Skip to content

Могут ли сотрудники ТЦК без полиции задерживать и доставлять граждан в Территориальный центр комплектования

Чи можуть співробітники ТЦК без поліції затримувати і доставляти громадян до Територіального центру комплектування

19 мая новый закон о мобилизации официально вступил в силу. В связи с этим есть изменения в некоторых правилах о мобилизации военнообязанных. Могут ли сотрудники ТЦК без полиции задерживать и доставлять граждан в ТЦК, а полиция без ТЦК вручать повестки, — расскажет «Наше Місто» со ссылкой на Департамент правового обеспечения Днепровского городского совета.

Кто может вручать повестки во время мобилизации в Украине

Повестки имеют право вручать официальные уполномоченные лица:

  • ТЦК (территориальные центры комплектования и социальной поддержки): на территории, за которую они отвечают.
  • Представители районных, городских госадминистраций (военных администраций): на территории, за которую они отвечают.
  • Представители исполнительных органов сельских, поселковых, городских, районных советов: в пределах населенных пунктов и на территории, за которую они отвечают.
  • Представители предприятий, учреждений, организаций: на территории своих учреждений и там, где работники выполняют свои трудовые обязанности.
  • Представители разведывательных органов, СБУ: на всей территории Украины (только для резервистов и военнообязанных, состоящих на учете в этих органах).

Задержание происходит органами внутренних дел (Национальной полицией):

  • В случае нарушения призывниками, военнообязанными, резервистами правил воинского учета.
  • В случае нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Важно заметить:

  • В статье 262 КУоАП не говорится о ТЦК как об органе, уполномоченном на задержание и доставку в учреждение ТЦК.
  • Исключительно полиция имеет полномочия на задержание и доставку в учреждение ТЦК, но только в случаях, четко определенных законодательством.

Во время административного задержания, независимо от обстоятельств, составление протокола является обязательным.

Согласно статье 261 КУоАП, протокол об административном задержании должен содержать:

  • Дата и место составления протокола: фиксируется дата и место, где задержано лицо.
  • Данные лица, составившего протокол: четко указывается должность, фамилия, имя и отчество лица, оформившего протокол.
  • Сведения о задержанном: информация о лице, которое задержали (фамилия, имя, отчество, место жительства и т.д.).
  • Время и мотивы задержания: фиксируется точное время задержания и четко описываются причины, которые привели к задержанию.

Подписание протокола об административном задержании

  • Протокол подписывается уполномоченным лицом, которое его составило, и задержанным лицом.
  • Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом делается запись в самом протоколе.

Информирование о местонахождении задержанного

Немедленно после задержания за совершение административного правонарушения сообщается о месте пребывания задержанного лица:

  • Его родственникам.
  • По его просьбе также владельцу соответствующего предприятия, учреждения, организации.
  • Уполномоченному органу такого предприятия, учреждения, организации.

Информирование об административном задержании и его продолжительности

  • Органы и должностные лица, имеющие право осуществлять административное задержание, обязаны сообщать о каждом случае такого задержания центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи. Это делается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Исключение: если лицо самостоятельно защищает себя или уже пригласило защитника, сообщение в центр правовой помощи не является обязательным.
  • Административное задержание может длиться не более 3 часов.

Другая процедура доставки нарушителя — ч. 1 ст. 259 КУоАП, которая регулирует доставку нарушителя определяет, что в случае невозможности составить протокол об административном правонарушении на месте его совершения, когда это обязательно, нарушителя могут доставить:

  • В полицейский участок.
  • В подразделение Военной службы правопорядка Вооруженных Сил Украины.
  • В территориальный центр комплектования и социальной поддержки.
  • В орган Государственной пограничной службы Украины.
  • В штаб общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы.
  • В общественный пункт по охране общественного порядка.

Кто может доставить:

  • Полицейский.
  • Должностное лицо Военной службы правопорядка Вооруженных Сил Украины.
  • Военнослужащий военнослужащий.
  • Работник Государственной пограничной службы Украины.
  • Член общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы.

Важно:

  • В случаях нарушения законодательства о государственной тайне, а также нарушения правил воинского учета, законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации военнообязанными или резервистами, которые находятся в запасе СБУ, доставку осуществляют сотрудники Службы безопасности Украины.
  • Доставка кадрового сотрудника разведывательного органа Украины при исполнении им служебных обязанностей возможна только в присутствии официального представителя этого органа.

Таким образом, в перечне лиц, осуществляющих доставку в ТЦК, отсутствуют работники ТЦК.

Также, в силу изменений, внесенных в статью 258 КУоАП законом №3696-IX, который вступил в силу следующим после закона о мобилизации, 19 мая 2024 года составление протокола о нарушении правил воинского учета и законодательства о мобилизации больше не является обязательным.

Согласно Постановлению №560, руководители районных (городских) ТЦК имеют следующие полномочия:

Обращаться в полицию с целью административного задержания и доставки в ТЦК лиц, которые:

  • Совершили административные правонарушения, предусмотренные статьями 210 и 210-1 КУоАП (неявка без уважительных причин или неуведомление о причинах неявки на вызов в ТЦК).

Принимать меры вместе с представителями полиции для административного задержания и доставки в ТЦК лиц, которые:

  • Отказываются от получения повесток.
  • Нарушили правила воинского учета.

Согласно Постановлению №560, полиция имеет право задерживать и доставлять в ТЦК граждан в следующих случаях:

1. Во время оповещения:

  • Если гражданин отказывается получить повестку, полицейский, который входит в состав группы оповещения, может осуществить его административное задержание и доставку в районный (городской) ТЦК.

2. Во время проверки военно-учетных документов:

  • Если гражданин отказывается проследовать в районный (городской) ТЦК, полицейский, который входит в состав группы оповещения, может осуществить его административное задержание и доставку в ТЦК.

Во время проверки документов предложение «проследовать» в ТЦК должно поступить от старшего группы оповещения (старшим может быть только представитель ТЦК) в следующих случаях

  • в случае установления, что гражданин нарушает правила воинского учета, определенные Порядком организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденным постановлением КМУ №1487 или Законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации»,
  • выявление расхождений военно-учетного документа с военно-учетными данными Единого государственного реестра «Оберіг».

Кроме того, полицейские самостоятельно могут осуществить административное задержание и доставку лица в ТЦК:

  • в случае отсутствия военно-учетного документа (или ВОД в электронной форме)
  • при наличии информации в реестрах и базах (банках) данных, входящих в единую информационную систему МВД, о розыске такого лица.

Также определено, что руководители территориальных органов (подразделений) полиции, организуют по обращению ТЦК, административное задержание и доставку органов (подразделений) полиции в указанные центры и органы резервистов и военнообязанных, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 210 и 210-1 КУоАП.

Административное задержание таких лиц может быть осуществлено независимо от их места пребывания на воинском учете. В таком случае лицо доставляют в ближайший ТЦК. Если в течение 30 календарных дней невозможно осуществить задержание и доставку лица в ТЦК:

  • Об этом сообщают ТЦК.
  • Полицейские организуют проверки лиц мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет.

Цель проверок:

  • Проверить наличие военно-учетного документа (ВОД) в электронной форме.
  • Проверить документ, удостоверяющий личность.

Если у лица отсутствует ВОД (ВОД в электронной форме), или в реестрах и базах (банках) данных МВД есть информация о розыске этого лица:

  • Осуществляется административное задержание такого лица.
  • Его доставляют в ближайший ТЦК.

Также Национальная полиция по сообщениям ТЦК, органов СБУ, соответствующих подразделений разведывательных органов осуществляет досудебное расследование в отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения, предусмотренные статьями 335, 336, 337 Уголовного кодекса (статьей 337 УК — уголовная ответственность предусмотрена за уклонение призывника, военнообязанного, резервиста от воинского учета после предупреждения, сделанного соответствующим руководителем ТЦК).

Напомним, ранее мы писали: В Минобороны объяснили, как будет происходить блокировка банковских счетов уклонистам.

Читайте также: Как получить военный билет в ЦНАПе.

Категория: Война, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: