19 мая новый закон о мобилизации официально вступил в силу. В связи с этим есть изменения в некоторых правилах о мобилизации военнообязанных. Могут ли сотрудники ТЦК без полиции задерживать и доставлять граждан в ТЦК, а полиция без ТЦК вручать повестки, — расскажет «Наше Місто» со ссылкой на Департамент правового обеспечения Днепровского городского совета.
Кто может вручать повестки во время мобилизации в Украине
Повестки имеют право вручать официальные уполномоченные лица:
- ТЦК (территориальные центры комплектования и социальной поддержки): на территории, за которую они отвечают.
- Представители районных, городских госадминистраций (военных администраций): на территории, за которую они отвечают.
- Представители исполнительных органов сельских, поселковых, городских, районных советов: в пределах населенных пунктов и на территории, за которую они отвечают.
- Представители предприятий, учреждений, организаций: на территории своих учреждений и там, где работники выполняют свои трудовые обязанности.
- Представители разведывательных органов, СБУ: на всей территории Украины (только для резервистов и военнообязанных, состоящих на учете в этих органах).
Задержание происходит органами внутренних дел (Национальной полицией):
- В случае нарушения призывниками, военнообязанными, резервистами правил воинского учета.
- В случае нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Важно заметить:
- В статье 262 КУоАП не говорится о ТЦК как об органе, уполномоченном на задержание и доставку в учреждение ТЦК.
- Исключительно полиция имеет полномочия на задержание и доставку в учреждение ТЦК, но только в случаях, четко определенных законодательством.
Во время административного задержания, независимо от обстоятельств, составление протокола является обязательным.
Согласно статье 261 КУоАП, протокол об административном задержании должен содержать:
- Дата и место составления протокола: фиксируется дата и место, где задержано лицо.
- Данные лица, составившего протокол: четко указывается должность, фамилия, имя и отчество лица, оформившего протокол.
- Сведения о задержанном: информация о лице, которое задержали (фамилия, имя, отчество, место жительства и т.д.).
- Время и мотивы задержания: фиксируется точное время задержания и четко описываются причины, которые привели к задержанию.
Подписание протокола об административном задержании
- Протокол подписывается уполномоченным лицом, которое его составило, и задержанным лицом.
- Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом делается запись в самом протоколе.
Информирование о местонахождении задержанного
Немедленно после задержания за совершение административного правонарушения сообщается о месте пребывания задержанного лица:
- Его родственникам.
- По его просьбе также владельцу соответствующего предприятия, учреждения, организации.
- Уполномоченному органу такого предприятия, учреждения, организации.
Информирование об административном задержании и его продолжительности
- Органы и должностные лица, имеющие право осуществлять административное задержание, обязаны сообщать о каждом случае такого задержания центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи. Это делается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Исключение: если лицо самостоятельно защищает себя или уже пригласило защитника, сообщение в центр правовой помощи не является обязательным.
- Административное задержание может длиться не более 3 часов.
Другая процедура доставки нарушителя — ч. 1 ст. 259 КУоАП, которая регулирует доставку нарушителя определяет, что в случае невозможности составить протокол об административном правонарушении на месте его совершения, когда это обязательно, нарушителя могут доставить:
- В полицейский участок.
- В подразделение Военной службы правопорядка Вооруженных Сил Украины.
- В территориальный центр комплектования и социальной поддержки.
- В орган Государственной пограничной службы Украины.
- В штаб общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы.
- В общественный пункт по охране общественного порядка.
Кто может доставить:
- Полицейский.
- Должностное лицо Военной службы правопорядка Вооруженных Сил Украины.
- Военнослужащий военнослужащий.
- Работник Государственной пограничной службы Украины.
- Член общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы.
Важно:
- В случаях нарушения законодательства о государственной тайне, а также нарушения правил воинского учета, законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации военнообязанными или резервистами, которые находятся в запасе СБУ, доставку осуществляют сотрудники Службы безопасности Украины.
- Доставка кадрового сотрудника разведывательного органа Украины при исполнении им служебных обязанностей возможна только в присутствии официального представителя этого органа.
Таким образом, в перечне лиц, осуществляющих доставку в ТЦК, отсутствуют работники ТЦК.
Также, в силу изменений, внесенных в статью 258 КУоАП законом №3696-IX, который вступил в силу следующим после закона о мобилизации, 19 мая 2024 года составление протокола о нарушении правил воинского учета и законодательства о мобилизации больше не является обязательным.
Согласно Постановлению №560, руководители районных (городских) ТЦК имеют следующие полномочия:
Обращаться в полицию с целью административного задержания и доставки в ТЦК лиц, которые:
- Совершили административные правонарушения, предусмотренные статьями 210 и 210-1 КУоАП (неявка без уважительных причин или неуведомление о причинах неявки на вызов в ТЦК).
Принимать меры вместе с представителями полиции для административного задержания и доставки в ТЦК лиц, которые:
- Отказываются от получения повесток.
- Нарушили правила воинского учета.
Согласно Постановлению №560, полиция имеет право задерживать и доставлять в ТЦК граждан в следующих случаях:
1. Во время оповещения:
- Если гражданин отказывается получить повестку, полицейский, который входит в состав группы оповещения, может осуществить его административное задержание и доставку в районный (городской) ТЦК.
2. Во время проверки военно-учетных документов:
- Если гражданин отказывается проследовать в районный (городской) ТЦК, полицейский, который входит в состав группы оповещения, может осуществить его административное задержание и доставку в ТЦК.
Во время проверки документов предложение «проследовать» в ТЦК должно поступить от старшего группы оповещения (старшим может быть только представитель ТЦК) в следующих случаях
- в случае установления, что гражданин нарушает правила воинского учета, определенные Порядком организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденным постановлением КМУ №1487 или Законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации»,
- выявление расхождений военно-учетного документа с военно-учетными данными Единого государственного реестра «Оберіг».
Кроме того, полицейские самостоятельно могут осуществить административное задержание и доставку лица в ТЦК:
- в случае отсутствия военно-учетного документа (или ВОД в электронной форме)
- при наличии информации в реестрах и базах (банках) данных, входящих в единую информационную систему МВД, о розыске такого лица.
Также определено, что руководители территориальных органов (подразделений) полиции, организуют по обращению ТЦК, административное задержание и доставку органов (подразделений) полиции в указанные центры и органы резервистов и военнообязанных, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 210 и 210-1 КУоАП.
Административное задержание таких лиц может быть осуществлено независимо от их места пребывания на воинском учете. В таком случае лицо доставляют в ближайший ТЦК. Если в течение 30 календарных дней невозможно осуществить задержание и доставку лица в ТЦК:
- Об этом сообщают ТЦК.
- Полицейские организуют проверки лиц мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет.
Цель проверок:
- Проверить наличие военно-учетного документа (ВОД) в электронной форме.
- Проверить документ, удостоверяющий личность.
Если у лица отсутствует ВОД (ВОД в электронной форме), или в реестрах и базах (банках) данных МВД есть информация о розыске этого лица:
- Осуществляется административное задержание такого лица.
- Его доставляют в ближайший ТЦК.
Также Национальная полиция по сообщениям ТЦК, органов СБУ, соответствующих подразделений разведывательных органов осуществляет досудебное расследование в отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения, предусмотренные статьями 335, 336, 337 Уголовного кодекса (статьей 337 УК — уголовная ответственность предусмотрена за уклонение призывника, военнообязанного, резервиста от воинского учета после предупреждения, сделанного соответствующим руководителем ТЦК).
Напомним, ранее мы писали: В Минобороны объяснили, как будет происходить блокировка банковских счетов уклонистам.
Читайте также: Как получить военный билет в ЦНАПе.
Категория: Война, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: Война, Мобилизация