С 1 января следующего года вступает в силу новый закон об «автогражданке», который президент подписал в июне 2024 года. Этот закон является одним из требований вступления Украины в ЕС. Он повысит не только стоимость полиса, но и страховое возмещение всем пострадавшим в ДТП. Для водителей будет действовать принцип — чем больше аварий с его участием, тем дороже будет для него полис. Подробнее об изменениях читайте в материале «Нашого міста».
Новый закон в корне меняет систему обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО), которую называют «автогражданкой». Ее ввели 27 лет назад и пришло время обновить правила.
Стоимость полиса может вырасти
По данным Минюста, отменяется государственное регулирование цен для страхователей. Это означает, что каждая страховая компания будет предлагать свои условия и стоимость полисов. Принцип будет простой — водитель с безаварийной историей платит меньше, чем виновник многих ДТП.
Однако рынок страхования конкурентный. Те компании, которые смогут работать в новых условиях, будут соревноваться за клиентов и предлагать выгодные тарифы. А это всегда влияет на цены.
Для участников боевых действий, пострадавших участников Революции Достоинства, людей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы I или II категории, пенсионеров и людей с инвалидностью I группы будет действовать 50% скидки на полис «автогражданки». Эта льгота предоставляется для авто, которые не используют для заработка.
Размер компенсации увеличится
По информации директора департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ Сергея Савчука, постепенно будет повышаться максимальный размер страхового возмещения:
с января 2025 года:
- за вред жизни и здоровью — с 320 тыс. грн до 500 тыс. грн;
- за ущерб имуществу — с 160 тыс. грн. до 250 тыс. грн;
с января 2026 года, но после окончания военного положения:
- за вред жизни и здоровью — до 1 млн грн;
- за ущерб имуществу — до 2 млн грн;
в течение 4 лет с момента вступления Украины в Европейский Союз:
- за вред жизни и здоровью — до эквивалента от 1,3 млн евро на одно пострадавшее физическое лицо и от 6,45 млн евро на один страховой случай;
- за ущерб имуществу — до эквивалента от 1,3 млн евро на один страховой случай.
Если страховщику аннулируют лицензию, то за него выплачивать деньги будет Моторное (транспортное) страховое бюро Украины.
Также, отменяется лимит страхового возмещения по европротоколу, то есть когда водители сами составляют документ на месте аварии без вмешательства полиции. Сейчас максимальная сумма, которую можно получить по европротоколу, составляет 80 тыс. грн. После 1 января 2025 года лимит будет в пределах страховой суммы, если регулятор — НБУ не установит других размеров выплат.
Как будут считать страховую выплату
Бумажный бланк полиса, который складывали на коленках в машине у дороги, отойдет в прошлое. С 1 января 2026 года ему на замену придет электронный полис, который можно будет быстро проверить в единой базе данных.
Для получения компенсации пострадавший будет обращаться в свою страховую компанию, а не бегать за страховщиком виновника ДТП. Решение о выплате должны будут принять за 60 дней. Этот срок могут продлить до 90 дней, но не более.
Для расчета стоимости ремонта для авто до 5 лет будут брать цену новых запчастей, а износ машины не будет влиять на страховую выплату. Для «старших» автомобилей в расчет будут брать стоимость подходящих запчастей.
«Страховщик обязан будет предоставить три варианта СТО в пределах 150 км от места жительства потерпевшего. В случае отказа потерпевшего лица от осуществления оплаты на СТО, выплата будет осуществляться на текущий/платежный счет», — пояснили в министерстве юстиции.
Также из новых полисов уберут условие, что часть средств водитель должен был платить самостоятельно в случае провоцирования ДТП.
Как сообщили в Моторном (транспортном) страховом бюро, Национальная полиция может проверять наличие «автогражданки» в таких случаях:
- во время наблюдения за дорожным движением (до изменений КоАП и постановления КМУ это является декларативной нормой);
- при оформлении документов о нарушении Правил дорожного движения;
- при оформлении ДТП.
Ранее наличие страховки проверяли только при нарушении правил и оформлении ДТП. Также водителям стоит учитывать, что наличие страховки могут проверять представители Укртрансбезопасности и пограничники.
Автор: Ирина Логуш.
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Транспорт в Днепре, Украина
Метки: главное, Транспорт Днепра