Skip to content

ЕКСКЛЮЗИВ Подводные камни «Национального кэшбэка»: что не так с новой программой Правительства

30 тысяч гривен. Именно столько украинцы должны потратить на товары по экспериментальной программе «Национальный кешбэк» для того, чтобы рассчитывать на максимальные 3 тысячи гривен бонусов. Чтобы получить компенсацию за покупки нужно рассчитываться картой. А много вы знаете пенсионеров почтенного возраста, которые смогут зарегистрироваться и картой оплатить свои покупки? Более того, не только пенсионеры не смогут принять участие в программе, а также малый и микробизнес, которого насчитывается почти 2 миллиона предпринимателей. Дело в том, что по условию программы, продавать товары могут компании, которые находятся на общей системе налогообложения. Есть ли подводные камни в этой программе, — выяснял корреспондент “Наше місто”. 

Правительство утвердило программу “Национальный кэшбек” с целью поддержки украинцев и отечественных производителей. Тестирование программы началось 2 сентября и должно продолжаться около месяца. В этом году программа будет действовать до 31 декабря, а в следующем году – если найдется финансирование. За последние месяцы 2024 года на кэшбек планируют потратить 3 миллиарда гривен, а в следующем планировали 6 миллиардов гривен, но пока этой суммы в проекте госбюджета-2025 не видно. Это происходит на фоне нехватки средств на финансирование армии.

Проблема 1: легитимность кэшбека

Механизм запустили через постановление правительства и этого для пилотного проекта достаточно: Кабмин «перекинул» деньги с одной программы на другую.

«По состоянию на сейчас (11 сентября – ред .) инициативу запустили, постановление приняли, а высший законодательный акт, то есть сам закон, до сих пор не принят. Он не проголосован в сессионной зале ни в первом, ни во втором чтении. То есть закон еще не принят, а механизм уже запущен», – говорила народная депутат Галина Васильченко.

Законопроект еще не проголосовали, а тестирование кэшбека уже началось.

Судя по тому, что у парламента впереди обсуждение увеличения налогов и бюджета на следующий год, то вряд ли в этом году «дойдут руки» до голосования за кэшбек.

Проблема 2: банковская тайна

Для того чтобы получить деньги по программе, нужно предоставить разрешение на передачу данных о транзакциях с выбранных карт. Это может быть как одна карточка, так и несколько одного или разных банков. Напомним, что в программе участвуют “ПриватБанк”, “Сбербанк”, Sense​ Bank (“Сенс Банк”), “А-банк”, “ПУМБ”, UKRSIBBANK (“Укрсиббанк”), monobank (“Универсал Банк”), “Укрэксимбанк”, “Глобус”, “Укргазбанк”, “Банк Кредит Днепр”. 

“Дія” эту информацию (о расходах – ред.) использует, чтобы насчитать кешбек. Она не хранит, не передает эту информацию никуда далее. Нет никаких оснований считать, что эта информация будет использована ни для чего другого, чем начисление кэшбека”, – объяснила заместительница министра экономики Надежда Бегун, отвечавшая за разработку национального кешбека. Она напомнила, что для отслеживания теневых расчетов есть финмониторинг.

Тем не менее в обществе активно обсуждается, чем может закончиться идея со сбором данных украинцев про их расходы.

Адвокат ОО «Платформы прав человека» Евгений Воробьев считает, что в предоставлении согласия нет ничего незаконного.

– Предоставление лицом согласия на получение доступа к информации о его банковском счете — это законно, — объяснил Евгений Воробьев, адвокат ОО «Платформы прав человека». —  Согласно ст. 62 ЗУ «О банках и банковской деятельности» информация относительно юридических и физических лиц, составляющих банковскую​ тайну, раскрывается банками: по запросу или по письменному разрешению соответствующего юридического или физического лица.

С его слов, в постановлении Кабмина по запуску кэшбека Государственная налоговая служба (ГНС) действительно будет иметь «доступ к информации о счетах покупателя, которые он добровольно определил для целей этой программы».

– Теоретически налоговая может провести анализ информации. У них есть доступ к информации обо всех полученных доходах граждан, и, если будет дисбаланс, то теоретически могут попросить объяснить разногласия между доходами и расходами. И если объяснения будут не убедительны, то проведут проверку и могут доначислить соответствующие налоги», – выдвигает предположение Евгений Воробьев. Напомним, что главная цель программы – это вывести экономику из тени, а нелегальные доходы — это та же тень.

Также получить информацию по счетам могут правоохранители в рамках уголовного производства через суд, или мошенники, когда звонят с легендой о заблокированных счетах и требуют назвать данные по карточке.

Адвокат Кирилл Сидоренко считает, что для контроля по расходам нужно, чтобы все перешли на электронные расчеты.

– Я вижу две стороны медали, — прокомментировал адвокат Кирилл Сидоренко. —  Первая – пока не существует нормативно-правовой базы, которая бы сравнивала расходы граждан согласно их​ официальных доходов. Второе – не исключено, что в будущем украинцев будут контролировать не по прибылям, а по расходам. Это лично мое субъективное мнение, что программа кэшбека может быть первым шагом к этому. Но для этого нужно, чтобы все расходы перешли в электронный формат.

Как напомнил аудитор Михаил Крапивко, статья 67 Конституции Украины обязывает всех ежегодно подавать декларацию о своем имущественном положении и доходах за прошедшей год. Но в реальности этого не происходит. 

Проблема 3: в программе могут участвовать не все продавцы украинского

В программе кэшбека принимают участие производители, продавцы, покупатели и банки. Продавцы должны быть на общей системе налогообложения, и это могут быть как большие компании, так и предприниматели. Но большинство малого и микро бизнеса не используют такую систему налогообложения, поэтому в программе кэшбека они участия не примут.

Это определенная дискриминация, потому что выходит, что малому бизнесу не нужна поддержка украинского потребителя. Однако этому может быть объяснение: зарегистрировать всех, кто имеет РРО долго, а президент Владимир Зеленский уже проанонсировал программу и правительство пообещало, что в этом году она заработает. 

Кроме того, дискриминация существует не только относительно компаний, но и для покупателей. Получить кэшбек могут те, кто зарегистрируется и будет рассчитываться безналом. Это та же борьба с теневой экономикой. Но много вы видели стариков, которые умело упражняются с гаджетами и рассчитываются исключительно карточкой? И если вы хотите получить максимальные 3 тысячи гривен кэшбека, то вам нужно будет потратить 30 тысяч гривен в месяц на товары, которые участвуют в программе. Даже с максимальной пенсией это сделать будет сложно.

Аудитор Михаил Крапивко считает, что идея кэшбєка хорошая, а реализацию нужно доработать.

– Решили ограничить регистрацию продавцов только торговыми сетями. Таким образом сети получили конкурентное преимущество, а маленький производитель уже лишен того прироста, который обещает производителям программа, — считает Михаил Крапивко, и это объясняется тем, что не разрекламированному бренду трудно зайти на полки в большие магазины.

Тем не менее, со слов эксперта, с оплатой коммуналки может стать лучше, а самый главный положительный эффект – это новые рабочие места, потому что у торговых сетей из-за кэшбека будет больше загрузки, а для этого потребуется больше работников. А больше рабочих мест – это больше налогов на доходы В любом случае,  реальные результаты внедрение кэшбека можно будет увидеть только через несколько лет.

Проблема 4: 3 млрд грн на программу, когда в бюджете не хватает средств на армию

В этом году на программу предусмотрено 3 миллиарда гривен. В среднем помощь от государства, как подсчитали в Минэкономики, будет 500-600 гривен кэшбека на одного человека в месяц при условии, что зарегистрируются 10 млн человек на конец 2024 года. Заметим, что в декабре не будет кэшбека из-за окончания бюджетного года.

Получены средства можно будет использовать до 31 января 2025 на определенный список услуг. В следующем году на кэшбек планируют потратить еще 6 миллиардов гривен. Это происходит в то время, когда из “каждого утюга” слышно о нехватке средств на армию и попытки поднять налоги, чтобы обеспечить войско.

«Нам нужны средства на войну, а чтобы заработать средства на войну, нам нужно, чтобы бизнес нам эти средства платил в виде налогов. Больше оборотов – больше налогов », – так объяснили в Минэкономики почему кэшбек запустили именно сейчас, относительно которого еще не решили – будет ли он облагаться налогом .

Однако не все народные избранники считают, что такой формат помощи от государства верный.

«В последнее время ко мне обращаются за комментариями о выплатах боевых для военных. Потому что сейчас активно обсуждают то, что денег может не хватить, – написал нардеп Алексей Гончаренко . – Не марафон, не сериалы, не барабаны, не кэшбек, который сейчас активно тиражируют. В первую очередь – обеспечение войска».

То, что кэшбек не сделает чуда в экономике говорит нардеп, представитель налогового комитета ВР Ярослав Железняк : «Абсолютно популистская инициатива, которая имеет отношение к какому-то оживлению экономики примерно так же, как молот к балету. То есть никак».

Никто не будет спорить с тем, что идея поддержки отечественного производителя – это хорошо. Хотя, как заявила представительница Минэкономики Надежда Бегун, правительство пока не понимает, кто является украинским производителем, а кто нет. И процесс создания такого реестра пока продолжается. Однако если и делать подобные проекты, то без преференций и не во время войны, когда приоритеты однозначные – на первом месте должны быть нужды военных.

Автор: Ирина Логуш

Категория: Война, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Украина

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: