Для всего мира Мариуполь — символ трагедии, жестокого террора, большой беды. Как украинская Буча или сирийский Алеппо. Жертвами российской агрессии стали десятки тысяч мариупольцев. Спасаясь от вражеских обстрелов, голода и неминуемой смерти, родные дома вынуждены были покинуть тысячи горожан. Многие обрели свой кров в Днепре. В нашем городе работают уже два социальных общежития, в которых жилье получили более 500 вынужденных переселенцев. О непростых судьбах мариупольцев расскажет «Наше місто».
О счастливом будущем лучше помечтать с внуком
Многие жители общежития на улице Нила Армстронга люди пожилые. В свое время они достаточно поколесили по союзу, но всякий раз их тянуло в родную Украину. В молодости Анна Рожкова вместе с мужем и детьми поехала в Якутию, где задержалась аж на полтора десятилетия.
– Сама я из Славянска, — рассказывает Анна Ивановна. – Но переехала в Мариуполь, вышла замуж, родила двух мальчиков. Обычное дело. Денег хотелось побольше и мы рванули за ними на крайний север. По профессии я кондитер, но заочно окончила институт, работала в столовой, а потом заведовала складом.
Конечно, после морского курорта жить за полярным кругом неуютно. Но наша землячка как-то втянулась. Хотя нешуточный мороз порой серьезно доставал.
– Склады были во льдах, в длину метров триста, — продолжает собеседница. – Сядешь с ребятами на тележку, включишь рубильник и едешь из одного конца в другой. Мясо самолетами доставляли: оленину, сохатину. Приходилось разгружать и мне. Зимой от холода даже зубы промерзали.
В родной Мариуполь Анна Рожкова вернулась в 1990-м, через год родила дочь, а еще через четыре года похоронила мужа. В 1997-м Анна Ивановна снова вышла замуж, но спустя 16 лет потеряла супруга. Судьба! Казалось, что все испытания для многострадальной мариупольчанки уже позади. Но в феврале 2022-го началось самое жуткое.
– Когда чуть ли над головами пролетал первый самолет было ощущение, что Земля пополам раскололась, — вспоминает переселенка. – Ужас! С большим трудом выехали из города. Потом была тяжелая операция на сердце, полгода прожила в Германии, но это не для меня. Вернулась. Подала заявку в центр «ЯМариуполь» и вот мне дали отдельную комнату. Повезло!
Сегодня дочь Анны Ивановны за границей, а сыновья с внуками в Днепре.
– Младшему внуку Никите 10 лет, когда он приходит в гости, мы мечтаем о нашем возвращении, — с грустью рассказывает бабушка. – У нас прекрасный дом и замечательный двор. Там росли красивые цветы, огромный орех и осенью дети любили кувыркаться в опавших листьях. «Бабушка, давай, когда вернемся во дворе фонтан установим», — предлагает Никита. – Давай достроим в доме еще одну комнату и сделаем летний сад. Давай поставим шведскую стенку. Давай, хоть помечтаем». Очень хочется вернуться домой. Очень!
Девятиэтажки горели, как свечи
Общий трудовой стаж мариупольца Николая Зимницкого более полувека. Случались и у него длительные командировки. К примеру, после техникума Николай Владимирович два с половиной года проработал в Башкирии, но потом вернулся и до самой пенсии трудился электросварщиком на местном тяжмаше.
Все чудеса, которые случаются в его жизни рабочий-ветеран объясняет божьим провидением.
– Мы с женой верующие и всегда и во всем надеемся на божью помощь, — отмечает Николай Владимирович. – Вера нас спасает. Однажды пошли к «Азовстали» к колодцу за водой, возвращаемся и тут меня точно в бок толкнули. «Давай, Валя, передохнем», — обращаюсь к супруге. Остановились. И через несколько секунд мина взорвалась метрах в пятидесяти. Если бы не остановились, прямо на нее и попали б. Так было не раз. Как-то ехал на машине и буквально в нескольких метрах «прилетело». Только камушки по лобовому стеклу посыпались. А я цел и невредим.
«Прилетало» и в дом, где жили Николай и Валентина Зимницкие. Первый раз пострадали соседские квартиры со старыми, деревянными окнами. Ну а во второй супругов спасло чудо.
– Рвануло в два ночи, — рассказывает Николай Владимирович. – Взрывной волной вынесло балкон и двери, да так, что они чуть нас, спящих, не накрыли. Когда рассвело, увидели: квартира посечена осколками. В тумбочке дыра, в стенах дыры, а над кроватью 10-сантиметровый снаряд из стены торчит. Слава богу, мы живы! Дочь как увидела, что случилось с порога сказала: «Немедленно уезжайте!». Мы и сами понимали: ехать надо. Ведь у нас на глазах девятиэтажки горели, как свечи и после стояли обугленные и почерневшие.
Но были и другие чудеса. Чудеса доброты и милосердия.
– Приехали на Львовщину, в Борислав, пошли отмечаться в Пенсионный фонд, — рассказывает Валентина Владимировна. – У местной жительницы спрашиваем дорогу, а она интересуется: «Откуда вы?». Когда узнала, что из Мариуполя достала из кошелька 500 гривен. «Хоть чем-то вам помогу», — говорит эта женщина и отдает нам деньги.
И то, что после всех испытаний и скитаний по стране Николай и Валентина получили жилье в социальном общежитии Днепра тоже чудо.
– Наши дети кто где, — констатируют переселенцы. – Внуки с родителями за за границей. Одна из дочерей в Киеве, вторая — в Мариуполе. Не смогла с малыми детьми выехать. А мы обратились в «ЯМариуполь» и нам предоставили жилье. Чудо! Конечно, домой хотим вернуться. Тянет! Верим, что однажды мечта сбудется, хотя дома нашего уже нет. Снесли и даже котлован засыпали.
«Прилеты» напоминают о родном городе
Анатолий и Алла Цыгановы поселились в общежитии еще в середине июля. Старожилы! В начале марта 2022-го они, как и тысячи других мариупольцев, были вынуждены спешно эвакуироваться. Куда деваться?
– Бомбежки каждый день, — вспоминает Анатолий Тимофеевич. — Снаряды пролетали над нашими головами. У дочери в частном секторе два снаряда полностью разнесли дом. Над нашей 9-этажкой самолет сбросил бомбу, и она разорвалась в нескольких метрах. Дом точно подпрыгнул. Все стекла – долой.
Эвакуация проходила непросто. Сначала супруги добрались до ближайшей Юрьевки, потом – до Бердянска и после направились в Днепр. Дочь уехала в Германию, а Анатолий и Алла через центр «ЯМариуполь» подали заявку на социальное жилье.
– Поселились 18 июля, — рассказывает Алла Петровна. — Замечательно, что нам помогли с жильем. Снимать квартиру дорого. А тут своя комната со всеми удобствами. Конечно, нам повезло. Отличное помещение, все работает. Огромная благодарность мэрам Мариуполя и Днепра. Днепр, вообще удивительный город – чистый и красивый. К сожалению, после операции на тазобедренном суставе муж ходит неважно и потому мы мало где бываем. Зато война достаёт нас и здесь. Недавние «прилеты» напугали и напомнили о нашем городе. О нашей беде. Скорее бы этот кошмар закончился. И для Мариуполя и для Днепра. Для всей Украины!
В Днепре откроют третье социальное общежитие
Масштабный проект помощи вынужденным переселенцам стал возможен, благодаря правительству Франции, Международной организации миграции, международным донорам и благотворительным организациям. Разумеется, важную роль сыграло эффективное сотрудничество городских властей Днепра и Мариуполя.
– Я очень рад, что сейчас заезжают новые семьи, — констатировал Борис Филатов, городской голова Днепра. — Все это время мы помогаем Мариуполю, потому что это — наш долг. Живите долго и счастливо! Я всегда рядом с вами. Не стесняйтесь говорить, если нужна помощь.
Мэр Мариуполя Вадим Бойченко багодарит городские власти Днепра и международных партнеров.
– Мы хотели создать новое видение, новое отношение, качество, новый комфорт, — отметил городской голова. — Ответить на вопрос «что такое социальное жилье в государстве Украина?». И это именно этот объект — где в центре внимания человек, а для него создана достойная инфраструктура.
К сожалению, в помощи и поддержке нуждаются еще тысячи мариупольцев, лишившихся крыши над головой. Днепр делает все возможное, чтобы помочь пострадавшим.
— Порядок предоставления жилья в социальном общежитии такой: мариуполец подает заявку в центр «ЯМариуаоль», предоставляет соответствующую документацию после чего на сессии горсовета принимается решение, — рассказывает Ольга Манакова, заведующая хозяйственной частью социального общежития. – Сейчас в Днепре есть два общежития для мариупольцев: на улицах Пехоты Короля и Нила Армстронга. Планируется открыть третье – на улице Лазаряна. Предполагается, что жилплощадь в нем получат 172 семьи.