Skip to content

ЕКСКЛЮЗИВ Главное – не молчать: как борются с буллингом в школах Днепра

7 ноября отмечается Международный день борьбы с насилием и буллингом в учебных заведениях. С какими случаями буллинга сталкивались днепряне и как можно противодействовать этому явлению, узнавала журналист «Нашого міста».

Могут быть разные виды травли

Что такое буллинг? Это психологическое, физическое, экономическое, сексуальное насилие, в том числе через электронную коммуникацию, совершаемую в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или) таким лицом в отношении других участников образовательного процесса. Другими словами, буллинг – это агрессивное и неприемлемое поведение одного ребенка или группы детей по отношению к другому.

Буллинг может быть разных видов. Вербальный (словесный) буллинг – это словесное издевательство или запугивание с помощью оскорбительных слов, которое включает в себя постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о ком-нибудь. Физический буллинг – это многократно повторяющиеся удары, пинки, подножки и т.д. Социальный буллинг –  когда применяется стратегия изоляции. Например, кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, принятию пищи за одним столом, игре, занятиям спортом. В последнее время достаточно распространенным стал также кибербуллинг, заключающийся в обвинении кого-то с использованием оскорбительных слов, лжи и ложных слухов посредством электронной почты, текстовых сообщений и сообщений в социальных сетях.

Наказание – штраф или общественные работы

Кто ответственен за противодействие буллингу? Министерство образования и науки Украины разработало алгоритм взаимодействия ребенка, родителей, школы и других государственных структур при возникновении подобных ситуаций. Ознакомиться с ним можно по ссылке. Кстати, буллинг является административным правонарушением и влечет определенную ответственность. Это штраф от 850 до 1700 грн. или общественные работы на срок от 20 до 40 часов. При этом за совершение буллинга группой лиц или повторно в течение года наказание будет более жестким. Это либо штраф от 1700 до 3400 грн., либо общественные работы на срок от 40 до 60 часов.

Куда обращаться в случае буллинга? Для этого есть несколько полезных номеров. Вот главные из них.

— детская линия 116111 или 0800500225 (с 12.00 до 16.00);

— горячая телефонная линия по буллингу (травле) 116 00;

— горячая линия по предотвращению насилия 116 123 или 0 800 500 335.

Языковой скандал вышел за стены школы

Существует ли буллинг в школах Днепра? Было бы неправдой утверждать, что нет. Иногда примеры этого позорного явления выходят за стены учебных заведений и получают огласку. Так, весной 2023 года разразился языковой скандал в лицее №126. Мать шестиклассницы Евдокии Ефимчукпо  Елена рассказала, что услышала, как перед началом дистанционного урока по математике учительница говорила с учениками на русском языке. Женщина включилась, представилась и попросила вести урок на государственном. На что учительница возмутилась и сказала, что она еще не начала урок. После этого, по словам Елены, преподавательница написала в классную группу в вайбере, что поставит Евдокии «3» за первый семестр вместо «7», потому что «якобы она не заслуживает больше».

– Я считаю, что это был буллинг, шантаж моего ребенка отметками, – отметила тогда Елена. – Дети поняли это так, что нужно защищать учителя. Начали писать в общем чате для детей – обсуждать это, угрожать моему ребенку. Устроили опрос, кто за то, чтобы выгнать из класса Евдокию. Один ребенок послал моей дочери около 70 сообщений с угрозами.

 А потом родители в своей группе стали предлагать перевести девочку в другой класс или даже в другую школу. Когда случай получил огласку, родительский комитет извинился перед ней. При этом Елена такие извинения назвала формальными. Она подала обращение к языковому омбудсмену и заявление в полицию. Позже выяснилось, что директору и учительнице объявили выговор за несоблюдение языкового законодательства.

Предлагали приобрести гроб и спрыгнуть с крыши

Еще одну историю нам рассказала днепрянка Валентина. События происходили во время пандемии коронавируса в классе ее дочери Анюты.

– Дети учились онлайн, живого общения не было, а вот чаты «кипели», – вспоминает Валентина. — Подростки, 6 класс, 11-12 лет. Родительский контроль сошел на нет, потому что дети находились дома сами почти весь день. Одна из одноклассниц моей Анюты создала группу для их внутреннего общения. Поначалу они там обменивались шутками, картинками, фото, видео. А потом инициатор добавила фото одноклассника – обычного тихого парня, но уже переделанные, дорисованные и с разнообразными надписями. И понеслись реакции сверстников со скоростью снежного кома. Последовали угрозы, нецензурные высказывания, очень дерзкое поведение и клевета, обиды на родителей Андрея – парня, которого буллили. Советовали ему спрыгнуть с крыши, некоторые дети даже предлагали деньги на гроб. Все это длилось где-то сутки.

Когда ситуация начала выходить за рамки разумного, некоторые одноклассники парня, вместе с ними и дочь Валентины, встали на его защиту. Но администратор группы их быстро удалила. Одна из девочек, которая была пассивным наблюдателем всего этого кошмара, осмелилась сделать скрины и передала информацию классному руководителю.

Утром парень, которого буллили, рассказал о событиях ночи своим родителям. И тогда мама парня позвонила классному руководителю. Срочно созвали родительское собрание, на котором были также дети и школьный полицейский. Но инициатор создания этой группы и самая активная провокатор так и не появились. Затем последовали недели личных встреч, разговоров с детьми, работа с полицейским, классным руководителем и родителями. Дети, участвовавшие в буллинге Андрея, говорили, что вину признают, по крайней мере, так уверяли. Инициатор создания группы в результате перевелась на индивидуальное обучение, но на этих встречах не появлялась ни она, ни ее родители.

— Надеюсь, что эта девочка извлекла для себя урок на всю жизнь, — заключает Валентина. — Паренек, над которым словесно издевались, больше года не общался с одноклассниками. А потом началась полномасштабная война, и его семья уехала из Украины. Этот случай доказывает, что родителям нужно находить время для общения с детьми. Это первоочередной приоритет, а не работа и деньги. Чтобы в случае чего ребенок не побоялся рассказать об оскорблениях, о буллинге. Чтобы была возможность вовремя отреагировать на ситуацию, от которой никто не застрахован.

 Противодействие буллинга закреплено на законодательном уровне

Согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по предотвращению насилия и предотвращению жестокого обращения с детьми» от 06.06.2024 внесены изменения в некоторые законодательные акты. Об этом «Нашому місту» сообщила Татьяна Бычкова, начальник отдела безопасности жизнедеятельности и социальной защиты управления образования департамента гуманитарной политики Днепровского городского совета.

— В учебных заведениях Днепра разрабатывается и утверждается положение о предотвращении и противодействии насилию и жестокому обращению с детьми, — отмечает Татьяна Павловна. — Руководители заведений рассматривают устные и письменные заявления о случаях насилия или жестокого обращения, способствуют прохождению лицами, совершившими насилие, свидетелями или пострадавшими от насилия, соответствующей программы для таких лиц. Мероприятия проводятся в сотрудничестве с Национальной полицией Украины, службой по делам детей с участием практических психологов, социальных педагогов.

Буллер обычно сам является жертвой насилия

По каким признакам родители могут заподозрить, что их ребенок является жертвой травли? Есть несколько признаков физического и психологического буллинга.

— Родителей должно насторожить то, что у ребенка мало или вообще нет друзей, — отмечает днепровская психолог Елизавета Ярошенко. — Ребенок отказывается ходить в школу, участвовать в мероприятиях со сверстниками, теряет интерес к обучению, снижается его успеваемость. Также нужно быть бдительными, если ребенок большую часть времени печален, теряет интерес к пище, становится тревожным и имеет проблемы со сном, низкую самооценку.

К физическим признакам буллинга относятся оскорбления в социальных сетях, видео издевательств над жертвой, испорченные личные вещи жертвы, физические издевательства. Причина буллинга зависит от цели, которую преследует обидчик. Чаще буллер таким образом самоутверждается в коллективе. Негатив в информационном пространстве или в компьютерной игре может побуждать ребенка к агрессивному поведению. Кроме того, причиной травли может быть насилие в семье буллера: он переносит этот негатив на других.

 Как лучше помочь ребенку в такой ситуации? Если учитель стал свидетелем или ему стало известно о буллинге в классе, сразу нужно поговорить с обидчиком и объяснить, что его поведение неприемлемо и может привести к серьезным последствиям. Лучшим способом борьбы с буллингом является его профилактика. Просмотр фильмов и видеоматериалов о буллинге, откровенные дискуссии.

Concept of accusation guilty person girl. Side profile sad upset woman looking down many fingers pointing at her back isolated on grey office wall background. Human face expression emotion feeling

 Что касается родителей, они, по словам Елизаветы Ярошенко, должны, прежде всего, снять с ребенка, ставшего жертвой травли, чувство вины. Надо дать понять, что они на его стороне. В этом могут помочь такие слова: “Хорошо, что ты мне все рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват/не виновата, в случившемся. Я помогу тебе.” Родители должны помочь ребенку обрести уверенность в себе,  умение противостоять одноклассникам. В ситуации с кибербуллингом родители могут заблокировать сообщения обидчика. Если он сохраняет анонимность, можно распечатать переписку с ним, сделать скриншоты страниц и отнести их в правоохранительные органы. С юридической точки зрения родители не могут прийти к обидчику и проводить с ним воспитательную работу. Они могут только инициировать это через администрацию школы. Иначе можно получить судебный иск за запугивание чужого ребенка.

— Во время работы психологом я не раз сталкивалась с проявлениями буллинга разных видов, — рассказывает Елизавета Ярошенко. – Например, ко мне обратились родители ребенка, не желавшего учиться, помогать родителям, контактировать со сверстниками. Ребенок все время сидел в компьютерных играх. Во время общения с ним я обнаружила тревожное состояние высокого уровня. Позже выяснились подробности  – он испытывал буллинг со стороны сверстников. Я консультировала родителей, проводила психологические занятия с ребенком для снижения тревожности, улучшения самооценки, взаимодействия с другими детьми. Пришлось применить несколько психологических методик: арттерапию, сказкотерапию, гештальт-терапию. Результат был положительным.

Фото Валерия Кравченко и открытых источников.

Напомним, ранее мы писали о том, как в Днепре проходит школьная реформа.

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: