Травля является довольно распространенным явлением в детских коллективах. По каким признакам родители могут заподозрить, что их ребенок является жертвой насмешек и обид? Есть несколько признаков физического и психологического буллинга.
— Родителей должно насторожить то, что у ребенка мало или вообще нет друзей, — отмечает днепровская психолог Елизавета Ярошенко. — Ребенок отказывается ходить в школу, участвовать в мероприятиях со сверстниками, теряет интерес к обучению, снижается его успеваемость. Также нужно быть бдительными, если ребенок большую часть времени печален, теряет интерес к пище, становится тревожным и имеет проблемы со сном, низкую самооценку.
К физическим признакам буллинга относятся оскорбления в социальных сетях, видео издевательств над жертвой, испорченные личные вещи жертвы, физические издевательства. Причина буллинга зависит от цели, которую преследует обидчик. Чаще буллер таким образом самоутверждается в коллективе. Негатив в информационном пространстве или в компьютерной игре может побуждать ребенка к агрессивному поведению. Кроме того, причиной травли может быть насилие в семье буллера: он переносит этот негатив на других.
Как лучше помочь ребенку в такой ситуации? Если учитель стал свидетелем или ему стало известно о буллинге в классе, сразу нужно поговорить с обидчиком и объяснить, что его поведение неприемлемо и может привести к серьезным последствиям. Лучшим способом борьбы с буллингом является его профилактика. Просмотр фильмов и видеоматериалов о буллинге, откровенные дискуссии.
Что касается родителей, они, по словам Елизаветы Ярошенко, должны, прежде всего, снять с ребенка, ставшего жертвой травли, чувство вины. Надо дать понять, что они на его стороне. В этом могут помочь такие слова: “Хорошо, что ты мне все рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват/не виновата, в случившемся. Я помогу тебе.” Родители должны помочь ребенку обрести уверенность в себе, умение противостоять одноклассникам. В ситуации с кибербуллингом родители могут заблокировать сообщения обидчика. Если он сохраняет анонимность, можно распечатать переписку с ним, сделать скриншоты страниц и отнести их в правоохранительные органы. С юридической точки зрения родители не могут прийти к обидчику и проводить с ним воспитательную работу. Они могут только инициировать это через администрацию школы. Иначе можно получить судебный иск за запугивание чужого ребенка.
— Во время работы психологом я не раз сталкивалась с проявлениями буллинга разных видов, — рассказывает Елизавета Ярошенко. – Например, ко мне обратились родители ребенка, не желавшего учиться, помогать родителям, контактировать со сверстниками. Ребенок все время сидел в компьютерных играх. Во время общения с ним я обнаружила тревожное состояние высокого уровня. Позже выяснились подробности – он испытывал буллинг со стороны сверстников. Я консультировала родителей, проводила психологические занятия с ребенком для снижения тревожности, улучшения самооценки, взаимодействия с другими детьми. Пришлось применить несколько психологических методик: арттерапию, сказкотерапию, гештальт-терапию. Результат был положительным.
Фото Валерия Кравченко и открытых источников.
Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре работают художественные школы.
Категория: Новости Днепра, Образование, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: главное, Новости Днепра