кстати, даже с учетом войны и очень сложных маршрутов перевозки товаров из Китая, доставка с маркетплейсов стала ощутимо быстрее, чем была еще несколько лет назад, рассказывает молодой днепрянин Богдан, который регулярно покупает на AliExpress и Temu аксессуары для компьютерной техники.
![](https://nashemisto.dp.ua/wp-content/uploads/2025/01/kovryk-dlia-myshky-aly-1060x598.jpg)
– Недавно заказал себе удобный коврик для мышки — прислали через три недели. Причем, на отделение Meest Экспресс, а не на “Укрпочту”. Всем доволен, коврик — что надо, — делится впечатлениями молодой человек.
Угадать с размером — задачка со звездочкой
Впрочем, покупки на далеких китайских маркетплейсах, наряду с широким выбором и привлекательными ценами, могут быть сопряжены с рисками: качество не устроит, параметры не подходят и т.п.
В первую очередь — если речь идет об одежде или обуви. Которую в такой ситуации приходится покупать без примерки. А значит — всегда есть риск, что с размером не угадаешь.
– Заказал на Temu утепленные джинсы – очень нужная вещь зимой, – рассказал днепрянин Андрей (имя изменено по просьбе героя – прим.ред.) – Цена очень привлекательная – где-то около 700 грн, да и доставка была бесплатная, кстати – сравнительно недолгая. Однако – вышла накладка: джинсы классные, теплые, но – немного коротковаты. Возвращать не стал – морока, сейчас пытаюсь отдать друзьям-знакомым, ищу, кому джинсы подходят по размеру.
![](https://nashemisto.dp.ua/wp-content/uploads/2025/01/dzhynsy-temu-voter-883x662.jpg)
Впрочем, та же проблема — угадать размер и параметры одежды-обуви — вообще у всех онлайн-покупок одежды и обуви, не только в китайских, но и в отечественных магазинах. Но вот только покупая в условной “Розетке” у клиента есть возможность примерить куртку, джинсы, кроссовки в отделении до оплаты. А следом — купить или отказаться, если не подошло.
И даже вернуть купленный и оплаченный через Интернет товар украинским продавцам и получить обратно деньги несколько проще, чем отправлять джинсы или обувь, которые не подошли, в Китай и ждать возврата. Уж проще выставить эти вещички на продажу на ОЛХ и подождать, когда на этот товар найдется свой покупатель.
Вести диалог с продавцами — можно и нужно
Как показывает опыт, с продавцами из далекого Китая можно и нужно вести диалог — в случае вопросов о сроках доставки, при возникновении претензий по качеству, комплектности заказанного товара и т.п. Чтобы преодолеть языковой барьер — поможет элементарный гугл-переводчик. Кстати, в мобильном приложении “Алиэкспресс” в разделе для связи с продавцом написанные на украинском или русском языке сообщения как правило автоматически переводятся.
Кстати, особо продвинутые покупатели на азиатских маркетплейсах порой ухитряются и товар купить, и деньги вернуть — вступая в активную дискуссию с продавцами, жалуясь и отчасти манипулируя.
Об одном из лайфхаков, которые находятся «на грани фола», рассказал нам на условиях анонимности молодой днепрянин, который имеет опыт покупок на китайских маркетплейсах.
«К примеру, приятель покупает на “Алиэкспресс” что- то не очень дорогое — скажем, кроссовки не топового бренда. Платит деньги, ждет товар, получает его. А потом пишет продавцу на маркетплейсе «ругательное» письмо: дескать, товар не оправдал ожиданий, кроссовки жмут, не отвечают размерной сетке, еще и дурно пахнут, ужас». Словом — клиент резко недоволен, деньги уплачены не пойми за что, будет писать негативный отзыв на страничке товара…”
На этом этапе китайские продавцы, которые очень не любят негативные отзывы, как правило пытаются вести активный диалог — переубеждают, что товар прекрасный, затем предлагают скидки-бонусы на следующие покупки. Наконец, если покупатель упорствует и обещает таки написать ругательный отзыв — предлагают вернуть деньги.
«Так и получилось — приятелю вернули деньги, а товар, к слову, остался у него», — рассказал наш собеседник.
Компании, которые торгуют на другом известном маркетплейсе — “Тему” — пока что тоже чувствительно реагируют на возможные негативные отзывы и откликаются на обращения покупателей.
Однако ясно, что превращать в систему такие «хитрые возвраты» не стоит. С этической точки зрения это пахнет мелким мошенничеством. А главное — клиента, который получает товар, жалуется и под разными предлогами пытается выбить компенсацию, китайские продавцы вскоре идентифицируют и просто отправят его аккаунт и IP-адрес в «черный список», заблокировав возможность дальнейших покупок.
Какие нюансы стоит учитывать, покупая на китайских маркетплейсах
При регистрации на сайте или в приложении маркетплейса оптимально настроить интерфейс под себя — выбрать локацию — Украина и валюту — гривна.
Целесообразно понимать заранее, какой товар вы пожелаете купить. Ассортимент маркетплейсов — огромный, буквально разбегаются глаза. Так что лучше определиться заранее, какой предмет и с какими параметрами вам нужен, и прицельно подыскивать его.
![](https://nashemisto.dp.ua/wp-content/uploads/2025/01/aly-na-jekrane-voter-746x662.jpg)
Стоит разумно сравнивать цены и условия покупки и доставки. На маркетплейсах вроде AliExpress и Temu представлены товары от очень многих разных продавцов, так что имеет место разбег цен . Покупка нескольких единиц товара позволяет добиться чуть меньшей цены за штуку, также при определенных условиях доступна бесплатная доставка.
В итоге, после продуманного тщательного поиска можно выбрать тот же телефон, планшет, аксессуары, одежду или обувь по наиболее привлекательной цене и с оптимальными конкретно для вас условиями доставки.
Кстати, о доставке: она действительно происходит не быстро. Поэтому покупать на AliExpress или Тему целесообразно в том случае, если вы готовы подождать заказанный товар некоторое количество времени. К примеру, покупая например прямо сейчас зимние вещи или обувь, надо понимать, что приедут они в хорошем раскладе в конце февраля в начале марта.
Доставку можно отслеживать через трекинг на сайте или в приложениях.
В Украине посылки как правило прибывали на отделение “Укрпочты” — ближайшее к тому адресу который указал получатель товара. Впрочем, по опыту покупателей, также иногда поступают на отделение Meest.
Недавно “Укрпочта” заключила соглашение с Temu. А значит, можно надеяться на привлекательных условия доставки в отделения национального почтового оператора.
Покупки на «Али» и не только хотят обложить налогом
А тем временем государство решило конкретно наложить руку на покупки украинцев на зарубежных маркетплейсах. В январе в ВР внесли законопроект, который предусматривает налогообложение посылок — НДС (20%), а также таможенная пошлина: ее планируют взимать, если стоимость отправления превышает 150 евро.
– Товары, покупаемые гражданами на маркетплейсах или других подобных платформах, подлежат налогообложению НДС независимо от их стоимости. При этом ввозная пошлина с таких товаров будет взиматься только в случае, если их стоимость больше 150 евро, — сообщил Даниил Гетманцев, глава налогового комитета Верховной Рады.
По очень предварительным прогнозам, если такой законопроект примут, товары, которые украинцы активно заказывают на иностранных интернет-площадках (AliExpress, Temu, и не только) могут подорожать на 20-30%.
![](https://nashemisto.dp.ua/wp-content/uploads/2025/01/aly-nout-voter-963x662.jpg)
Причем, такие драконовские меры во многом поддерживает бизнес. Крупные торговые сети аргументируют тем что очень многие сограждане покупают на азиатских маркетплейсах дёшево крупные партии товара, после чего перепродают их по значительно более высокой цене в Украине. Ведется ли такая торговля с соблюдением правил и платятся ли при этом гражданами-перекупщиками налоги — вопрос открытый и непонятный.
А главное, по мнению бизнеса, от такой предпринимательской активности граждан страдают торговые сети. Которые покупают товары примерно в том же Китае, только оптовыми партиями, и при этом вынуждены платить государству таможенные пошлины и налоги.
– Очень активно идут посылки в Украину из маркетплейса Temu, все очень дешево, — цитирует Александра Барсука, руководителя глава концерна «Ярослав» издание Страна. — Причем товар заказывают не только для себя, но и на перепродажу. Затем все это всплывает уже в наших интернет-магазинах. Получается, продукция заходит в страну вообще без налогов, что явно несправедливо по отношению к нашим производителям, которые налоги платят.
В то же время глава общественного объединения SAVE ФОП Сергей Доротич считает: как минимум, странно, что в Украину фурами ввозят контрабанду без уплаты налогов, но власти решили «прикручивать» именно посылки граждан.
От «Алика» — с любовью: напугают ли покупателей налоговые новшества
Разумеется, подобная инициативы депутатов и бизнеса в очередной раз вызовут шквал возмущения среди граждан Украины. Которые после таких неприятных новаций потеряют возможность экономить, покупая в Китае подешевле.
А многие, уж будем откровенны, утратят налаженный и понятный источник заработка. Перепродажа партий разного товара, купленного в Китае на “Алике” или “Тему”, с учетом угрожающих налогов и пошлин может стать неэффективной.
Впрочем, простых украинцев поддерживают компании — операторы доставки. Которые из-за налоговых новаций рискуют потерять немалый поток посылок из-за рубежа — не только из Китая.
К примеру, “Новая почта” и Meest Экспресс очень активно продвигают покупки и доставки из европейских и американских онлайн-магазинов (“Амазон”, к примеру), где цены высокие, но и представлены оригинальные брендовые товары.
Так, совладелец компании «Новая почта» Владимир Поперешнюк отмечает:
«Пошлины на импорт, налоги — все это делает людей бедней… Если импорт такой страшно вредный для нашей экономики, то давайте его вообще запретим — и не будет никакой конкуренции, и заживем. Как в старые «добрые» времена в СССР», — заметил бизнесмен.
Оператор доставки Meest со своей стороны активно продвигает петицию против законопроектов, которые могут существенно усложнить получение международных посылок.
«Мы убеждены, что сейчас не время для таких инициатив. Пока в стране идет война, а граждане и так несут огромную финансовую нагрузку, введение новых ограничений и налогов лишь усугубит ситуацию для миллионов украинцев», — отмечает компания.
Впрочем, не исключено, что очередные жесткие государственные меры по усилению налогового давления наши изобретательные сограждане будут преодолевать за счет смекалки и покупательских хитростей. Время покажет, смогут ли налоги и сборы сдержать любовь украинцев к “Али”. А пока — с китайским Новым годом вас, граждане покупатели!
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: главное, Днепр, Новости Днепра