Днепр продолжает активно развивать систему инклюзивного образования, создавая комфортные условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Благодаря совместным усилиям городских властей, педагогов и родителей, все больше детей получают шанс на полноценную жизнь и развитие. Подробнее об этом — в материале «Наше місто».
По-другому воспринимает мир: история двухлетнего Артема
Артем родился в феврале 2022 года. Его мама рассказывает, что именно в ту ночь, когда враг напал на Украину, ее новорожденный сынишка не спал ни минуты и постоянно плакал. Мария считает, что ребенок почувствовал опасность. Уже в первые месяцы жизни родители заметили, что Артем не такой, как все другие дети.
– У него есть двоюродная сестра, я видела, как развивается она, и как мой Артем, — вспоминает Мария. — Понимаю, что все дети разные, но я вижу, что он отличается от других. Это не плохо, просто он по-своему воспринимает мир. Значит именно такой ребенок должен был прийти ко мне.
Когда мальчику исполнилось два года, он не произносил ни одного звука, не понимал простых вещей. Родители обратились в инклюзивно-ресурсный центр для комплексной оценки развития ребенка.
– Нас приняли, все объяснили, к Артему отнеслись очень внимательно, изучили все важные вопросы по его развитию, — говорит Мария. — Почти сразу нам сказали, что у ребенка есть определенные проблемы с речью и мы можем начать заниматься. Мы ходим уже несколько месяцев и за это время мой ребенок очень изменился. Если сначала он плакал, то сейчас бежит на занятия. Артем стал спокойнее, начал произносить некоторые слова. Хотя мы уже не верили, что сын начнет говорить. Он наконец сказал: «мама и папа». В этот момент у меня на глазах были слезы.
По словам матери, Артему еще сложно осваивать навыки социализации. Одеваться, пользоваться горшком, выполнить простую просьбу. Но благодаря занятиям в ИРЦ он начал понимать, что ему говорят.
– Раньше, когда я звала его есть, гулять или купаться, он никак не реагировал, — говорит Мария. — Теперь он все понимает и идет, куда нужно. У нас дома есть собака, сын с ней играет. Также начал различать разных животных и называть их. После занятий в центре Артем начал коммуницировать с детьми, перестал их бояться. Он даже бегает с ними на площадке. Конечно, он еще не разговаривает целыми предложениями, но я вижу большой прогресс. Искренне благодарю специалистов центра. Они учат не только сына, но и меня, как с ним заниматься. Потому что я была растеряна и не знала с чего начинать.
Сейчас Артем с удовольствием продолжает посещать инклюзивно-ресурсный центр. А в будущем родители планируют подобрать детсад для него. Не исключено, что он будет инклюзивный.
Инклюзивно-ресурсные центры — первый шаг к инклюзивному образованию
В Днепре функционирует три инклюзивно-ресурсных центра. Это современные учреждения, которые играют ключевую роль в создании инклюзивной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями. Эти центры оказывают комплексную поддержку как детям, так и их семьям, помогая им реализовать свой потенциал.
– Наш инклюзивно-ресурсный центр создан с целью обеспечения права детей на получение образования, — сказала Евгения Шалихман, директор КУ „Инклюзивно-ресурсный центр“ ДГС. — Все дети, независимо от их особенностей имеют право учиться вместе с ровесниками. Мы предоставляем такие услуги. Первичное обращение происходит по комплексной оценке развития ребенка. Нужно установить, какие есть особенности и как это может повлиять на процесс получения образования. Все это оформляется в заключение, которое является основанием для зачисления в учебное заведение.
Среди прочего, ИРЦ может предоставлять коррекционно-развивающие услуги в виде занятий для детей, которые не посещают учебные заведения.
– Наиболее востребованная услуга — комплексная оценка. Если сравнивать с прошлым годом, динамика неутешительная, — продолжает Евгения Шалихман. — Если в 2023-м мы провели за год 611 комплексных оценок, то в 2014-м по состоянию на октябрь — 785 оценок. Также родители часто записывают детей на коррекционно-развивающие занятия. По сравнению с прошлым годом, когда для 28 детей специалисты предоставили 1147 занятий. В 2024 году по состоянию на сегодня уже 35 детей получили 1255 занятий.
ИРЦ не только предоставляют услуги детям, но и активно привлекают к процессу родителей. Специалисты центра проводят консультации, тренинги, семинары для родителей, помогая им лучше понимать особенности развития своих детей, эффективно общаться с ними и поддерживать их в обучении. Также осуществляется тесное сотрудничество с учебными заведениями.
– Самое главное в сотрудничестве с педагогами — заседание команд психолого-педагогического сопровождения, — пояснила директор ИРЦ. — Для каждого ребенка, который учится на инклюзивной форме, создается такая команда. Она собирается минимум трижды в год для обсуждения индивидуального образовательного маршрута ребенка, определения целей и мониторинга, как достигаются эти цели. Специалист ИРЦ является обязательным участником этой команды сопровождения. Также участниками этой команды являются родители ребенка.
По словам Евгении Шалихман, чем раньше родители обратятся за помощью к коррекционным педагогам, тем больше вероятности, что к началу школьного обучения ребенок будет социализирован. Если у родителей есть опасения, они могут обратиться в любой из ИРЦ.
Речевые трудности у детей — вызов современности
Проблема нарушений речи у детей становится все более острой. Особенно ощутимо это стало в условиях войны. Специалисты отмечают, что коррекция таких нарушений требует комплексного подхода, который включает как логопедическую, так и психологическую помощь.
– Из собственного опыта могу отметить, что на данный момент стремительно возросло количество детей с нарушениями темпа ритмической стороны речи, — сказала Анастасия Зарипова, специалист-консультант ИРЦ. — В частности это логоневрозы и заикание. Но с этими детьми должны заниматься не только логопеды, но и психологи. Важно учитывать некоторые особенности таких детей. Положительный результат возможен только при условии слаженной работы всей команды специалистов.
Современные методики помогают даже детям с аутизмом освоить речь. А для детей с дислексией и дисграфией разрабатываются индивидуальные программы, облегчающие учебный процесс.
– Я в своей работе использую фразовый конструктор, работаю с запуском речи у детей с расстройствами аутистического спектра через специальную методику, — добавила Анастасия Зарипова. — Это карточки, с помощью которых дети могут показывать то, что им нужно. Я также занимаюсь внедрением задач и облегчением программы для детей с дислексией и дисграфией.
Результаты такой работы могут быть впечатляющими. Например, есть случаи, когда дети, которые совсем не говорили, начинали свободно общаться.
– У нас был четырехлетний ребенок, который на момент прихода к нам не разговаривал, — рассказала Анастасия Зарипова. — Благодаря методикам запуска речи, мы вышли на хороший результат. Ребенок начал говорить простыми фразами, общался и взаимодействовал с окружающими. На данный момент мне известно, что этот ребенок заканчивает старшую группу обычного детского сада. Он уже читает и готовится к школе.
Как раскрыть потенциал ребенка: опыт специалиста
Коррекционный педагог поделился ценными наблюдениями и опытом работы с детьми раннего возраста. Специалист акцентирует внимание на важности индивидуального подхода, который позволяет достичь значительных результатов.
– Я провожу коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультирую родителей и педагогов в команде сопровождения, — сказала Людмила Гречка-Максимова, специалист-консультант ИРЦ. -То, что написано в учебниках, конечно, верно. Но оно стандартное. Я применяю индивидуальный подход. То, что подойдет одному ребенку, не подойдет другому. Ты понимаешь предпочтения конкретного ребенка, что его может раздражать. Ты понимаешь, какие эмоции он с тебя считывает. Если хорошо реагирует на похвалу, ты его хвалишь. А другому ребенку это не подходит, потому что это его возбуждает и сложно добиться результата. Я смотрю, как мы с ребенком друг друга чувствуем, и тогда подбираю подход.
В качестве примера, педагог приводит историю Артема, который в начале занятий не проявлял интереса к общению и выполнению заданий. Благодаря индивидуально подобранным играм и упражнениям, удалось достичь значительных успехов в развитии речи и понимании инструкций.
– Когда к нам пришел Артем, мы проводили обследование на коврике на полу, ведь ребенку было два годика, — рассказала Людмила Геннадьевна. — Мы играли, в процессе выяснили, что он недостаточно хорошо понимает инструкции, которые ему даем. Тогда мальчик не хотел даже слушать педагогов. А сегодня ребенок все хорошо понимает. Когда говоришь что-то найти, он это делает, садится к столу, когда просят. Понимает, что я от него хочу и эти инструкции выполняет. Около полугода ушло на получение того результата, которым можно гордиться.
Одним из эффективных методов развития речи, по словам педагога, является использование сенсорных материалов и игр. Сегодня на занятии играли в имитированную ферму. В качестве травы использовали гречку, окрашенную в зеленый цвет. Сюрприз для ребенка — фигурки животных, завернутые в фольгу. Мальчик с интересом их разворачивает. Это развивает мелкую моторику, восприятие, речь.
– Я советую не ждать, как раньше делали, надеясь, что ребенок сам заговорит, — предупреждает специалист-консультант ИРЦ. — Нужно начинать как можно раньше. Как только у родителей появилось волнение, что что-то не так. В таком случае и результата удается достичь легче.
Благодаря работе ИРЦ все больше детей с особыми образовательными потребностями имеют возможность учиться вместе со своими сверстниками в учреждениях образования, что способствует их социальной адаптации и интеграции в общество.
Кто такие тьюторы в инклюзивном образовании
Тьютор — это помощник ребенка в учебном заведении, или дома во время обучения. Такой помощник нужен детям с особыми потребностями. Тьютор, как правило, сопровождает только одного ребенка. Он помогает ученику усваивать академические навыки, корректирует поведение и помогает ребенку наладить коммуникацию с другими учениками.
Добрая фея для ребенка: история тьютора Нины Цымбал
Обычно тьютор работает по индивидуальному плану развития ребенка, этот план пишет куратор и согласовывает с педагогическим коллективом.
– Вы не сможете найти двух одинаковых детей с особыми потребностями, поэтому очень важно, чтобы у каждого такого ученика была своя программа, которая будет учитывать все особенности, все сильные и слабые стороны ребенка, — сказала Нина Цымбал, тьютор. — Бывают разные ситуации: иногда необходимо, чтобы тьютор сидел с ребенком за одной партой, а бывает так, что достаточно просто того, что он находится в классе и подходит к ребенку только тогда, когда видит, что нужна помощь.
Очень важно понимать, что тьютор — не равно — учитель! Тьютор, это как добрая фея ребенка, которая приходит на помощь в сложные моменты.
– Я работала тьютором 6 лет, сопровождала ребенка с первого по шестой класс, — рассказала Нина. — Но это был не первый мой опыт работы с особыми детьми. В далеком 2012 году я нашла свое предназначение, я начала работать в благотворительном фонде, который помогал семьям с особыми детьми. Это был очень сложный и интересный опыт, в нашем заведении были дети разного возраста, с разными способностями, и к каждому ребенку необходимо было находить свой подход. Впоследствии я решила попробовать себя в качестве тьютора, для меня это был новый опыт, до этого я никогда не работала в школе, хотя имею педагогическое образование. И мое образование мне пригодилось.
Работа тьютора — это не только о заботе и поддержке. Это постоянная работа над собой, поиск индивидуального подхода к каждому ребенку, а также преодоление многочисленных барьеров.
– Во-первых, всегда найдутся люди, которые будут недовольны тем, что ты пришел в обычный коллектив с особым ребенком, — добавила Нина. — Во-вторых, у каждого бывают удачные дни и не очень, и у ребенка, которого ты сопровождаешь, тоже. Поэтому ты должен всегда настраиваться на то настроение, с которым сегодня в школу пришел ребенок, а свои личные проблемы всегда оставлять дома. И это не всегда легко. В-третьих, тьютор должен всегда учиться, в этой профессии ты — пожизненный ученик. Но мне это было по душе.
По словам Нины, самое позитивное в работе — видеть результат своего труда. Даже если он не будет масштабным, все равно это шаг вперед.
– С особым ребенком ты не сможешь двигаться в том же темпе, как с обычными детьми, — продолжает тьютор. — Иногда, просто, чтобы ребенок научился говорить «мама» ты тратишь годы. Но когда ты первый раз слышишь, что ребенок произнес «мама» у тебя катятся слезы радости. Поэтому никогда не сравнивайте успехи детей — они все очень разные.
Во время работы с ребенком очень важно наладить контакт. Это когда ребенок слышит своего тьютора, выполняет его просьбы или задания. Но для этого нужно время.
– Методика по которой я работаю построена на поощрении и положительном подкреплении, — пояснила Нина. — Я не ругаю ребенка и не наказываю, если что-то не получается, в этом случае, я предлагаю ребенку попробовать сделать еще раз, и если нужно, оказываю помощь. Когда я работала в школе, я сопровождала мальчика, который не умел говорить, он использовал альтернативную систему коммуникации в виде карточек. И мне запомнилось, как в первый же день подошли одноклассники и предложили: «А давай мы его научим разговаривать? У нас точно получится!». Это было очень трогательно.
Больше всего Нина гордится тем, что ей удалось интегрировать этого мальчика в коллектив. Его одноклассники стали настоящими друзьями.
– Самый большой успех которого нам удалось достичь, это то, что другие дети начали воспринимать особого ребенка, как полноценного ученика наравне с другими, — говорит тьютор. — Они с ним играли, не чурались с ним идти за руки, даже когда он кричал, помогали, когда это было необходимо, и всегда спрашивали, почему нас не было на уроках, если, вдруг, мы пропускали школу. Это была небольшая наша победа.
Чувствуя зов сердца: как Светлана стала тьютором и изменила жизнь Тани
Отметим, что в интересах детей, следующие две публикации размещены без оригинальных фото, а все совпадения — случайны.
Светлана — тьютор Тани рассказывает, что со школьных лет чувствовала особую тягу к детям, которым было сложнее, чем другим.
– Помню девочку в нашем классе, которая всегда была немного в стороне, — вспоминает Светлана. — Мы тогда не понимали, почему она другая, но я чувствовала, что хочу ей помочь. С годами именно этот опыт зажег во мне желание работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Я начала изучать тему аутистического спектра. Впоследствии решила переквалифицироваться в тьютора.
Работа Светланы устроена таким образом, что она должна не допускать возможной агрессии ребенка и стимулировать его к успеху в различных видах деятельности.
– У Тани бывает агрессия, которая появляется в моменты сильных переживаний или неудач, — говорит Светлана. — Чтобы стимулировать успех и тем самым предотвращать агрессию, я использую сильные стороны ребенка. Например, если Таня знает какую-то игру, то предлагаю поиграть в нее с другими детьми. Так она может принять полноценное участие в процессе.
Работа тьютора — это постоянный поиск индивидуальных подходов к каждому ребенку. Нет единой инструкции, которая бы подходила ко всем случаям.
– Мне очень неприятно, когда другие дети ведут себя несправедливо по отношению к Тане, — признается Светлана. — Лучшее в моей работе — это когда ребенок прожил день без переживаний и неудач. Для меня очень важно, чтобы у ребенка был успех не только на уроках, но и в общении с одноклассниками. В дни, когда дети сами приглашают его в свои игры и он соглашается, я осознаю, что все не зря.
Как опытный педагог стала тьютором для ребенка с аутизмом: история Марии
Мария — опытный педагог. Ее путь пролегал от креативных образовательных проектов до ответственной работы в общественном секторе. Однако, офисная работа оказалась изнурительной. Стремление вернуться к любимой отрасли — образовательной — подтолкнуло Марию к тьюторству. Именно во время работы с Дмитрием, мальчиком с аутизмом, она открыла для себя мир инклюзивного образования.
– В начале дня я встречаю Диму, мы вместе с ним составляем план того, что будет происходить в течение дня, — рассказывает Мария, — С моей стороны — это уроки и игры с детьми, а он выбирает для себя, что будет делать на переменах. Этот план я пишу на отдельном листе, и он всегда перед глазами у ребенка. От плана мы не отклоняемся.
Социальные навыки — важная составляющая инклюзивного обучения. Поэтому тьютор работает над тем, чтобы Дима мог инициировать и поддерживать общение со сверстниками.
– Поскольку Дима сам не инициирует коммуникацию, то я создаю условия для нее, — говорит Мария. — Вместе с детьми мы работаем над общими заданиями, играем в игры или просто сидим в общем кругу.
Раньше дети имели тенденцию обращаться ко мне, если хотели, например, одолжить что-то у Димы. Это изменилось, потому что одна из моих задач — работать со всеми детьми и не выделять конкретного ребенка с аутизмом среди других. Теперь дети знают, что должны обратиться напрямую к мальчику и дождаться его ответа, даже если это немножко дольше, чем они привыкли.
Работа тьютора направлена на то, чтобы создавать такие условия, при которых ребенок научится справляться с трудностями сам.
– Я не представляла, что мелочи могут приносить столько радости от работы, — говорит Мария, — Лучшее — это ощущение того, что день прошёл не зря. Когда Дмитрий сам здоровается с другими без моего напоминания, может справиться с заданиями и спокойно проводит день — это настоящее счастье.
Днепр является одним из лидеров в Украине по развитию инклюзивного образования. Город создает все условия для того, чтобы каждый ребенок, независимо от его особенностей, мог получить качественное образование и реализовать свой потенциал.
Фото Валерия Кравченко.
Категория: Интервью, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: главное, Дети Днепра