Site icon Наше Місто

Благотворительность в Днепре во время войны: как изменились приоритеты

благотворительность в Днепре

Она работает с утра до вечера, поддерживая чистоту в центре временного размещения маломобильных людей, эвакуированных из горячих точек «Океан добра», который стал пристанищем для нее и для многих беспомощных стариков из Донецкой области. Эвакуировать таких — большая проблема. Во-первых, трудно вывезти, а во-вторых — крайне трудно найти жилье, ведь владельцы квартир чаще отказывают семье, в которой есть старые и больные люди. 5 сентября во всем мире отмечают Международный день благотворительности, что такое благотворительность во время войны, выясняет «Наше місто».

Женщина из города роз

Валентину Ивановну в центре адаптации называют пчелкой и удивляются, откуда у пожилого человека берутся силы столько работать. Сама женщина из Бахмута и тоже в свое время была эвакуирована с помощью «Океана добра». Она до сих пор скучает по родному городу, которого уже не существует и называет его самым красивым городом роз. 

Валентина Ивановна из Бахмута. Фото: Владимир Федорищев

Когда-то прочитала мудрое выражение: будьте всегда заняты — это лучшее и бесплатное лекарство от всех недугов, — говорит Валентина Ивановна, которая не признается, сколько ей лет.

Оказавшись в новом для себя месте, она долго не сидела сложа руки, а начала делать лучше пространство вокруг себя и отдавать почти все свое время подопечным центра «Океан добра». При этом женщина не считает, что делает что-то особенное. 

Трансформация благотворительности

Война в Украине существенно повлияла на все сферы жизни, в том числе и на благотворительность. Традиционные направления финансирования (помощь в лечении, культурные проекты и т.д.) отошли на второй план, денежные потоки были переориентированы на насущные потребности, связанные с обороной страны и гуманитарной помощью. А волонтерство во многих случаях стало работой, которую финансируют гуманитарные фонды.  

Полномасштабная война в Украине создала беспрецедентные гуманитарные потребности. Для их удовлетворения требуются большие ресурсы — от продуктов питания и медикаментов до топлива и оборудования. Волонтерская деятельность во время войны выходит за рамки обычной помощи. Волонтеры часто выполняют сложные задачи, такие как эвакуация людей из опасных районов, доставка гуманитарной помощи в горячие точки, организация временных убежищ и тому подобное. Для выполнения таких задач нужны не только добрые намерения, но и определенная организация, координация и ресурсы. Однако, несмотря на финансовую поддержку, волонтерство остается важным проявлением гражданского сознания и взаимопомощи.

Ключевые изменения в благотворительности во время войны

Война в Украине стала катализатором для развития благотворительности в стране. Она показала, что украинцы способны на большую солидарность и готовы помогать друг другу в самые сложные времена. Благотворительность стала неотъемлемой частью жизни общества и, вероятно, сохранит свои высокие темпы развития и после окончания войны.

Единственный в Украине «Океан добра»

Центр временного размещения маломобильных пожилых людей, эвакуированных из горячих точек «Океан добра» появился в Днепре во время войны и существует благодаря международным проектам, которые финансируют ставки санитаров, уборщицы и соцработника. С помещением помогают городские власти Днепра. За более чем два года через центр прошли почти три тысячи беженцев от войны. Пока он является единственным в Украине, который принимает пожилых людей без документов, с деменцией, лежачих, одиноких, которым надо искать места в домах престарелых. 

Ольга Волкова. Фото: Владимир Федорищев

Когда начались активные военные действия, а люди начали штурмовать вагоны на вокзале, я увидела, что людям с инвалидностью некуда эвакуироваться, — рассказывает председатель совета ОО «Океан добра» Ольга Волкова. — Я тогда обратилась к руководству Днепра. Мне помогли сначала организовать вагоны для таких людей. А потом стало понятно, что мы-то отправляем стариков и инвалидов, а ехать им некуда, и тогда мы открыли центр временного размещения людей с инвалидностью и пожилых людей. Городские власти Днепра выделили нам помещение и оплачивают наши коммунальные счета.

Центр социальной адаптации «Океан добра». Фото: Владимир Федорищев

Центр всегда переполнен. И здесь постоянно не хватает рабочих рук. Например, сейчас есть потребность в санитарах. А тем временем вновь усилилась эвакуация из Донбасса. Каждый день в центре принимают 8-13 человек. На прошлой неделе люди ехали из Димитрова. 

Соцработница Татьяна с одним из подопечных центра. Фото: Владимир Федорищев

Я почти не вижу свою семью уже три года, а все свое время отдаю работе в центре и помощи его подопечным. За каждым из них — большая работа: надо собирать документы, оформлять инвалидность, согласовывать места, где их могут принять на постоянное проживание. Я сама переселенка из Донецка и понимаю, как это тяжело уехать куда-то из дома, а особенно для пожилого человека. Мне их очень жалко, а с некоторыми из них очень тяжело расставаться, — говорит соцработница Татьяна.

Поможет «Пролиска»

Ежедневно работники гуманитарного центра «Пролиска», который работает благодаря международной поддержке, везут помощь в Никопольский район Днепропетровщины, который почти без передышки страдает от вражеских атак.  

Сергей Петровский. Фото: НМ

Вчера обстреляли Марганецкую громаду, — рассказывает Сергей Петровский, глава гуманитарного центра «Пролиска Днепр». — Частный сектор пострадал, есть погибшие, поэтому наша команда выехала туда на реагирование. Мы повезли строительные материалы, непродовольственные товары и психологическую поддержку.

Сотрудники «Пролиски» помогают ликвидировать последствия обстрелов. Фото: facebook.com/ProliskaDnipro

Он сам переселенец из Северодонецка и почти все сотрудники его центра — люди со статусом внутренне перемещенных лиц. Они не только помогают пострадавшим от обстрелов, но и организовывают эвакуацию людей из прифронтовых городов. Когда-то эти люди сами были вынуждены покинуть свои дома, поэтому они, как никто понимают тех, чье время бежать от войны настало сейчас. 

На третьем году войны волонтерство уже стало работой, а благотворительность в том, что мы отдаем работе все время и всего себя. Работаем почти круглосуточно, постоянно на связи. Это война и не может быть иначе, — рассказывает Сергей Петровский.

Сейчас в Днепр двинется новая волна людей из горячих точек Донецкой области — едут из Покровска, из Курахова, Селидова, Торецка. 

Татьяна Чиора. Фото: НМ

Даже если мы не можем туда заехать, то местные громады организовывают эвакуацию бронированными машинами, а мы забираем этих людей с точки назначения и массово их вывозим автобусами. В среднем мы вывозим до 30 человек в день, бывает больше, — рассказывает консультант гуманитарного центра Татьяна Чиора, которой пришлось бежать от войны дважды — сначала из Горловки, а потом из Часового Яра. 

Работники «Пролиски» также занимаются восстановлением документов пострадавших от войны, помогают оформить статус и финансовую помощь от государства.  

Кто спасет больных детей

Перед полномасштабным вторжением благотворительная деятельность в Украине имела свои характерные особенности. Одним из самых распространенных направлений была помощь детям, особенно тем, кто нуждался в лечении сложных заболеваний. Во время войны масштабы этой благотворительности значительно уменьшились. Например БФ Kiddo, который финансировал лечение детей, тоже перераспределил свой бюджет и помогает медикам, которые лечат раненых. К слову, именно благотворительный фонд Kiddo выплачивал собранные местным бизнесом деньги жителям разрушенного вражеской ракетой дома по Набережной Победы, 118.

Ирина Тришечкина с мэром Днепра Борисом Филатовым. Фото: Днепровский горсовет

В последние годы благотворительные средства перераспределились, это началось еще со времен ковида, —  рассказала Ирина Тришечкина, менеджер проектов БФ Kiddo. — Уже тогда многие благотворители переориентировались на поддержку больниц для борьбы с вирусом. А во время войны — это уже отдельная история: ВПЛ, разрушенные дома, дети-сироты и тому подобное. Впрочем, сейчас украинские дети могут бесплатно лечиться за рубежом. Особенно с онкологией, когда это, например, касается трансплантации костного мозга. 

Впрочем, у украинских детей большое количество диагнозов — от муковисцидоза и ДЦП до онкологии. А сборы средств у нас сейчас ведутся очень тяжело. Но остаются люди, которые не донатят на войну. Например, кто-то пацифист и он помогает только детям или кошкам и собакам. Но объемы такой помощи за два года войны очень уменьшились.

Как сбываются мечты

Еще за несколько лет до войны Ольга Гудименко вылечила своего сына Ярослава от онкологии, благодаря помощи благотворителей. Лечение проходило в течение 2006-2007 годов, а затем длительный период ремиссии. Женщина вспоминает, что в их больничном отделении работало много волонтеров.

Ольга Гудименко и ежегодная встреча в отделении, где лечился ее сын. Фото: из семейного архива

Это люди, которые очень много сделали: и сопровождали, и находили поликлиники за рубежом и в Украине, собирали средства на лекарства и для самого отделения, начиная от кровати и каких-то мелочей, до оборудования, — рассказывает Ольга Гудименко. — У нас это продолжалось в течение десятилетия. Актриса Елена Володина постоянно проводила сборы средств, искала выходы на клиники Израиля и Германии, организовывала для детей большие концерты, привозила звезд — это большой человек с большим сердцем.

Елена Володина с командой больничных клоунов. Фото: facebook.com/slusar.art

Ее сын Ярослав уже студент, но каждый год они с мамой обязательно приходят на встречу с теми, кто помог им когда-то отвоевать у болезни жизнь. Ольга говорит, что люди, которые прожили и прошли путь преодоления тяжелой болезни, всегда будут открыты к помощи людям. В их семье есть традиция на каждый Новый год приходить в больничное отделение с подарками и Святым Николаем.

Ярослав показывает свое детское фото с мамой. Фото: из семейного архива

Мой сын свой первый Новый год провел в больнице на Космической, ему тогда было всего три месяца, — рассказывает женщина. — И когда ему было четыре года у нас появилась такая идея, чтобы именно в новогодний вечер 31 декабря приходить в отделение к тяжелобольным детям, которых не отпускают домой на праздники. Мы заказываем Святого Николая и идем с ним по палатам и поздравляем детей.

А однажды сбылось одно из новогодних желаний Ольги и Ярослава.

Я просто сказала вслух, Господи, как бы хотелось бы, чтобы мы приехали на Новый год, в отделение, а там не было ни одного ребенка. И однажды так и произошло, мы приехали, а дежурный врач говорит, что деток в отделении нет — ни одного тяжелого не было, поэтому всех отпустили на праздники домой. это был один из самых счастливых Новых лет, когда наше желание сбылось, — вспоминает Ольга Гудименко.

Напомним, ранее мы писали, как дети-волонтеры в Днепре помогают ВСУ.

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version