Во всем мире сентябрь — это месячник осведомленности о детском раке. Ежегодно в Украине онкологические заболевания диагностируются более чем у тысячи детей. К сожалению, Днепропетровская область является лидером среди всех регионов в этой печальной статистике. Ежегодно выявляется около 70 новых случаев, и большая половина больных проходят лечение в Региональном медицинском центре семейного здоровья в Днепре. Также сюда госпитализируют и детей, которые из-за полномасштабной войны стали вынужденными переселенцами, или же на тех территориях, где они проживают, нет возможности пройти обследование и лечение. Журналисты «Наше місто» пообщались с лучшими в области детскими онкогематологами.
Важно диагностировать как можно раньше
Главная цель проведения месячника осведомленности о детском раке — поддержать пациентов, пораженных раком крови, и их родителей, проинформировать население о важности ранней диагностики. Потому что для онкологии, как правило, не существует одной причины. Это мультифакториальное заболевание, которое почти невозможно предупредить, но сверхважно диагностировать как можно раньше. Для этого надо быть внимательными к здоровью своих детей, вовремя проходить медосмотры, сдавать ежегодный чек-лист анализов. Чем раньше удастся диагностировать рак, тем больше шансов, что наступит ремиссия, а возможно, и полное выздоровление.
– Самая распространенная форма детского рака — острый лимфобластный лейкоз, — рассказала Ольга Сирневич, детский гематолог. — Это рак крови и костного мозга, который занимает 80% в общей структуре детской онкологии. Однако за последние годы был достигнут значительный успех в лечении этого страшного заболевания и сейчас около 90% маленьких пациентов с ОЛЛ излечиваются. Далее в структуре заболеваемости идут злокачественные опухоли лимфатической системы — лимфома Ходжкина и Неходжкинские лимфомы. Основное их отличие заключается в типе вовлеченных лимфоцитов. Реже встречается рак нервной системы, костей, почек и другие.
Она отметила, что открытия в медицине происходят постоянно, появляются новые высокоэффективные препараты, меняются методы и подходы, благодаря чему борьбу с раком удается вести быстрее и действеннее.
– Это иммунотерапия, таргетная терапия, которые направлены конкретно на пораженные клетки и переносятся организмом лучше, чем химия, — пояснила врач. — Частично препараты закупает Министерство здравоохранения. Также помогают благотворительные фонды, особенно в тех случаях, где проводится трансплантация костного мозга.
Кстати, в начале 2024 года в Региональном медицинском центре семейного здоровья возобновили такие операции и уже провели несколько удачных вмешательств. В Днепре сейчас делают аутотрансплантацию. Это когда пациент является донором стволовых гемопоэтических клеток для самого себя. Трансплантация необходима, если заболевание не реагирует на стандартные терапевтические методики.
Врач говорит, что, кроме медикаментозного лечения, важную роль в борьбе с онкологическими заболеваниями играет психическое здоровье как ребенка, так и его родителей. Любая болезнь — это стресс, а смертельно опасная — парализующий страх, отчаяние, депрессия. Здесь сверхважно собраться с силами всей семье, улыбаться даже сквозь слезы и никогда не сдаваться. В этом, как может, помогает весь коллектив Онкогематологического центра.
– Понятно, что пребывание в больнице, даже кратковременное, — это шок для детей, — говорит врач. — А при онкологии приходится в ней жить. Химиотерапия очень агрессивная, страдают все органы и системы организма. Это тошнота, отсутствие аппетита, бессилие, головная боль… На фоне ослабления организма добавляются инфекции. Психологически трудно всем. Бывают случаи, когда дети поддерживают родителей, а не наоборот, как мы привыкли. Слезы на глазах наворачиваются, когда видишь, как маленькие ангелочки говорят: «Мама, не плачь, я обязательно выздоровею!». Такая взаимоподдержка чрезвычайно важна!
– Мы, врачи, тоже стараемся помочь и подбодрить, как можем. Также в больнице есть профессиональные психологи, приходят волонтеры, которые организовывают различные развлекательные мероприятия, — рассказала Ольга Сирневич. — Еще у нас есть Школа супергероев, где учителя помогают пациентам наверстывать образовательные потери. График занятий подстраивается под каждого пациента индивидуально, учитывая лечение, которое дети получают. Оптимизм — главный «враг» всех болезней.
Трансплантация — шанс на жизнь для 14-летнего Владимира
Блок интенсивной терапии. В одной из палат находится 14-летний Владимир. Ему уже провели трансплантацию и сейчас идет процесс восстановления.
– Этот пациент попал в отделение в 2023 году, жаловался на кашель, повышение температуры, — рассказывает Александр Юрьевич Авилов — детский онколог. — При обследовании выявлено новообразование переднего средостения. Сделали биопсию, выяснили, что оно злокачественное. Провели предоперационный курс химиотерапии, потом парня оперировали вместе с кардиохирургами. Это была сложная, длительная операция. А дальше было еще достаточно много курсов химиотерапии. 4 обычной, потом еще 4 курса химиотерапии второй линии.
Пациент прошел также сложное лечение с помощью высоких доз химиотерапии. Этот метод уничтожает не только раковые клетки, но и здоровые клетки костного мозга.
– На химиотерапии достигли нормальных результатов, опухоль уменьшилась, — сказала Ирина Викторовна Посмитюха, заведующая онкогематологическим отделением. — Когда пациент был готов, мы изъяли его стволовые клетки. Есть специальное оборудование, с помощью которого это сделали. Затем клетки проходят подготовку в стерильной среде. После чего материал замораживают при температуре — 80-90 градусов. Впоследствии разморозили материал и пересадили его пациенту.
Владимир в течение двух недель находился в отдельном помещении в полной изоляции.
– Мы заходили в стерильных халатах, масках, шапочках, бахилах, — рассказала Ирина Викторовна. — Больше никто не заходил, даже мама парня. Она была в соседнем боксе, ее заблаговременно обследовали и сделали прививки от инфекций.
После того, как пациенту сделали пересадку, начался опасный период, когда должны прижиться его стволовые клетки.
– У него все было очень сложно, — вспоминает врач. — Проблемы с давлением, кандидоз, кровотечения, рвота, энтероколит. Конечно, сами мы бы не справились. Здесь комбинированная работа многих специалистов. Участие онкологов, врачей, которые выполняли химиотерапию, реаниматологов, трансфузиологов, хирургов, работников лаборатории и радиационной медицины и тому подобное.
Примерно через месяц после проведения высокодозной химиотерапии Владимира перевели из реанимации.
– Сейчас его состояние значительно лучше, — говорит Александр Юрьевич, детский онколог. — У него уже не нулевые показатели. Гемоглобин уже 93, лейкоциты — 5,5, тромбоциты — 32. Конечно, он еще не выздоровел, но наметилась тенденция к выздоровлению. У этого ребенка уникальный случай. У парня перед сердцем была очень большая опухоль. Его несколько раз оперировали, выполняли реконструкцию крупных сосудов. Это было очень сложно. К сожалению, мы не можем гарантировать, что он выздоровеет полностью. Эти опухоли могут прорастать в структуру легких, где технически невозможно оперировать. Поэтому наша надежда только на эту химиотерапию и трансплантацию.
С начала года днепровские врачи провели трансплантацию пяти детям
За последние полгода пять пациентов в Днепре уже прошли процедуру аутотрансплантации костного мозга. Это новая, высокотехнологичная методика, которая позволяет бороться с раком даже в самых сложных случаях. Мощный толчок для развития трансплантации костного мозга в Украине в этом году сделало и само государство. В Программу медицинских гарантий внесли пакет «Лечение взрослых и детей методом трансплантации гемопоэтических стволовых клеток». Не секрет, что эти операции очень дорогостоящие, а теперь они полностью проводятся с возмещением потраченных средств государством. КП «Региональный медицинский центр семейного здоровья» имеет договор с НСЗУ о предоставлении этих услуг.
Но даже несмотря на положительные результаты, рецидивы случаются.
– Наибольшие проблемы возникают через 2 и 5 лет, — говорит Александр Юрьевич. — Если пройдет этот период, то мы можем сказать, что все хорошо. У нас есть ребенок, у которого рецидив произошел через месяц. После этого ему сделали трансплантацию, он уже приезжал на контроль. Надеюсь, что мы его вылечили окончательно.
Врачи отмечают, что хотя процедура аутотрансплантации является сложной и связанной с определенными рисками, предварительные результаты очень обнадеживают. Большинство детей, которые прошли лечение, чувствуют себя хорошо и продолжают жить полноценной жизнью.
– У нас это не первый ребенок такой, мы уже имеем статистику, что через определенный промежуток времени все хорошо, — говорит Ирина Викторовна. — Есть дети, у которых уже прошло более двух месяцев. Мы делали контрольные КТ, все в норме. Есть пациенты, у которых прошло уже 8-9 месяцев после трансплантации. Это резистентно-устойчивые к стандартной терапии дети. Им было недостаточно той химии, которая проводится стандартно. Поэтому переходили на другие методы лечения.
На пути к выздоровлению: истории детей, которые побеждают рак
Все вопросы, касающиеся лечения пациентов решает мультидисциплинарный консилиум. Встречаются кардиологи, хирурги, неонатологи, онкологи и др. Такой подход позволяет разработать индивидуальный план лечения для каждого пациента.
16-летний Станислав — талантливый хоккеист. Его болезнь началась с банальной простуды, но быстро переросла в серьезное заболевание. Лечение оказалось сложным и длительным.
– Мой сын подхватил обычный вирус, думали, что за несколько дней все пройдет, — рассказывает Юлия, мама Станислава. — Ему уже становилось лучше, но была слабость. Он у нас спортсмен, всегда очень активный, а тут был вялым. Сдали анализы, оказалось, что очень низкие тромбоциты. Склеры пожелтели, появились петехии на конечностях. Нас направили в областную детскую больницу. Мы были в инфекционном отделении, где диагностировали цитомегалавирус, гепатит С. Но это был не основной диагноз. Сыну сделали пункцию, выяснилось, что проблемы гематологические — апластическая анемия. С марта этого года лечимся, он прошел химиотерапию. Очень специфическое лечение. На данный момент речь о выздоровлении пока не идет, но мой сын стал меньше инфузозависим.
Для Станислава остро стоит вопрос продолжения обучения, ведь спорт — неотъемлемая часть его жизни.
– Мой сын учится в Киеве, в спортивном колледже, — сказала Юлия. — А как ему учиться, если он не имеет возможности тренироваться. Есть варианты, чтобы он остался учиться онлайн. Потому что мы не понимаем, насколько затянется лечение.
14-летний Артуш мечтает стать автомехаником. Но его планы на будущее пришлось отложить из-за страшного диагноза. Мальчик проходит лечение, но не теряет оптимизма.
– Я здесь нахожусь уже 9 месяцев, — рассказывает Артуш. — Мне делают химиотерапию, повышают показатели анализов при необходимости. Сейчас у меня предпоследняя химия и все. Дальше я планирую закончить 9 класс и идти учиться в автотранспортный.
Мама Артуша рассказывает о долгом пути, который им пришлось пройти. Она выражает искреннюю благодарность медикам, которые спасли жизнь ее сына.
– У него была шишка на скуле, мы обратились сначала в одну больницу, потом в другую, — вспоминает Кристина. — Никто не мог определить, что это такое. А потом мы обратились к челюстно-лицевому хирургу, он нас сюда направил. Он моего сына и оперировал. Это была сложнейшая операция, которая длилась десять с половиной часов. Здесь очень хорошо относятся к пациентам, лечат детей и поддерживают родителей. Также большую поддержку дает Школа супергероев. Родственники и одноклассники не остались в стороне. Учителя постоянно звонили, приходили к нам. Поддержка очень помогла.
Эти истории — лишь маленькая часть большой борьбы, которую ведут с раком дети, их родители и врачи. Только в таком тандеме страшную болезнь можно преодолеть. Они напоминают нам о том, что даже в самых сложных ситуациях важно не терять веру и поддерживать друг друга.
Фото: Владимир Федорищев, Валерий Кравченко, из телеграм-канала главы ОВА Сергея Лысака.