Skip to content

ЭКСКЛЮЗИВ Голодная быль: днепряне вспоминают Голодомор 1930-х

Голод 1932-1933 годов – одна из самых страшных трагедий минувшего века, которая отняла жизни миллионов украинцев. Беда эта не случилась сама – ее организовала власть. Традиционно, в четвертую субботу ноября, память о жертвах Голодомора 1932-1933-х  чествуют минутой молчания и зажиганием свечей. О том, как голодали в Днепре «Нашому місту» рассказали потомки свидетелей жутких событий и историки.

Фото из областного архива

Народные мстители против красных комиссаров

Днепр тоже голодал. Коммунисты, как и хотели, стерли грань между городом и деревней. Брали там, где можно взять. Жертвами Голодомора стали жители Краснополья, пригородов – Ломовка и Елизавето-Каменка.

Фото автора

– Когда моя бабушка, Мария Илларионовна, выходила замуж её отец купил ей надел земли, построил хату, — рассказывает Любовь Тягло, старший преподаватель НТУ «Днепровская Политехника». – Земля, как оберег. Накормит и спасет. Но в советские времена из-за нее у крестьян возникали проблемы. Дед, Семен Андреевич, был хозяйственным и зажиточным. Куркулем по меркам советов. У него было чем поживиться. Отняли практически всё, что хорошо запомнил мой дядя Леонид Семенович, на глазах которого умерла младшая сестра Анисия. Грудничок – восемь месяцев. У мамы, моей бабушки, молока не было. Малышку пытались кормить тем, что ели сами – картофельными шелухой, крапивой, лопухами. Но это ребенка не спасло.

Леонид Тягло с женой, фото из архива Любови Тягло

Далеко не все безропотно отдавали последние продукты. Находились смельчаки, которые отчаянно сопротивлялись сталинскому террору.

– Мой дядя прожил долгую жизнь: родился в 1925-м и умер уже после полномасштабного вторжения, — продолжает рассказ собеседница. – О голоде 1930-х он помнил всю жизнь. Для нашей семьи это святая тема. Леонид Семенович рассказывал, что люди пухли от голода. Его с братом Ваней не выпускали из дома. Боялись, что зарежут и съедят. Дядя вспоминал, как однажды заявилась группа продразверстки и потребовала отдать мясо: «Знаем, что на чердаке кусок свиньи прячешь. Отдай нам! Иначе Сибирь». А отец его не робкого десятка – взялся за топор: «Сибирь так Сибирь! Хоть буду знать за что сижу». Комиссары, среди которых был и кум отца, отступили.

Любовь Тягло отметила, что в то время жил отчаянный ломовец, чья фамилия Сова стала нарицательной. Сова вместе с приятелями жестоко мстил красным обидчикам. Слух о народных мстителях-совах  стал легендой Ломовки.

Уже  1937-м мстителей расстреляли, но о народных мстителях днепряне помнят и сегодня.

В Днепропетровске голодали даже следователи и прокуроры

Информация о погибших от голода в 30-е годы минувшего столетия украинцах самая разная. Некоторые специалисты  сообщают даже о  сотнях тысяч наших земляков, а общее число жертв по Украине называют: до 10 миллионов.

Даже сама земля была не способна выдать урожай, который украинским селянам рисовала власть.

Фото автора

– Размер хлебозаготовок определялся по биологической урожайности, не учитывая неизбежные потери, — констатирует Наталья Романец, доктор исторических наук, профессор. — Все нормы шли от «урожая на корню», тогда как потери достигали 20, а иногда и 40%. Примечательно, что в 1932 году, когда еще сохранялись остатки демократии, планы по хлебозаготовкам должны были утверждать на общих колхозных сборах. Но даже сельские партийцы отказывались принимать эти планы: «Они не реальные! Мы их не выполним!». За это многие их них впоследствии были репрессированы. Власть почему-то была убеждена в существовании некого «подземного пшеничного города». Хлеб в сёлах есть! Повсеместно обвиняли селян в саботаже хлебозаготовок. В ноябре из колхозов вывезли всё!

 Так было по всей Днепропетровщине. А как переживали голод в областном центре?

Голод на Днепропетровщине, фото из областного архива

– На Днепропетровщине один из самых пострадавших районов — Павлоградский, — утверждает историк. — Именно здесь зарегистрировано наибольшее число случаев каннибализма. Связано это с тем, что в 1930 году на территории района произошло восстание против проведения коллективизации. Это было одно из наиболее масштабнейших восстаний в Украине и потому репрессии на Павлоградщине не прекращались. Что касается Днепропетровска то это все-таки город, где продовольствие в то время получали по карточкам. Определенные категории горожан были прикреплены к закрытым распределителям, где и получали продукты. Сюда относились, к примеру, следователи, прокуроры и судьи. Когда же их открепляли, они также голодали. Это, потому что зарплата у них составляла 135 рублей, а купить продукты было возможно только на частном рынке, где цены — космические: хлеб — 13-15 руб./кг., литр молока — 4,5 рубля, десяток яиц – 16 рублей. В декабре 1932-го снизили нормы отпускаемого хлеба. По рабочей карточке (третий список) с 300 до 200 граммов. Тем же, кто находился на их иждивении полагалось лишь 100 граммов в сутки. Это меньше, чем в блокадном Ленинграде, где отпускали по 125 граммов.

Историк заметила, что в города, в надежде на спасение, уходили и селяне, в города привозили маленьких детей, которых подбрасывали под детдомы. Так был хоть какой-то шанс спасти малышей! Голод свирепствовал всюду. 

Памятные кресты жертвам Голодомора не узаконены 

 Голод проникал не только в села, но и в города. И совершенно естественно, что в Днепре появился Музей спротиву Голодомору.

Фото автора

– Идея создать такой музей витала в воздухе еще в нулевых, — рассказывает Валентин Рыбалка, начальник экспозиционно-выставочного и издательского отдела. – Но реализовалась она только в феврале 2020 года. В нашем музее собраны более 1,5 тысяч экспонатов, рассказывающих не только о  событиях 1932-1933 годов, но и свидетельствующих о том как и чем в то время жили украинцы. Важно показать, что Голодомор в Украине следствие не трагических обстоятельств, а целенаправленной антиукраинской антикрестьянской политики советской власти и большевистской партии.

По мнению историка, сегодня нужно приложить максимум усилий, чтобы память о национальной трагедии продолжала жить в умах и душах новых поколений днепрян.

Макет к спектаклю «97», фото автора

 – Некоторые наши экспонаты действительно уникальны, — продолжает сотрудник музея. – К примеру, макет к спектаклю «97», поставленному в конце 1988 года на сцене Днепровского молодежного театра. Сценографом и автором декораций стал известный театральный художник и настоящий патриот Украины Иван Шулык. Наши экспонаты рассказывают об истории мемориализации Голодомора. Многие знают о памятнике жертвам Голодомора на 9-м километре, но немногим горожанам известно, что мемориал жертвам трагедии  в 2007-2008 годах планировалось установить в самом Днепре, в сквере Писаржевского.  Было соответствующее распоряжения горисполкома. Но этого не произошло. Копию памятника передал его автор – талантливый днепровский скульптор Александр Зобенко. Надеемся, что этот мемориал все-таки появится в нашем городе.

В Днепре установлены памятные кресты жертвам Голодомора, но они, увы, не узаконены.

Работа Александра Зобенко, фото автора

– Единственный памятник стоящий на балансе местной власти – памятник жертвам Голодомора на 9 километре, — констатирует Валентин Рыбалка. – А кресты на привокзальной площади и в сквере Писаржевского нигде не числятся. При перепланировке привокзальной площади памятный крест имеют право снести. Совершенно законно! Чтобы этого не случилось нужно, чтобы городская власть взяла дорогие горожанам памятники на своей баланс.

рф продолжает политику геноцида, которая берет начало от Голодомора 1930-х

Нынешняя агрессия северного соседа — еще одна попытка уничтожить украинскую государственность. Это подтверждают сами методы, которыми враг кошмарит наши города и села. Ранее советская власть прилагала максимум усилий по ликвидации украинской идентичности, организовав Голодомор 1932-1933 годов.

Фото из архива ученого

– На Днепропетровщине документально подтверждена гибель около 65 тыс человек, но, в реальности погибших было значительно больше, — утверждает Александр Никилев, профессор кафедры истории Украины ДНУ. – Например, умер секретарь сельсовета и некому учет вести. Или были другие какие-нибудь обстоятельства. Только в одном районе области недосчитались 300 погибших селян. Нигде они не числились. Но дело не только в этом. Если определять Голодомор как геноцид нужно проводить учет по-другому, беря во внимание не только прямые жертвы, но и тех кто впоследствии умерли от болезней, связанных с голодом, тех кто не родились, статистика будет совсем другой. Сегодня по такой методике и оценивают последствия геноцидов в Косово, в Камбодже, в Руанде.

По мнению ученого, нынешняя война с россией – продолжение имперской политики страны- правопреемницы СССР.

– В начале прошлого века к власти пришла большевистская партия тоталитарного типа – РСДРП, — продолжает рассказ историк. — Российская социал-демократическая рабочая партия. Заметьте, именно российская! Это потом она стала Всесоюзной рабочей партией, а впоследствии КПСС. Но изначально была российской. И политика ее была шовинистической. Украину снисходительно называли  — хохляндией, в лучшем случае, младшим братом. Пытались уничтожить прежде всего украинские села, как носители нашей идентичности. Так и возник Голодомор. Города, конечно, тоже страдали. После развала союза пренебрежительно-снисходительное отношение к нашей стране осталось: об Украине только со знаком «минус», только негатив. И сейчас российский агрессор терроризирует украинские города и села, сея смерти, разруху, голод. Вспомните, Бучу!

Категория: Война, Новости Днепра, Тема дня

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: